Урок по физике по теме: " Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Дорошенко Ольга Всеволодовна

Цели урока:

Сформировать представление о физическом явлении. Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.

Задачи урока.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.

Развивающие: Развитие мыслительных способностей и творческой активности.

Воспитывающие:  Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Ресурсы: линза, свеча, экран,, манометр демонстрационный, плитка, теплоприемник, камертон, молоточек, резонаторный ящичек, бумажные лебеди, кювета с водой, эбонитовая палочка, кусок меха, железные стружки, гвоздь, батарейка, провода, 10 монет, лист гладкой бумаги.

Тип урока: усвоение новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике по теме:

" Физические явления. Наблюдения и опыты". 7-й класс

Учитель: Дорошенко Ольга Всеволодовна, МБОУ «СОШ №27» г. Симферополя

Цели урока:

Сформировать представление о физическом явлении. Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.

Задачи урока.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений. Обучение применению полученных знаний для объяснения изучаемых явлений.

Развивающие: Развитие мыслительных способностей и творческой активности.

Воспитывающие:  Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Ресурсы: линза, свеча, экран,, манометр демонстрационный, плитка, теплоприемник, камертон, молоточек, резонаторный ящичек, бумажные лебеди, кювета с водой, эбонитовая палочка, кусок меха, железные стружки, гвоздь, батарейка, провода, 10 монет, лист гладкой бумаги.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

-Что изучает физика?

-Для чего нужны полученные знания?

-Назовите известных ученых - физиков.

Работа учащихся в тетради с взаимопроверкой.

- В предлагаемую таблицу напишите, какие из перечисленных слов обозначают физическое тело, какие - вещество и какие – явление: свинец, раскаты грома, рельсы, ветер, алюминий, рассвет, Луна, ножницы, кипение воды в чайнике, самолет, фарфор, птица, бензин, наводнение, стол.

Тело

Вещество

Явление

  1. Изучение нового материала.

Физическое явление-любое изменение в природе, происходящее без изменения состав вещества.

Демонстрации (учителем). Различные физические явления.

Колонка в таблице «Характерные проявления» заполняется в ходе обсуждения.

Задание учащимся. Впишите в таблицу примеры физических явлений.

Физическое явление. Демонстрационный эксперимент

Характерные проявления

Примеры

Механические

Опыт: с листом, подложенным под монеты (явление инерции)

Связаны с движением тел

Падает камень, прыгает мяч, взлетает ракета, кружит муха, идет человек, Земля вращается вокруг Солнца

Звуковые

Опыт: молоточком ударяем по камертону и слышим звук.

Связаны с распространением звука

Шелестит листва, гремит гром, пение птиц

Тепловые

Опыт: изменение уровня жидкости в манометре под действием излучения

Изменение агрегатного состояния вещества или изменение температуры в данном агрегатном состоянии

Круговорот воды в природе, кипение воды в чайнике

Электрические

Опыт: бумажные лебеди, плавающие в небольшой кювете по действием наэлектризованной палочки.

Взаимодействие электрически заряженных тел или частиц вещества

Молния, электрическое освещение

Магнитные

Опыт: с железными стружками и намагниченным гвоздем

Взаимодействие постоянных магнитов

Притяжение магнитом железных и стальных предметов, движение стрелки компаса, северное сияние

Световые (оптические)

Опыт: получение изображения с помощью линзы

Связаны с распространением света

Просмотр фильма, образование тени, радуга

А сейчас подумаем вместе над таким вопросами: “Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”

– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.

– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, термометр, барометр.

– Можно применять математические знания

– Обязательно нужно делать обобщения

  1. Закрепление изученного материала.
  1. В предлагаемую таблицу напишите, какие из перечисленных явлений механические, звуковые, тепловые, электрические, световые: шар катится, свинец плавится, слышны раскаты грома, звезды мерцают, наступает рассвет, эхо, шелестит листва, маятник часов колеблется, расческа, которой причесали волосы, притягивает к себе кусочки бумаги, похолодание, плывет бревно.

Механические явления

Звуковые явления

Тепловые явления

Электрические явления

Световые явления

2) Юля пытается прикрепить рисунок к стене кнопкой, прикладывая различные усилия и используя различные материалы. Маша держит рюкзак подружки и следит за ее действиями. Как с точки зрения физики называются действия Юли и Маши?

5. Подведение итогов урока.

 Учащимся предлагается поочередно, по возможности избегая повторов, продолжить следующую фразу: О мире физических явлений я знаю…

6.Рефлексия.

Что понравилось на уроке? Почему?

Что было сложным?

7. Домашнее задание. 

§ 1 учебник О. Ф. Кабардин. Физика 7 класс .Ответить на вопросы. Мини-проект «Физические явления в моей жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку астрономии (физики) по теме "Физические методы исследования в астрономии"

Данную презентацию можно использовать на уроках физики (в теме "Атомы и звезды", 9 класс) и астрономии. Использую этот материал на занятиях курса по выбору "Занимательная Вселенная" (9 класс). Презент...

План-конспект урока по физике на тему "Световые явления" 8 класс

Тема: Световые явления.Урок: Плоское зеркало.Учитель: Кравченко А.С.Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, знание о применении плоских зеркал в быту, технике.Задачи:- ...

Разработка обобщающего урока по физике по теме «Электрические явления» в 8 классе в форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.

Данный  урок  проводится  в  форме коллективно-творческой игры-соревнования «Покорение вершины «Электричество» с применением технологии уровневой дифференциации.   Дидакт...

Презентация к уроку по физике на тему "Физические величины. Измерение физических величин".

Презентация по физике на тему "Физические величины, Измерение физических величин". Урок - новая тема для учащихся 7 класса. В начале урока для ребят предлагается небольшая самостоятельная работа на ус...

Заключительный урок по физике по теме "Тепловые явления." 8-й класс

Конспект урока включает в себя Самостоятельную работу на повторение, основной частью урока является расчетно-экспериментальная задача и в заключении - работа с вопросами-загадками по теме....

Урок по физике "Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты"

Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: познакомить учащихся с новым предметом школьного курса, определить место физики как науки в системе школьных дисциплин, ввести физические термины: ...

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс).

Методическая разработка урока по физике на тему «Электромагнитные явления. Магнитное поле» (8 класс). Цель:  показать взаимосвязь электрического и магнитных полей, дать понятие э...