Сила трения-мастер класс
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Мухарлямова Гульнур Азалевна

Сила трения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_teme.treniedocx_2.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Зональный этап республиканского конкурса «Учитель года 2015»

в Балтасинском муниципальном районе РТ

Мастер класс по теме «Сила трения»  6.03.15

Учитель физики высшей квалификационной категории

«Большеатнинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ Мухарлямова Гульнур Азалевна

         Постановка проблемной задачи   и решение ее через проигрывание различных ситуаций;                                                                                                           Физика является сложным и трудным предметом. Как же быть нам, учителям, чтобы наши дети полюбили её?

          Я предложила вам свою методику работы: изучение темы через создание и решение проблем. Проблемы  заставляют ребёнка думать, выдвигать свои точки зрения, прислушаться к мнению других. Моя практика показывает - это эффективно и результативно.

         Что ещё хорошо в физике, её можно связать  с примерами из жизни. И это тоже эффективно.

При изучении темы можно выделить метапредметные и предметные результаты:

  •  Создаю условий для включения всех в активную деятельность;                        Формы, методы, технологии работы предлагаются, а не навязываются участникам;                                                                                        Процесс познания гораздо важнее, чем само знание;                                        Форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; 

Метапредметными результатами обучения физике являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Предметными результатами обучения физике являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира;
  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты;
  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни;
  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
  • 1. Учебно-организационные:
  • определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;
  • организовать деятельность в группах и парах.
  • 2. Учебно-информационные:
  • формулировать проблемные вопросы;
  • качественно и количественно описывать объект;
  • формировать программу эксперимента.
  • 3. Учебно-логические:
  • определять объект анализа;
  • выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
  • классифицировать информацию по различным признакам;
  • уметь доказывать и опровергать;
  • самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;

Действия мастера

Действия участников

Комментарий мастера

1.Толкните,  пожалуйста, автомобили.

1.Толкают автомобили

Создаю проблему Создаю условия для включения всех в активную деятельность;

2.Почему автомобиль остановился?

2.Автомобиль остановился из-за трения

Создаю проблему

3.Где, в каком месте возникает сила трения?

3.Между соприкасающимися поверхностями - между столом и колёсами

Создаю проблему, развиваю логическое мышление, заставляю думать, при этом дети получают новые знания

4.Как вы думаете, куда направлена сила трения?

4. Сила трения направлена против движения автомобиля

Создаю проблему

5.Почему вы думаете, что против движения?  

5.Потому что у автомобиля уменьшается скорость.

Создаю проблему

Вывод: Мы узнали, что между соприкасающимися поверхностями возникает сила трения. Сила трения направлена против движения тела.

6. Давайте попробуем выяснить, по какой причине возникает сила трения? (работа в группах)

6.Из-за шероховатости соприкасающихся поверхностей

Представляю раздражитель

7. А если поверхности отшлифовать?

7. Тогда будет действовать сила притяжения молекул соприкасающихся тел.

Создаю проблему

Вывод: Мы определили причины трения: шероховатость соприкасающихся поверхностей и притяжение молекул соприкасающихся поверхностей

8.На экране вы видите три ситуации. Чем они отличаются друг от друга?

8.Движения разные: скольжение, качение, покой.

Сравнение и анализ

9.Можем ли мы сказать, что трения разные?

9.Наверное, можем: трение покоя, трение скольжения, трение качения.

Вывод: Мы определили три вида силы трения: сила трения покоя, сила трения скольжения и сила трения качения.

10. Как выдумаете, какое трение имеет большее и какое меньшее значение?

10.Трение покоя имеет большее, а трение качения меньшее значение.

Сравнение и анализ

11. Можете ли вы привести из жизни примеры, доказывающее это?

11.Тело можно перевести на тележке - легко вести, так как трение мало; можно тащить – тяжело, так как трение больше.

Вывод: Мы научились сравнивать силы трения.

12.Сейчас я предлагаю Вам выполнять исследовательскую работу в группах. Сообщаю: Учёные утверждают,

Сила трения зависит от рода трущихся поверхностей и от силы нормального давления. Нужно проверить справедливость этих утверждений.

Группа 1. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

12. Выполняют работу и делают вывод.

Групповая работа-сотрудничество

Применяю дедуктивный метод

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

Выполняют работу и делают вывод.

Групповая работа-сотрудничество

Вывод: Сила трения зависит от материала трущихся поверхностей и от силы нормального давления.

13.Как выдумаете, трение нам друг или враг? 

13. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры.

Создаю проблему

Игра «Адвокаты и прокуроры»

14.Если трение друг, его нужно поддержать, то есть увеличить. А если трение враг, от него нужно избавиться. Но полностью от трения избавиться нельзя, можно уменьшить. Приведите, пожалуйста, примеры

14. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры.

Создаю проблему

15. Можно ли трение уменьшить? Если да, то когда?

15. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры.

16.Что было бы, если бы не было трения?

16. Высказывают свои мнения, приводят из жизни примеры.

Проектная работа в команде(мини сочинение)

17. Сила трения скольжения бруска о поверхность стола зависит

 

1) от площади соприкосновения бруска и стола

2) от скорости движения бруска по столу

3) от силы нормальной реакции, действующей со стороны стола на брусок

4) от площади соприкосновения бруска и стола и от скорости движения бруска по столу

17.3адача ЕГЭ и ОГЭ

Тест

Вывод: Уважаемые коллеги,  я показала, как можно с помощью решения проблем, связанных с жизнью   легко понять возникновение, направление, вред и пользу, изменение силы трения.


Группа 1

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

 Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист гладкой бумаги, лист наждачной бумаги.

Указания к работе:

Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра.

В каком случае трение больше?

Сделайте вывод: сила трения зависит (не зависит) от рода трущихся поверхностей.

Группа 2

 Изучение зависимости силы трения скольжения от силы нормального (перпендикулярного) давления

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, линейка

Порядок выполнения работы:

1. Положите на линейку брусок, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра.

2.  Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска.

3.  Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Сравните полученные данные.

Сделайте вывод: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения. Следовательно, сила трения зависит(не зависит) от силы нормального давления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Сила тока. Единицы силы тока." 8 класс

Тест составлен в программе Mytest для проверки уровня знаний учащихся 8 класса по теме «Сила тока. Единицы силы тока», соответствует содержанию учебника А.В.Перышкина.Тест составлен по учебно-методиче...

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

План -конспект урока по теме "Сила. Явление тяготения.Сила тяжести" (7 класс)

Урок изучения нового материала и  его первичного закрепления, построенный на личностно ориентированном подходе. Урок проводится в форме беседы с элементами исследовательской деятельности. В С цел...

самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс

самостоятельная работа по теме "Сила Ампера. Сила Лоренца" 9 класс состоит из 8 вариантов. Пять заданий в кадом варианте....

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс

Открытый урок по теме "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" 7 класс...

Презентация к уроку "Сила Ампера, сила Лоренца" (9 класс)

Презентация позволяет не использовать для объяснения обычную доску, а показать и объяснить детям все рисунки в хорошем качестве.Может быть использована, как краткий конспект для повторения по теме....