Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни». 8 класс
план-конспект занятия по физике (8 класс) по теме

Коспект к занятию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни».  

Целью Урока является привлечение внимания школьников к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом, ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, влиянием деятельности человека на экологию и формирование у школьников энергосберегающей модели поведения ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.

Задачи :

- Познакомить с видео выступлением генерального директора ЮНЕСКО. видеообращением Министра образования и Министра энергетики;

-разобрать значимость света для современного человека, основные экологические проблемы энергопотребления, пути их решения;

-рассмотреть энергосбережение в бытовых условиях.

Ход урока

Инвариантная часть.

 Мы проводим Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни».  

Видео выступление генерального директора ЮНЕСКО ! Видеообращение Министра образования и Министра энергетики

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ

Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира.

По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий.

ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам.

Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека.

Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы.

Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света.

Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение.

Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме это сохраненная частичка природы.

Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом.

Бережное отношение к окружающей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека.

Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!

Ирина Бокова

Основная часть(беседа)

Международный год света и световых технологий


The International Year of Light and Light-based Technologies, IYL2015) —проводится в 2015 году в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН . и вот в декабре мы подводим итоги этого года , сегодня мы собрались на этот «урок света»

Проведение года приурочено к ряду юбилейных дат, относящихся к науке о свете и отмечаемых в 2015 году.
 В обоснование выбора года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции отмечает, что 2015 год является юбилейным для ряда важных вех в истории науки о свете.

К таковым резолюция относит написание в 1015 году работ по оптике Ибн аль-Хайсамом (Альхазеном);

 введение в 1815 году Огюстеном Френелем понятия световой волны; появление в 1865 году электромагнитной теории распространения света, созданной Джеймсом Максвеллом;

появление в 1905 году теории фотоэлектрического эффекта, предложенной Альбертом Эйнштейном;

введение в 1915 году в космологию понятия света благодаря общей теории относительности;

открытие в 1965 году Арно Пензиасом и Робертом Вильсоном космического микроволнового фонового излучения;

успехи, достигнутые в 1965 году Чарльзом Као в области волоконно-оптической связи на основе передачи света.

Но, конечно, это не самые главные причины объявления 2015 года годом света , как вы думаете в чём кроется причины?

(дети дают предположения основные тезисы записываются на доске)

Инициаторы проведения Международного года света ставят перед ним следующие цели:

  • улучшение общественного понимания того, как свет и основанные на нём технологии влияют на повседневную жизнь людей, а также играют центральную роль в будущем глобальном развитии;
  • создание по всему миру образовательного потенциала путём мероприятий, нацеленных на научное образование молодежи, способствование решению проблем в области гендерного баланса и, в частности, сосредоточение внимания на развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой;
  • пропаганда важности основанных на свете технологий для устойчивого развития, в частности, в области медицинского обслуживания, сельского хозяйства и коммуникаций, с тем, чтобы обеспечить доступ к образованию в целях улучшения качества жизни по всему миру;
  • повышение осведомлённости о междисциплинарном характере науки в 21-м веке с акцентом на то, что взаимодействие между различными тематическими областями науки будет играть всё большую роль в будущих исследованиях и образовании;
  • объяснение тесной связи между светом и искусством с указанием на всё большее значение оптических технологий в деле обеспечения сохранности культурного наследия;
  • укрепление международного сотрудничества путём координации деятельности между научными сообществами, образовательными учреждениями и промышленностью с уделением особенно пристального внимания созданию новых партнёрств и инициатив в развивающихся странах;
  • установление долгосрочных партнёрств с тем, чтобы эти мероприятия, цели и достижения имели продолжение и после окончания Международного года света

  Значение солнечного света в жизни человека  кто сможет озвучить основное значение

  1. Существование и развитие всего живого происходит под влиянием света и тепла.2. Деятельность человека зависит от дневного света3.Свет является одним из средств познания природы.. 4. Исследование космических объектов происходит благодаря испускаемому ими свету. 5. Создание искусственных источников света позволило изменить жизнь и деятельность человека. И т.Д..

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Но первобытным людям Солнце представлялось каким-то сверхъестественным существом. Оно обожествлялось почти всеми народами древности. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей - Яриле, а у древних римлян был бог Солнца - Аполлон. Цари и князья, чтобы возвеличить свою власть, старались внушить людям представление о своем происхождении от бога Солнца  

Солнце - источник тепла и света, без которого было бы невозможно возникновение и существование жизни на нашей планете. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов, тенистых лесов и рек, цветущих садов, хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения. Солнце содержит в себе огромнейшее количество энергии. На Землю попадают лишь около одной половины миллиардной доли этой энергии. Но именно благодаря ей на Земле происходит круговорот воды, дуют ветры, развивалась и развивается жизнь.

