Рабочая программа по физике,12 класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Маркина Римма Фарисовна

Рабочая программа по физике для обучающихся 12 класса составлена на основе программы по физике: авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский,  сборник программ. Программы общеобразова­тельных учреждений. Физика: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009 год в соответствии с учебником: Мякишев Г. Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. М.: «Просвещение», 2010 год.

 По программе 2 часа в неделю, 68 часов за год в 10 классе, 2 часа в неделю, 68 часов за год в 11 классе, итого 136 часов за два года.  В учебном плане МОУ ИРМО «Вечерняя (С) ОШ» учитывая специфику работы вечерней школы, обучение учащихся на третьей ступени продолжается 3 года (10, 11, 12 классы) вместо двух лет:

 10 класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты. 11 класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты.

 12  класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты.  Итого 108 часов. Соответственно произошли такие изменения. Количество часов на изучение некоторых тем было уменьшено. В общем, произошло сокращение на  26 часов (21%), по сравнению с государственной программой, что существенно  не отражается на качестве изучения наиболее важных и значимых тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_12_klass.docx53.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского

районного муниципального образования

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Усть-Кудинский учебно-консультационный пункт

Рассмотрено:

на методическом объединении руководитель МО

__________________________

__________________________

 «____»___________2015 год

Согласовано:

Зам по УВР

________________________

________________________

Кирлицына Г.Н.

 «____»___________2015 год

Утверждено:

Приказ №

от  «____»__________2015 год

Директор МОУ ИРМО «Вечерняя (С) ОШ»

________________

Вишленков А.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

для обучающихся  

12  классов.

Маркина Римма Фарисовна

учитель физики и информатики

Высшая квалификационная категория

 (Ф.И.О. учителя-разработчика)

Усть-Куда, 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для обучающихся 12 класса составлена на основе программы по физике: авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский,  сборник программ. Программы общеобразовательных учреждений. Физика: 10-11 классы. М.: Просвещение, 2009 год в соответствии с учебником: Мякишев Г. Я. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. М.: «Просвещение», 2010 год.

 По программе 2 часа в неделю, 68 часов за год в 10 классе, 2 часа в неделю, 68 часов за год в 11 классе, итого 136 часов за два года.  В учебном плане МОУ ИРМО «Вечерняя (С) ОШ» учитывая специфику работы вечерней школы, обучение учащихся на третьей ступени продолжается 3 года (10, 11, 12 классы) вместо двух лет:

 10 класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты. 11 класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты.

 12  класс:1 час в неделю, 36 часов за год, из них: 2ч – консультации, 2ч - зачёты.  Итого 108 часов. Соответственно произошли такие изменения. Количество часов на изучение некоторых тем было уменьшено. В общем, произошло сокращение на  26 часов (21%), по сравнению с государственной программой, что существенно  не отражается на качестве изучения наиболее важных и значимых тем.

Рабочая программа по курсу «Физика» составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования),  утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр)
  5. Учебный план МОУ ИРМО «Вечерняя (С)ОШ» на 2015/2016 учебный год.
  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

     Изучение физики направлено на достижение следующих целей:     

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

         

Основное  содержание программы

12 классы  

               

( базовый уровень)

Термодинамика  

Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа.

Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева— Клапейрона. Газовые законы.

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса.

             Фронтальные лабораторные работы

3. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

4. Электродинамика

Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, pn  переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.

Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.  Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Электромагнитное поле.

                 Фронтальные лабораторные работы

4. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.

5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

6.  Наблюдение действия магнитного поля на ток.

7. Изучение явления электромагнитной индукции.

5. Колебания и волны

Механические колебания. Математический маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. 

Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Мощность в цепи переменного тока.

Производство, передача и потребление электрической энергии.  Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

               Фронтальная лабораторная работ

8. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.

6. Оптика

Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Свет – электромагнитная  волна. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

               Фронтальные лабораторные работы

9. Измерение показателя преломления стекла.

10. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

11. Измерение длины световой волны.

12. Наблюдение интерференции и дифракции света.

13. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

7. Основы специальной теории относительности    

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

8. Квантовая физика (

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц.

