Доклад: " Учебно-методические комплекты Касьянова В.А. по физике для 10-11 классов общеобразовательных школ"
материал по физике на тему

В.А.Касьяновым были подготовлены Учебно-методические комплекты по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы для базового и профильного уровня. Наличие хронологически согласованных авторских программ  для базового и профильного уровня существенно облегчает решение проблемы мобильности и возможной перепрофилизации учащихся, т.е. позволяет учащимся, переходящим из гуманитарной школы (гимназии)  в школу физико-математического профиля легко адаптироваться к изменению объема излагаемого материала, адекватно подготовиться к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Алмалинская СОШ»

Доклад

Учебно-методические комплекты Касьянова В.А. по физике

для 10-11 классов общеобразовательных школ

Выполнила учитель физики

                                                                         МБОУ «Алмалинская СОШ»

Дундукова О.Н.

2015 г

В.А.Касьяновым были подготовлены Учебно-методические комплекты по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы для базового и профильного уровня. Наличие хронологически согласованных авторских программ  для базового и профильного уровня существенно облегчает решение проблемы мобильности и возможной перепрофилизации учащихся, т.е. позволяет учащимся, переходящим из гуманитарной школы (гимназии)  в школу физико-математического профиля легко адаптироваться к изменению объема излагаемого материала, адекватно подготовиться к ЕГЭ.

Учебники В.А.Касьянова «Физика. 10 класс (профильный уровень)», «Физика. 11 класс (профильный уровень)» написаны в соответствии с авторской программой среднего (полного) общего образования по физике, допущенной Министерством образования и науки РФ («Сборник нормативных документов. Физика», 2004, «Дрофа», М., стр. 94-102).

Материал учебников полностью соответствует минимальным требованиям к содержанию образования, Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень).

Учебник «Физика. 10 класс (профильный уровень)» издан в 2005 г., рекомендован МОиН и используется в настоящее время в общеобразовательных школах.

Учебник содержит следующие разделы: Механика (классическая и релятивистская), Молекулярная физика и Термодинамика, Электростатика.

Учебник «Физика. 11 класс (профильный уровень)» является продолжением учебника «Физика. 10 класс (профильный уровень)».

Учебник содержит следующие разделы: Электродинамика (постоянный ток, магнитное поле, электромагнетизм), Электромагнитное излучение (излучение радио- и СВЧ-диапазона, геометрическая и волновая оптика, квантовая теория излучения), Физика высоких энергий (физика атомного ядра, элементарные частицы), Элементы астрофизики (эволюция Вселенной).

Учебники значительно дополнены и доработаны по сравнению с учебниками «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс», используемыми в общеобразовательных школах: введен дополнительный материал, соответствующий Федеральному компоненту  Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень): в 10 классе - статика, эффект Допплера, последовательное и параллельное соединение конденсаторов, в 11 классе - электрический разряд в газах и вакууме, элементы астрофизики (эволюция Вселенной).

При подготовке учебников к изданию была проведена существенная редакционная правка на основе предложений и замечаний учителей и методистов, имеющих достаточный опыт работы с учебниками «Физика. 10 класс», «Физика. 11 класс» для общеобразовательных школ.

Особенности излагаемого курса:

  1. единство и взаимосвязь всех разделов как результат последовательной детализации при изучении структуры вещества (от макро- до микромасштабов). В главе «Элементы астрофизики. Эволюция Вселенной»

рассматривается обратная последовательность – от меньших масштабов к большим, что обеспечивает внутреннее единство курса,  

