Методическая разработка урока физики "Закон всемирного тяготения"
методическая разработка по физике на тему
Методическая разработка урока физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_zakon_vsemirnogo_tyagoteniya.docx | 43.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по физике на тему:
«Закон Всемирного тяготения».
ФИО учителя: Дундукова Ольга Николаевна.
Класс: 9
Тема: «Закон Всемирного тяготения»
УМК: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 9 класс",2014 г.,
А.П.Рымкеевич "Сборник задач по физике", 2009 г.,
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятие гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем гравитационной постоянной;
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация, портреты ученых.
План урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Этап мотивации (2 минуты)
- Этап актуализации знаний (8 минут)
- Первичное усвоение новых знаний (20 минут)
- Первичное закрепление новых знаний (13 минут)
- Информация о домашнем задании (1 минута)
- Рефлексия (1минута)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ | Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные, личностные | |||||
1 | Организационный этап | Психологически настроить учащихся на учебную деятельность. | Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, с большой пользой для вас. (Деятельность организационная) | Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала. Сообщают об отсутствующих. | Позитивное отношение к получению знаний, к познавательной деятельности. Сотрудничество с учителем. Умение слушать. | ||
2 | Этап мотивации | поставить познавательную задачу. | «Не сразу поняв, что за глубинпредо мной, находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну. Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение. Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь… Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…»Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Попытайтесь, на основе нашего разговора, сформулировать цель урока. | Слушают учителя и формулируют задачу урока. | Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи. | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. | Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. |
3 | Этап актуализации знаний | Активизация знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала, формирование мотивации учащихся. | Начнем наш урок с того, что мы уже знаем. Вспомним и ответим на следующие вопросы: - Что называется свободным падением тела? - Что такое ускорение свободного падения? - Почему в воздухе кусочек ваты падает с меньшим ускорением, чем железный шарик? - Кто первым пришел к выводу о том, что свободное падение является равноускоренным движением? - Действует ли сила тяжести на подброшенное вверх тело во время его подъема. - С каким ускорением движется подброшенное вверх тело при отсутствии сопротивления воздуха? - Первый закон Ньютона. - Второй закон Ньютона. Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки. | Слушают учителя и выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Осуществлять актуализацию полученных знаний | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, использовать речь для регуляции своего действия. | Вступать в учебный диалог. Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
4 | Этап «открытия» новых знаний | «Открытие» новых знаний, а именно знакомство с законом всемирного тяготения; с гравитационной постоянной; с применением закона при выполнении качественных и количественных задач. | Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока (Рассказ сопровождается презентацией). В курсе физики 7 класса мы изучали явление всемирного тяготения: между всеми телами во Вселенной действуют силы тяготения. К выводу о существовании сил всемирного тяготения (гравитационных сил) пришел Ньютон в результате изучения движения Луны вокруг Солнца. Ньютон смог найти закон их взаимодействия, т.е. формулу для расчета гравитационной силы между двумя телами. Эта формула имеет следующий вид: где F - – модуль вектора силы гравитационного притяжения между телами с массами m1 и m2 ([F] = [H]) R - расстояние между телами ([R] = [м]) G – гравитационная постоянная ([G] = [Н·м2/кг2 ]) Значение гравитационной постоянной опытным путем доказал Кавендиш (слайд с опытом представлен в презентации) G = 6,67·10–11 Н·м2/кг2 Cилы тяготения или иначе гравитационные силы, действующие между двумя телами Многие явления в природе объясняются действием сил всемирного тяготения. Движение планет в Солнечной системе, искусственных спутников Земли, траектории полета баллистических ракет, движение тел вблизи поверхности Земли – все они находят объяснение на основе закона всемирного тяготения и законов динамики. Одним из проявлений силы всемирного тяготения является сила тяжести. Так принято называть силу притяжения тел к Земле вблизи ее поверхности. Если MЗ - масса Земли, RЗ -ее радиус, m-масса данного тела, то сила тяжести равна Fтяж=mg , следовательно мg ≈ g ≈ Сила тяжести направлена к центру Земли. В отсутствие других сил тело свободно падает на Землю с ускорением свободного падения. Среднее значение ускорения свободного падения для различных точек поверхности Земли равно 9,81 м/с2. Зная ускорение свободного падения и радиус Земли (RЗ = 6,38·106 м), можно вычислить массу Земли: Собственное гравитационное поле Луны определяет ускорение свободного падения gЛ на ее поверхности. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а ее радиус приблизительно в 3,7 раза меньше радиуса Земли. Поэтому ускорение gЛ определится выражением: | Записывают новую тему урока в тетрадях. Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадях всю необходимую информацию. | Умение слушать и самостоятельно находить нужную информацию. | Принимать и сохранять учебную цель и задачи. | Участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. |
5 | Первичное закрепление материала | Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений, и самостоятельном применение при решении количественных задач. | Учитель организует фронтальную проверку понимания нового материала. А теперь, давайте ответим на качественные задания:
А теперь решим количественные задачки у доски.
| Слушают вопросы и отвечают в устной форме. Смотрят презентацию и отвечают на вопросы. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма в слух. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | Осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. | Формировать самооценку на основе успешности учебной деятельности, мотивацию учебно-познавательной деятельности. |
6 | Информация о домашнем задании | Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний. | Информирует учащимся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения. Параграф 15,16. Упражнение 15 (3,4) Упражнение 16 (2-4) | Записывают задание | Организация учащимися своей учебной деятельности. | Оценивание уровня сложности Д/З при выполнении учащимся самостоятельно. | |
7 | Рефлексия | Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели. | Организует рефлексию. Ставит оценки. | Осуществить констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия. | Оценивать процесс и результат деятельности. | Выделять и формулировать то, осуществлять пошаговый контроль по результату. | Умение анализировать результаты собственной деятельности: определять существующие проблемы в полученных знаниях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Законы всемирного тяготения"
Дано полное описание урока-конференции "Закон всемирного тяготения". Урок рассчитан на два часа учебного времени. В подготовке урока принимают участие ученики класса, они готовят свои сообщения и дела...
Презентация и наглядный материал к уроку "Закон всемирного тяготения" 9 класс
В материале к уроку использовала цитаты о Ньютоне, портреты ученого, много иллюстративного материала...
Презентация к уроку "Закон всемирного тяготения"
Презентация к уроку "Закон всемирного тяготения " позволит более полно раскрыть историю и физическую суть закона. Рассмативаются границы применимости закона и логика научного познания по схеме: факты ...
Методическая разработка урока в 10 кл."Закон всемирного тяготения"
Автором приведен конспект урока по физике в 10 классе "Закон всемирного тяготения". Повторение материала проводится в форме заседания научного совета. Приведен план проведения обьяснения нового матери...
План- конспект урока "Закон всемирного тяготения" 9 класс
В уроке изучения нового материала использован интересный исторический материал. Задания подобраны с достаточно высоким уровнем сложности....
Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"
Цель урока: Организация деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....
методическая разработка урока по Всемирной истории "Исламский мир"
презентация посвящена истории возникновения ислама, образования Арабского халифата, деятельности первых халифов....