Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Рабочая программа кружка по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok-fizika-7_klass.docx54.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Видновская гимназия

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ Видновская гимназия

___________________ /Т.В. Анашкина/

«__»    августа     2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по физике

для 7 класса

учителя физики

МАОУ Видновской гимназии

Смородовой Е.Н.

на 2015 – 2016 учебный год

г. Видное

2015 год


Пояснительная записка

Рабочая программа работы кружка по физике для учащихся 7 классов составлена на основе авторского методического пособия: Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя / М. Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Направленность данной программы заключается в реализации системы естественнонаучных знаний в 7 классе посредством экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, что способствует сознательному и прочному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира.

Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.

Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы

Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Занятия в кружке позволяют пробудить в учащихся интерес к физике, понять суть ее явлений с помощью решения простых занимательных задач. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.

Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого преподавателем дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. В зависимости от того, насколько правильно и насколько аргументировано они излагали свою мысль, им ставится определенное количество баллов. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.

Цели и задачи программы

Цели программы:

  1. Помочь учащимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
  2. Воспитать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
  3. Привить учащимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
  4. Помочь учащимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.

Задачи программы

Образовательные:

  • Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
  • Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • Помощь в дальнейшем изучении физики;
  • Повышение уровня научной грамотности.

Воспитательные:

  • Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
  • Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
  • Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
  • Развитие навыков сотрудничества.

Развивающие:

  • Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
  • Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
  • Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
  • Развитие исследовательских навыков;
  • Развитие у учащихся навыков критического мышления.

Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 35 часов (1 час в неделю). Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-13 лет.

Формы и режим занятий

Работа кружка предусматривает специальную организацию регулярных факультативных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект, тестирование.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

Освоив данную программу, обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.

В результате  реализации данной программы обучающиеся

будут знать:

  • Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
  • Основы простейшего эксперимента;
  • Основные методы исследовательской работы;

уметь:

  • Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
  • Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
  • Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
  • Работать с литературой.

Способ проверки:

  • Ведение внутренней балльной системы успеваемости учащихся;
  • Проведение итогового зачета
  • Проведение промежуточных зачетов.

Формы подведения итогов

  1. Итоговый зачет в форме собеседования.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

11

3

Взаимодействие тел

9

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

6

5

Работа, мощность, энергия

2

6

Простые механизмы

1

7

Механические колебания и волны. Звук

1

8

Современная физика

1

Итого

35

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять

Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент

1

Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки

1

Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел

1

Лабораторная работа № 3. Измерение объема тел правильной формы

1

Первоначальные сведения о строении вещества

Наблюдение броуновского движения под микроскопом

1

Экспериментальные задания  по теме «Строение вещества»

1

Экспериментальные задания  по теме «Диффузия»

1

Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии.

1

Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости)

1

Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии

1

Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда

1

Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ

1

Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства»

1

Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства»

1

Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства»

1

Взаимодействие тел

Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве

1

Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения

1

Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения

1

Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей

1

Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела

1

Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека

1

Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела

1

Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

1

Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести»

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел»

1

Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля»

1

Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости»

1

Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление»

1

Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел»

1

Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости

1

Работа, мощность, энергия

Лабораторная работа № 17. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити

1

Лабораторная работа № 18. Определение мощности, развиваемой человеком

1

Простые механизмы

Экспериментальные задания по теме «Простые механизмы»

1

Механические колебания и волны. Звук

Экспериментальные задания по теме «Звук»

1

Современная физика

Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы»

1

Итого 35 часов

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата планир.

Дата скоррект.

Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять

Методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент, методы познания

05.09

Лабораторная работа № 1. Градуирование мензурки

12.09

Лабораторная работа № 2. Определение теоретического размера малых тел

19.09

Лабораторная работа № 3. Измерение объема правильной формы

26.09

Первоначальные сведения о строении вещества

Наблюдение броуновского движения под микроскопом

03.10

Экспериментальные задания  по теме «Строение вещества»

10.10

Экспериментальные задания  по теме «Диффузия»

17.10

Лабораторная работа № 4. Условия наблюдения диффузии.

24.10

Лабораторная работа № 5. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости)

31.10

Лабораторная работа № 6. Определение времени прохождения диффузии

14.11

Лабораторная работа № 7.1. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда

21.11

Лабораторная работа № 7.2. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ

28.11

Экспериментальные задания по теме «Вода и ее свойства»

05.12

Экспериментальные задания по теме «Воздух и его свойства»

12.12

Экспериментальные задания по теме «Огонь и его свойства»

19.12

Взаимодействие тел

Экспериментальные задания по определению положения тел в пространстве

26.12

Лабораторная работа № 9. Определение скорости равномерного движения

16.01

Лабораторная работа № 10. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения

