Конспект урока по физике в 10 классе. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Зорина Ирина Евгеньевна

Конспект урока по физике в 10 классе.Тема: "Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zorina_i.e._elhovka.konkurs.rar624.46 КБ

Предварительный просмотр:

          Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.                      

 Цель урока – изучить типы взаимодействий в природе, закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Шире раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить движение тел в гравитационном поле; выработать умения воспринимать и излагать новый материал;
  • показать практическую значимость изученного материала;
  • сформировать понятие гравитационных сил;
  • добиться усвоения закона всемирного тяготения;
  • познакомить с опытным определением гравитационной постоянной.

Воспитательные:

  • формировать систему взглядов на мир;
  • воспитывать интерес к творческий и исследовательский работе.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление;
  • совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.

Оборудование к уроку: видеопроектор, экран, презентация

Домашнее задание: §29, 30, 31. Упр 7(1),

План урока:

1. Организация начала урока, формулировка темы и цели урока – 1 мин.

2. Повторение пройденного материала по теме « Основные понятия динамики» :выполняют тест.– 6 мин.

( Взаимопроверка,  ответы проецируются учителем на доску)

3. Новый материал – 12 мин.

( изучают самостоятельно по параграфам учебника-  )

4. Решение практической задачи – 2 мин.

5. Значение закона – 10 мин.

6. Применение закона – 8 мин.

7. Подведение итогов урока – 2 мин.

Организационный момент.

  1. Создание проблемной ситуации.

(на слайде картинки падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца, приливы и отливы, планеты, Вселенная).

Вопрос учителя: Что общего между этими природными явлениями?

Что такое гравитация?

(отв. Гравитация – это взаимодействие между всеми телами на Земле и за ее пределами)

Сформулируем тему урока и запишем.

ТЕМА УРОКА: «Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения.                       »

  1. Для того, чтобы изучить данное явление вспомним необходимые понятия, которые понадобятся нам при изучении данной темы.

Вопросы:

  1. Что называется свободным падением
  2. Что такое сила? Единицы ее измерения?
  3. Какие силы называются равными.
  4. Сформулируйте второй закон Ньютона?
  5. Сформулируйте третий  закон Ньютона?
  1. Изучение нового материала.

2. Изучение нового материала. (Класс  класс разбивается  на группы, каждая группа получила индивидуальное задание,  которое требуется выполнить  с учетом  знаний о  гравитационных силах из курса физики 9 класса.  )

Задание №1

Проверить на доске домашнее задание ,  которое пригодится для вывода формулы закона всемирного тяготения.

Задание №2

1.Прочитать § 29 « Силы в природе» .

2.Дать краткую характеристику  четырем  типам сил.

Задание №3

Интерактивное творческое задание «Гравитация и космос», выполняет один ученик на доске распечатывает , даёт учащимся рассмотреть данное выполненное задание. Чтобы они совместно проверили его.

§30 ,31 изучается совместно с учителем.

  1. Практическая значимость закона.

1. Закон объясняет движение планет.

2. Закон объясняет приливы и отливы.

3. Закон объясняет солнечные и лунные затмения.

4. Закон объясняет движение космических кораблей.

Одно из блестящих подтверждений закона произошло спустя 120 лет после смерти Ньютона. Это было открытие планеты Нептун.

Контрольные вопросы

1. Почему мы не замечаем притяжения окружающих тел друг к другу, хотя притяжение этих тел к Земле наблюдать легко?

2. Где с большей силой будет притягиваться к Земле тело: на ее поверхности или на дне колодца?

3. Планеты движутся по своим орбитам вокруг Солнца. Куда направлена сила тяжести, действующая на планеты со стороны Солнца? Куда направлено ускорение планеты в любой точке на орбите? Как направлена скорость?

4. Почему пуговица, оторвавшись от пальто, падает на землю, ведь он находится значительно ближе к человеку и притягивается к ней?

 

Что мы узнали на уроке

• Гравитационное взаимодействие - это взаимодействие, свойственное всем телам во Вселенной. Она проявляется в их взаимном притяжении друг к другу.

• Закон всемирного тяготения: две материальные точки массами m1 и m2, находящихся на расстоянии? друг от друга, притягиваются с силой

http://na-uroke.in.ua/image224-22.jpg

• Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются две материальные точки единичной массы (по 1 кг), пере бывают на единичном расстоянии (1 м) друг от друга:

image146

  1. Решение задач.

1. Космический корабль массой 8 т приблизился к орбитальной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м. Найдите силу их взаимного притяжения.

2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по

1 000 кг каждое, будет равна 6,67∙109 Н?

3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 ∙10-15 Н. Какова масса каждого шарика?

  1. Закрепление нового материала.

Учащиеся самостоятельно рассказывают новый материал по опорным конспектам №1и №2 ( приём –цепочка)

Вопросы:

1.Какое явление называется всемирным тяготением?

2. Кто и когда открыл закон всемирного тяготения?

3. Как читается закон всемирного тяготения?

4. В каких случаях можно применять закон всемирного тяготения?

5. Притягивается ли к Земле яблоко, висящее на ветке дерева?

VII.Рефлексия.

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке
  2. Какие затруднения у вас были сегодня на уроке?
  3. Что вы хотели бы узнать ещё

VIII Домашнее задание( дифференцированное)

  1. §29, 30, 31. Упр 7(1)- домашнее задание для всех.
  2. Задачи из сборника задач А.П. Рымкевича N 169-N174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 9 классе по теме: "Закон всемирного тяготения"

Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Ход урока. 1.Эпиграф к уроку.  «Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который...

Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения

Разработка урока по физике в 10 классе. Урок с использованием ЭОР...

Урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цели урока:- обучающая: формирование понятия «гравитационные силы»; изучение закона всемирного тяготения, границ его применимости, знакомство с опытным определением гравитационной ...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....

Урок по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"

Конспект урока по физике в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"...

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон Всемирного тяготения"

Открытый урок физики в 9 классе по теме "Закон всемирного тяготения"...