 Солнце и солнечный свет в жизни человека Солнце - самое великое, что могут видеть глаза человека - Роберт Давыдов Солнечное излучение стимулирует выработку эндорфинов, "гормонов удовольствия", поэтому считается, что солнечный свет - лучший природный антидепрессант. Его позитивное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: в то время как холод побуждает нас "закрыться", солнце, напротив, "раскрывает" нас по отношению к внешнему миру, к окружающим. Именно по этой причине летом нам легче вступать в новые контакты, заводить новых друзей.

Солнечный свет играет большую роль в жизни человека. Однако помимо солнечного света человек широко пользуется и искусственными источниками, чтобы сделать окружающую среду более пригодной для работы и отдыха.

Выступление ученика

Не можем мы без света ...

«21.10.2013»
Не  можем  мы,  без  света,  в  мире  этом.
Привыкли  мы,  к  удобствам  бытия.
А  вспомни  ты,  когда  то  было  светом,
Пучок  лучины,  а  потом  свеча,
Мир  изменило,  техники  засилье,
Чай  вскипятить  и  ужин  подогреть.
И  рады  мы,  той  техники  так  сильно,
Что  без  неё  не  можем  мы  прожить.
Мир  изменился,  технике  мы  рады,
Без  телефона,  нам  уже,  не  жить.
Планшет,  смартфон  и  прочие, отрады,
Для  нас  как  хлеб,  глоток  воды,  попить.
Не  можем  мы,  без  света  в  этом  мире,
Не  только  ночью,  даже  светлым  днём.
И  от  него  зависит  жизнь,  в  квартире,
С  ним  засыпаем,  ходим  и  встаём.
Не  можем  мы  без  света,  это  точно,
Без  электроники,  компьютерных  сетей.
Но  можно  в  них  запутаться,  на  вечно,
Хоть  много  в  них,  быстрейших  скоростей...

(Сергей Курбатов)

Самым первым из используемых людьми в своей деятельности источником света был огонь костра. С течением времени люди обнаружили, что большее количество света может быть получено при сжигании смолистых пород дерева, природных смол, масел и воска. С точки зрения химических свойств подобные материалы содержат больший процент углерода и при сгорании частицы углерода сильно раскаляются в пламени и излучают свет.

Сообщения детей   «история развития световых технологий»

СИГНАЛЬНЫЕ ФОНАРИ До появления переносных электрических фонарей пользовались открытыми керосиновыми лампами с фитилем в носике. Такие лампы использовались при осмотре паровозов. Масленка-непроливайка служила для пополнения керосиновых ламп. В прошлом кондуктор подавал сигнал машинисту флажком днем и керосиновым фонарем ночью.

Газовые фонари В качестве топлива использовался светильный газ , получаемый из жира морских животных(китов , дельфинов ),позже стали использовать бензол. Идея использовать газ для освещения улиц принадлежала будущему королю Георгу IV, а в то время еще принцу Уэльскому. Первый газовый фонарь был зажжен в его резиденции Карлтон-хауз. Спустя два года – в 1807 году – газовые фонари появились на Пэлл-Мэлл, которая стала первой в мире улицей с газовым освещением.

В 1872—1873 гг. Лодыгин создаёт свою первую лампу накаливания. Осенью 1873 года лампочки Лодыгина загораются на одной из улиц Петербурга. Современник изобретателя писал позднее об этом знаменательном событии: «Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба… Лодыгин первый вынес лампу накаливания из физического кабинета на улицу». 1873 год и считают годом создания электрической лампы накаливания. Просто были устроены первые лампочки Лодыгина. Они напоминают современные лампочки. Внешней оболочкой служил стеклянный шар, в который вставлялись (через металлическую оправу) два медных стержня, соединённых с источником тока. Между стержнями был укреплён угольный стерженёк или угольный треугольник. Свеча Яблочкова Состоит из 2 угольных стержней, между которыми возникает дуговой разряд. Лампа Лодыгина

Свечи Яблочкова появились в продаже и начали расходиться в громадном количестве, каждая свеча стоила около 20 копеек и горела 1½ часа; по истечении этого времени приходилось вставлять в фонарь новую свечу. Впоследствии были придуманы фонари с автоматической заменой свечей. В феврале 1877 ГОДА электрическим светом были освещены фешенебельные магазины Лувра. Затем свечи Яблочкова вспыхнули и на площади перед зданием оперного театра. Наконец, в мае 1877 года они впервые осветили одну из красивейших магистралей столицы — Avenue de l’Opera. Жители французской столицы, привыкшие к тусклому газовому освещению улиц и площадей, в начале сумерек толпами стекались полюбоваться гирляндами белых матовых шаров, установленных на высоких металлических столбах. И когда все фонари разом вспыхивали ярким и приятным светом, публика приходила в восторг. Не меньшее восхищение вызывало освещение огромного парижского крытого ипподрома. Его беговая дорожка освещалась 20 дуговыми лампами с отражателями, а места для зрителей — 120 электрическими свечами Яблочкова, расположенными в два ряда.