  1. отсутствие деления физики на классическую и современную (10 кл.: специальная теория относительности рассматривается вслед за механикой Ньютона как ее обобщение на случай движения тел со скоростями, сравнимыми со скоростью света; 11 кл.: квантовая теория определяет спектры излучения и поглощения высоких частот, исследует микромир),
  2. доказательность изложения материала, базирующаяся на простых математических методах и качественных оценках (позволяющих получить, например, 10 кл.: выражение для силы трения покоя и для амплитуды вынужденных колебаний маятника, оценить радиус черной дыры, 11 кл.: оценить размер ядра, энергию связи электрона в атоме и нуклонов в ядре, критическую массу урана, величины зарядов кварков, число звезд в Галактике, примерный возраст Вселенной, параметры Вселенной в планковскую эпоху, критическую плотность Вселенной, относительный перевес вещества над антивеществом, массу Джинса, температуру и примерное время свечения Солнца, время возникновения реликтового излучения, плотность нейтронной звезды, число высокоразвитых цивилизаций во Вселенной),
  3. максимальное использование корректных физических моделей и аналогий (10 кл.: модели кристалла, электризации трением, 11 кл.: сверх-проводимости, космологическая модель Фридмана, модель пространства, искривленного гравитацией, аналогии 10 кл.: движения частиц в однородном гравитационном и электростатическом полях, 11 кл.: распространения механических и электромагнитных волн, давления идеального и фотонного газов),
  4. обсуждение и возможная интерпретация современных научных данных:  11 кл.: анизотропия реликтового излучения связывается с образованием астрономических структур (подобные исследования американских ученых Джона Мазера и Джорджа Смута были удостоены Нобелевской премии по физике за 2006 год), на шести рисунках приведены в разных масштабах 3-D картинки Вселенной (полученные за последние годы с помощью космических телескопов),
  5. рассмотрение принципа действия современных технических устройств (10 кл: светокопировальной машины, электростатического фильтра для очистки воздуха от пыли, клавиатуры компьютера, 11 кл.: детектора металлических предметов, поезда на магнитной подушке, световода), прикладное использование физических явлений (10 кл.:явление электризации трением в дактилоскопии, 11 кл.: электрического разряда в плазменном дисплее),
  6. общекультурный аспект физического знания, реализация идеи межпредметных связей (10 кл.: симметрия в природе и живописи, упругие деформации в биологических тканях, физиологическое воздействие перегрузок на организм, существование электрического поля у рыб, 11 кл.: физические принципы зрения, объяснение причин возникновения радиационных поясов Земли, выяснение вклада различных источников ионизирующего излучения в естественный радиационный фон, использование явления радиоактивного распада в изотопной хронологии,

       формулировка необходимых условий возникновения органической жизни

       на планете).

Каждый параграф учебников содержит пять контрольных вопросов и задач, представленных в порядке возрастания сложности. Таблицы содержат нестандартный материал о диапазоне изменения физических величин. Все главы учебников завершаются «Основными положениями», обобщающими изложенный материал, содержащими основные определения, законы и формулы. Протоколы лабораторных работ вынесены из учебников в специальные тетради для лабораторных работ. Подобные тетради широко используются в настоящее время в общеобразовательных школах. Дополнительно изданы «Тетради для контрольных работ», имитирующие структуру и уровень вопросов ЕГЭ.

Методическое обеспечение УМК для профильного уровня включает:

1. «Тетрадь для лабораторных работ. 10класс (профильный уровень)», «Дрофа», М., 2006,  содержащую теорию погрешностей и 9 описаний лабораторных работ,

2. «Тетрадь для лабораторных работ. 11класс (профильный уровень)», «Дрофа», М., 2006,  содержащую описание принципов действия электроизмерительных приборов и 8 описаний лабораторных работ,

3. «Тематическое и поурочное планирование. 10 класс (профильный уровень)», «Дрофа», М., 2005, содержащее два варианта контрольных и самостоятельных работ по всем разделам курса, структурно и содержательно соответствующих уровню ЕГЭ,

4. «Тематическое и поурочное планирование. 11 класс (профильный уровень)» (подг. к изд. в 2007 г.), содержащее два варианта контрольных и самостоятельных работ по всем разделам курса, структурно и содержательно соответствующих уровню ЕГЭ,

