Взаимодействие классного руководителя с семьёй как главным партнёром в воспитании личности
статья по теме

Фомичёва Наталья Викторовна

Доклад на педагогический совет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vzaimodestvie_semi_i_shkoly.2015.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя с семьёй как главным партнёром в воспитании личности ребёнка.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский.

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Василий Александрович Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”. Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя-воспитателя с родителями, который предполагает диагностику, целеполагание, планирование, организацию работы и контроль.

Целью моей совместной работы с родителями– является обеспечение преемственности в воспитании ребенка в школе и в семье.

На основании цели были определены следующие задачи: познакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел; проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов; создать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.

Сформулированные цели и задачи определили перспективный план работы с родителями.

Я использую такие формы работы как:

  1. Изучение семей учащихся.

Знакомство с семьёй ребёнка начинается  для меня  с беседы с первым учителем (предыдущим кл. руководителем).  Он характеризует сильные и слабые стороны родительского коллектива, обращает внимание на активных, неравнодушных родителей и на семьи со сложным положением. Рассказывает о своём взаимодействии с родителями. Все эти знания я беру на заметку и начинаю самостоятельно изучать семьи учеников.

Далее в  начале учебного года раздаю каждому ученику анкету для родителей, которая включать в себя: в первую очередь вопросы связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала ( “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие  узнать особенности и условия семейного воспитания учеников (“Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”).

 В последующие годы перечень вопросов сокращаю, при необходимости добавляю новые вопросы.

Анкетирование и беседы с родителями, учащимися позволяют мне составить социальный портрет семей учащихся класса (определила кол-во полных и неполных семей, кол-во детей в семье, уровень образования родителей, их профессиональный статус). Оценка удовлетворённостью школьной жизнью, опросник «Чувства в школе», оценка школьной мотивации и.т.д.

2. Классные родительские собрания. (1 раз в триместр)

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам –

во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через единую образовательную сеть «Дневник. ру», ну и для некоторых родителей по телефону.

К собранию готовлюсь заранее, т.к.  должна полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся.

 Перед РС я обязательно подхожу  к учителям - предметникам, беседую с ними о классе и учениках; подготавливаю отчеты и анализы различных тестирований, отзывов, готовлю  материал  для  минуток  расслабления  родителей (презентация, рассказывающая о школьной жизни ребят).

 Мой сценарий обязательно включает в себя пять обязательных компонентов:

• Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания я знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса, с мнением педагогов-предметников об успеваемости класса.

• Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Как классный руководитель я делюсь наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся

• Психолого-педагогическое просвещение.

Для освещения отдельных вопросов или конфликтных ситуаций приглашаю на собрание педагога-психолога. Это тематические  РС: «Умеете ли вы любить своего ребёнка?» «Первые проблемы подросткового возраста», Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ, и.т.д.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, ремонт)

Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе (благодарность) и информации о предстоящих делах.

  • Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания становятся  родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

На первом  РС  «Рождение родительского коллектива» я рассказываю о себе, а они в свою очередь каждый о своей семье. Это сразу же как-то сближает всех. Это собрание начинаю со слов « Я очень рада нашему знакомству, потому что у таких замечательных детей, могут быть только замечательные родители. С этого дня ваши дети стали и моими детьми». Такое начало уже является первой ступенькой к расположению родителей к кл. руководителю.

3. Работа родительского комитета.

На  первом   же  родительском  собрании избирается родительский комитет.  Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.  (Н-р: Участие РК в борьбе за повышение успеваемости, качества знаний и дисциплины учащихся, посещение трудных семей, беседа с трудновоспитуемыми родителями, организация мероприятий). Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из  членов РК   связывается с  несколькими  родителями,  которые  в  свою  очередь,  получив необходимую  информацию  от  РК,  обзванивают  еще  нескольких родителей.  

4. Индивидуальная работа с родителями, консультации.

Известно, что индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Тематика: «Как помочь детям в выполнении домашних заданий?» «О мерах поощрения и наказания детей в семье», «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», Правила и ошибки выбора профессии».

5. Посещение семей учащихся.

Эффективная формой индивидуальной работы с родителями является посещение семей учащихся.  Эту форму использую по мере необходимости, как правило, при работе с трудными семьями, привлекаю соц. педагога.

5. Организую совместную деятельность родителей и детей класса.

Родители моего класса  — участники внеклассных мероприятий.

Организация и проведение новогодних огоньков,  экскурсий (Погран. отряд, краеведческий музей, анатомический музей при АГМА, драмтеатр, дельфинарий), походов, конкурсных мероприятий, участие в спортивных соревнованиях (Мама, папа, я – спортивная семья), фотоконкурсах (фотоколлаж по пожарной тематике, диплом 1 степени на муниципальном уровне и диплом 2 степени на областном, получили в подарок фотоаппарат и принтер)

На мой взгляд, успешной может быть работа классного руководителя лишь тогда, когда он сам – Личность, а его программа воспитания включает в себя тандем учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей на основе любви, доверия, взаимоуважения, сотрудничества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Пути взаимодействия классного руководителя и психолога по изучению личности учащегося

Материалы методической работы содержат описание направлений взаимодействия классного руководителя и педагога-психолога по изучению личности учащихся, с описанием сфер психолого-педагогической диа...

Взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитании учащихся

Успешное решение задач обучения, воспитания и развития возможны только при условии взаимодействия семьи ишколы. Сотрудничество семьи и школы....

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....