23.01

Лабораторная работа № 11. Определение плотности различных жидкостей

30.01

Лабораторная работа № 12. Определение объема и плотности человеческого тела

06.02

Лабораторная работа № 13. Определение времени реакции человека

13.02

Лабораторная работа № 14. Обнаружение и измерение веса тела

20.02

Лабораторная работа № 15. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

27.02

Экспериментальные задания по теме «Центр тяжести»

05.03

Давление твердых тел, жидкостей и газов

Экспериментальные задания по теме «Давление твердых тел»

12.03

Экспериментальные задания по теме «Закон Паскаля»

19.03

Экспериментальные задания по теме «Давление в жидкости»

02.04

Экспериментальные задания по теме «Атмосферное давление»

09.04

Экспериментальные задания по теме «Закон Архимеда и плавание тел»

16.04

Лабораторная работа № 16. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости

23.04

Работа, мощность, энергия

Лабораторная работа № 17. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити

30.04

Лабораторная работа № 18. Определение мощности, развиваемой человеком

07.05

Простые механизмы

Экспериментальные задания по теме «Простые механизмы»

14.05

Механические колебания и волны. Звук

Экспериментальные задания по теме «Звук»

21.05

Современная физика

Практикум «Где нужны физики? Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы»

28.05


Содержание курса

Учимся изготавливать простейшие приборы и учимся измерять (4 часа)

Основные методы научного познания: наблюдение, опыт, эксперимент. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Измерительный цилиндр (мензурка). Определение размера малых тел. Определение объема тел правильной формы.

Лабораторные работы:

  1. Градуирование мензурки.
  2. Определение теоретического размера малых тел.
  3. Измерение объема тел правильной формы.

Первоначальные сведения о строении вещества  (11 часов)

Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Диффузия твердого тела в жидкости. Агрегатные состояния вещества. Интересные свойства некоторых веществ: воды, воздуха. Огонь и его свойства.

Лабораторные работы:

  1. Условия наблюдения диффузии.
  2. Наблюдение за диффузией в жидкости (изменение положения границы окрашенной и неокрашенной жидкости).
  3. Определение времени прохождения диффузии.
  4. Измерение объема твердого и растворенного в воде льда.
  5. Объем растворенных и нерастворенных в воде веществ.

Взаимодействие тел (9 часа)

Положение тел в пространстве. Система координат. Прямолинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Путь, скорость, время. Скорость равномерного движения. Средняя скорость неравномерного прямолинейного движения. Масса. Объем и плотность. Сила. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости и сила трения. Центр тяжести.

Лабораторные работы:

  1. Определение скорости равномерного движения.
  2. Определение средней скорости неравномерного прямолинейного движения.
  3. Определение плотности различных жидкостей.
  4. Определение объема и плотности человеческого тела.
  5. Определение времени реакции человека.
  6. Обнаружение и измерение веса тела.
  7. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (6 часов)

Давление. Давление твердых тел. Закон Паскаля. Давление в жидкости. Атмосферное давление. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение плавания тел в зависимости от плотности вещества, из которого состоит тело, и плотности жидкости

Работа, мощность, энергия (2 часа)

Механическая работа и мощность. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии.

Лабораторные работы:

  1. Наблюдение превращения потенциальной энергии в кинетическую и обратно при колебании тела, подвешенного на нити
  2. Определение мощности, развиваемой человеком

Простые механизмы (1 час)

Виды простых механизмов. Выигрыш в силе. Золотое правило механики.

Механические колебания и волны. Звук (1 час)

Механические колебания. Продольные и поперечные волны. Характеристики волны. Звук.

Современная физика (1 час)

Различные направления современной физики: нанотехнологии, медицинская физика, ядерная физика, физика плазмы.


Методическое обеспечение

  1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К., Скворцов А.И., Таюрский Д.А. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд. 3-е, испр..-М.: Дом педагогики, 1998.-336 с.: ил.
  2. Волков В.А, Универсальные поурочные разработки по физике. 8 класс.- 3-е изд., перераб. И доп.- М.: ВАКО, 2015. – 368 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Горлова Л.А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2010.-160 с.- (Мастерская учителя физики).
  4. Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по фиике: пособие для учителя / М.Г. Ковтунович. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007. – 207 с. (Библиотека учителя физики).
  5. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. – М.: Детская литература, 1972.
  6. Современная физика в школе. / Б.Н. Иванов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.-160 с.: ил.
  7. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. 7-9 классы.- М.: Школьная пресса, 2003. - 64 с.

Техническое оснащение занятий

  1. Компьютер и проектор для показа физических демонстраций.
  2. Лабораторный набор «Юный физик».
  3. Лабораторный набор «Свет и цвет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС

Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа кружка «Правоведение» для 9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современная школа должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит о...

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс

Рабочая программа кружка_Занимательная информатика 2 класс...