5.  «Тетради для контрольных работ. 10 класс (профильный уровень)», «Дрофа», М., 2005,  содержащие шесть вариантов 11 контрольных работ, каждая из которых состоит из пяти заданий с выбором правильного ответа из пяти представленных, содержательно соответствующих уровню ЕГЭ,

6. «Тетради для контрольных работ. 11 класс (профильный уровень)», «Дрофа», М., 2005,  содержащие шесть вариантов 11 контрольных работ, каждая из которых состоит из пяти заданий с выбором правильного ответа из пяти представленных, соответствующих уровню ЕГЭ,

7. «Методические рекомендации по  использованию учебников Касьянова В.А. «Физика. 10 класс»,  «Физика. 11 класс» при изучении физики на базовом и профильном уровне»  (2ч, 3ч, 4ч, 5ч тематическое и поурочное планирование), «Дрофа», М., 2005,  

8. «Сборник нормативных документов. Физика», включающий программу среднего (полного) общего образования по физике, X-XI классы (автор В.А.Касьянов). Профильный уровень, 2006,

9.  ГДЗ «Физика» «Правильные ответы к задачам учебника В.А.Касьянова «Физика.10 класс»», «Дрофа», М., 2005, 

10. ГДЗ «Физика» «Правильные ответы к задачам учебника В.А.Касьянова «Физика.11 класс»», «Дрофа», М., 2006,

11. Учебные таблицы по физике «Спектр-М», ООО«Спектр-М», 2006.

Литература

об учебно-методическом комплекте Касьянова В.А. «Физика-10», «Физика-11»

  1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия», 2002, стр. 102-114; 2004, стр. 93-105: Автор программы Касьянов В.А. «Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы»
  2. «Физика («Первое сентября»)», 2001, №29 (1-7 августа), стр. 8-13: Касьянов В.А. «Физика-10»
  3. «Физика («Первое сентября»)», 2001, №29 (1-7 августа), стр. 3-4: Об экспериментальном преподавании физики в 10-х классах в 2001-2002 учебном году»
  4. «Физика в школе», 2001, №7, стр. 20-31: В.А.Коровин, А.Н.Мансуров, В.А.Касьянов, О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов «Об экспериментальном преподавании физики в 10 классах в 2001/2002 учебном году»
  5.  «Учительская газета», 2001, №48 (20.11.2001), стр.18: Шаронова Н.В. «Идеальная модель, или курс физики в новом изложении»
  6. «Физика в школе», 2002, №3, стр. 77: Орлов В.А. «О новых учебниках»
  7. «Физика («Первое сентября»)», 2002, №22, стр. 1-12: Касьянов В.А. «Физика-11»
  8. «Физика в школе», 2002, №8, стр. 25-32: В.А.Коровин, А.Н.Мансуров, В.А.Касьянов, В.А.Орлов, О.Ф.Кабардин «Об экспериментальном преподавании физики в 11 классах в 2002/2003 учебном году»
  9.  «Учительская газета», 2003, №11-12 (18.03.2003), стр.41: Шаронова Н.В. «Сейчас, а не потом! Физика в период модернизации школьного образования»
  10. «Физика в школе», 2003, №2, стр. 65: Орлов В.А. «Учебно-методический комплект В.А. Касьянова»
  11. «Физика («Первое сентября»)», 2003, №5 (1-7 февраля), стр.13-16: Касьянов В.А.«Тетради для

        лабораторных работ. 10-11 классы»

  1. «Физика («Первое сентября»)», 2003, № 40 (23-31 октября), стр.2-6: Касьянов В.А. «Единый государственный экзамен по физике в России и SAT-II в США»
  2. «Физика в школе», 2003, № 8, стр.25-32: Касьянов В.А. «Единый Государственный Экзамен по физике. Некоторые аналоги, итоги, проблемы, способы совершенствования»
  3. «Физика («Первое сентября»)», 2004, №12 (23-31 марта), стр.14-20: Касьянов В.А. «Вариант совершенствования ЕГЭ по физике»