Мы хорошо знаем, какую важную роль играет электричество в жизни человека.  Оно дает нам свет, тепло, приводит в движение разные механизмы, которые делают труд человека легче. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что без него нельзя сейчас обойтись, можно включить плитку и приготовить пищу, можно включить телевизор или магнитофон и посмотреть интересную передачу или послушать музыку. Можно поиграть в интересные игры на компьютере. Еще лучше - пообщаться с близкими людьми, которые находятся очень далеко, через интернет. Когда дома холодно, мы включаем обогреватель, и тут же становится тепло и уютно. 

Тысячи различных типов ламп и систем освещения дают людям свет и создают новую, более красивую среду существования. Правильно спроектированное и подобранное освещение обеспечивает комфорт и настроение, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья. Подбор качественного освещения - это не только достижение достаточной освещенности, но и надежность, безопасность, экономичность.

Эффективное использование света с помощью достижений современной светотехники - важнейший резерв повышения производительности труда и качества продукции, снижения травматизма и сохранения здоровья людей.

 

Современное общество немыслимо без повсеместного использования искусственного света. Осветительные установки создают необходимые условия освещения, которые обеспечивают зрительное восприятие (видение), дающее около 90% информации, получаемой человеком из окружающего мира. Без современных средств освещения невозможна работа ни одного предприятия, особенно важную роль свет играет для работников шахт, рудников, предприятий в безоконных зданиях, метрополитена, многих взрыво- и пожароопасных производств. Без искусственного света не может обойтись ни один современный город, невозможны строительство, а также работа транспорта в темное время суток.

 

Главной задачей современной светотехники является создание комфортной световой среды для труда и отдыха человека, а также эффективное применение оптического излучения в технологических процессах при рациональном использовании электрической энергии.

 

Становление и развитие светотехники неразрывно связано с прогрессом в области физиологии зрения, оптики, учения об электричестве. Большое значение для формирования светотехники имели работы И.Ньютона, И.Ламберта, М.В.Ломоносова, Т.Юнга и многих других. Новая эра в истории развития светотехники открылась с переходом на использование электрических источников света. Работы А.Н.Лодыгина, Т.Эдисона, П.Н.Яблочкова, приведшие к созданию электрических ламп, послужили основой прогресса светотехники. Важными вехами на это пути явились разработка и внедрение люминесцентных ламп, открывших новые перспективы высококачественного освещения и эффективного использования электроэнергии.

 

 

Но и сейчас наука не стоит на месте, как вы думаете, какая, же главная задача в этой области  стоит перед учёными?

(ответы учащихся)

Просмотр видеоролика  о энергосбережении при использовании световых приборов.

Как вы думаете, какие действенные меры лично каждый из вас может применить для решения этой проблемы?(обсуждение, запись тезисов)

Рефлексия Создание коллажа «Свет в моей жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок "Свет в нашей жизни".

15 декабря 2015 года в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного года света и световых технологий в ГБОУ «Елабужская школа-интернат» состоялся  тематический урок «Свет в нашей...

тематический урок «Свет в нашей жизни». 2015

15.12.2015  Международного года света и световых технологий состоится Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни».план- конспект урока...

тематический урок «Свет в нашей жизни». презентация 2015

15.12.2015  Международного года света и световых технологий состоится Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни». презентация к уроку...

Тематический урок " Свет в нашей жизни. Как сберечь энергию?" ( в рамках Всероссийский урок " Свет в нашей жизни.")

В рамках совместного плана действий Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует организовать проведение во всех образовательных организациях Российской Федерации 15 декабря 2015 ...

Всероссийский урок "Свет в нашей жизни"

Конспект беседы и презентация. Презентацию можно скачать по ссылке из текста...

Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни».

Мы хорошо знаем, какую важную роль играет электричество в жизни человека.  Оно дает нам свет, тепло, приводит в движение разные механизмы, которые делают труд человека легче. Электроэнергия занял...

Всероссийский тематический урок " Свет в нашей жизни"

Всероссийский тематический урок "Свет в нашей жизни" в рамках объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международного  года света и световых технологий был проведен в Лицее с 1 по 11 кла...