        15.   «Физика («Первое сентября»)», 2004, №25-26 (1-15 июля), стр.3-22: Касьянов В.А. «Методика      

                многоуровневого использования авторского УМК «ФИЗИКА»»

  1. «Физика в школе», 2004, №5, стр.23-28: Богаткина Л.Б. «Об использовании учебников и учебно-

методических пособий по физике в 2004/2005 учебном году»    

        17.   Касьянов В.А. «Методические рекомендации по  использованию учебников  В.А. Касьянова

 «Физика. 10 класс», «Физика. 11класс» при изучении физики на базовом и профильном уровне» (2ч, 3ч, 4ч, 5ч тематическое и поурочное планирование), 2004, «Дрофа», М., 64 стр.

  1. «Учительская газета», 2004, №40 (4.10.2004), стр.11: Наталия Шабалкина «Выбор без проблем. Преимущества комплекта очевидны»
  2. «Открытая школа», 2004, №4, стр.27-28: Мошейко Л.П. «УМК нового поколения»
  3. «Физика («Первое сентября»)», 2004, № 41, стр.11-14 :Жданов С.А. «Опытом подтверждаем теорию. 10й класс.Базовый курс.Учебник В.А.Касьянова «Физика-10»»
  4. «Физика («Первое сентября»)», 2004, № 43,  :Жданов С.А. «Тесты – на каждом уроке.Тема «Жидкость-пар». Учебник В.А.Касьянова «Физика-10»»
  5. «Сборник нормативных документов. Физика», 2004, «Дрофа», М., стр. 87-93: Касьянов В.А. «Программа среднего (полного) общего образования по физике, X-XI классы. Базовый уровень»
  6. «Сборник нормативных документов. Физика», 2004, «Дрофа», М., стр. 94-102:  Касьянов В.А.

              «Программа среднего (полного) общего образования по физике, X-XI классы. Профильный уровень»        

  1. «Учительская газета», 2004, №49-50 (7.12.2004), стр.11: Мошейко Л.П. «Творчество меняет  менталитет. Новые подходы к преподаванию физики»
  2. «Физика («Первое сентября»)», 2004, № 43, стр.23-25: Богатова Т.М. «Варианты тестов по теме «Жидкость и пар» к учебнику В.А.Касьянова «Физика-10»»
  3. «Учительская газета», 2005, №42 (18.10.2005), стр.12 (Прил. стр.6): Касьянов В.А. «ЕГЭ каждый месяц. Тетради для контрольных работ по физике»
  4. «Каталог учебных таблиц «Спектр»», 2005, ООО «Спектр-М», www.posobiya.ru
  5. «Физика («Первое сентября»)», 2005, №24, стр.29-30:Касьянов В.А., Игряшова И.В., Мошейко Л.П., Ратбиль Е.Э., «Тетради для контрольных работ по физике. 10-11 класс (базовый уровень),          (профильный уровень)»
  6. «Физика («Первое сентября»)», 2006, №2, стр.7-11: С.А.Жданов «Организация повторения курса  

         физики в выпускном классе»

  1.  «Физика («Первое сентября»)», 2006, №2, стр.25-26: Касьянов В.А., Игряшова И.В., Мошейко Л.П.,      

          Ратбиль Е.Э., «Тетради для контрольных работ по физике», Дополнение к УМК В.А.Касьянова. 10-

         11 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Сотрудничество учителя и учащихся на уроках английского языка в общеобразовательной школе"

Возникающее противоречие между потребностями гуманизации образования на основе субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами к организации процесса обучения, отражает потребность в ново...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Особенности применения информационных технологий при обучении математикой в общеобразовательных учреждениях....

Доклад:на тему: "Новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"

Доклад на тему: "новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"...