9. Строение и эволюция Вселенной  

Строение Солнечной системы. Система Земля—Луна. Солнце – ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

               

Демонстрации

  • .Магнитное взаимодействие токов.
  • Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
  • Свободные электромагнитные колебания.
  • Осциллограмма переменного тока.
  • Генератор переменного тока.
  • Излучение и приём электромагнитных волн.
  • Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
  • Интерференция света.
  • Дифракция света.
  • Получение спектра с помощью призмы.
  • Получение спектра с помощью дифракционной решётки.
  • Поляризация света.
  • Фотоэффект.
  • Линейчатые спектры излучения.
  • Лазер.
  • Счётчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

  • Наблюдение действия магнитного поля на ток.
  • Изучение явления электромагнитной индукции.
  • Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.
  • Определение показателя преломления стекла.
  • Экспериментальное определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
  • Измерение длины световой волны с помощью дифракционной

Тематическое планирование

12 класс: 36 часов за год, 1 ч в неделю.

Раздел

Тема раздела

Количество часов для изучения

Список лабораторных работ

 1час в неделю

Магнитное поле

7

Колебания и волны

7

Оптика

4

Основы специальной теории относительности    

2

 Излучение и спектры

2

Световые кванты

2

Атомная физика

6

Строение и эволюция Вселенной  

6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИКЕ ЗА КУРС 12 КЛАССА

ПО УЧЕБНИКУ Г.Я. МЯКИШЕВА, Б.Б. БУХОВЦЕВА, Н.Н. СОТСКОГО «ФИЗИКА. 11 КЛАСС». Всего 36 часов. 1 час в неделю.

 № П/П

ИЗУЧАЕМЫЙ РАЗДЕЛ, ТЕМА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ДАТА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания

Умения

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

  1. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ – 7 часов

1

Вводный инструктаж по ТБ. Взаимодействие токов. Вектор и линии магнитной индукции

1

Магнитное поле как особый вид материи, который порождается током и обнаруживает себя по действию на ток.

Уметь определять направление вектора магнитной индукции с помощью правила правого винта.

2

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

1

Знать силу Ампера, правило левой руки.

Применение правила левой руки для определения направления силы Ампера.

3

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

1

Знать силу Ампера, правило буравчика.

Уметь объяснять причину движения мотка в магнитном поле.

4

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца

1

Особенности движения заряженной частицы под действием внешнего магнитного поля

Уметь вычислять силу Лоренца и определять её направление по правилу левой и правой руки.

5

Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Лабораторная работа №2«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Знать все правила и формулы изученной главы Знать суть явления электромагнитной индукции, историю открытия.

Уметь применять их при решении задач. Уметь провести эксперимент получения индукционного тока.

6

ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность.

1

Знать правило Ленца.

Уметь определять направление индукционного тока по изменению магнитного потока.

7

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.

1

Формула закона

Применение формулы при решении задач.

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ– 7 часов

8

 Механические колебания  Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника»

1

Знать порядок выполнения работы.

Уметь провести измерения и вычисления.

9

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

1

Знать принцип получения свободных электромагнитных колебаний, формулу Томсона

Уметь применять их при решении задач

10

Переменный электрический ток. Трансформаторы Производство, передача и использование электрической энергии

1

Принцип получения переменного тока Знать устройство и принцип работы трансформатора. Знать принципы передачи электрической энергии.

Уметь вычислять характеристики переменного тока Уметь объяснять холостой и нагрузочный режимы работы трансформатора.

11

  Волна. Свойства волн и основные характеристики.

1

Знать виды волн и основные характеристики: длину волны, скорость распространения.

Уметь применять знания при решении задач.

12

 Излучение и приём электромагнитных волн. Опыты Герца. Принципы радиосвязи.  

1

Знать принципы передачи и приёма электромагнитных волн. Устройство первого в мире радиоприёмника. Модуляция и детектирование.

Уметь рассказать принципы. Объяснить принцип работы. Уметь объяснить принципы современной связи.

13

Консультация №1 

Магнитное поле. Колебания и волны.

1

14

Зачёт №1 

Магнитное поле. Колебания и волны.

1

Знать все правила и формулы изученной главы

Уметь применять их при решении задач.

ОПТИКА

Геометрическая оптика –2  часа.

15

Основные законы геометрической оптики Полное отражение света. Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла»

1

Законы отражения и преломления. Знать условия наблюдения явления и его применение в современной волоконной оптике. Знать порядок выполнения работы.

Уметь строить ход луча и проводить расчёты. Уметь построить ход луча и применять знания при решении задач. Уметь провести измерения и вычисления.

16

Линзы. Формула тонкой линзы. Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

1

Знать правила построения изображений в тонкой линзе, формулу.

Уметь применять знания при решении задач.

Волновая оптика – 2 часа

17

Дифракция волн. Дифракция света. Интерференция волн. Интерференция света.

1

Знать условия возникновения дифракции.

Уметь объяснить принцип получения дифракционных картин от различных препятствий.

18

Дифракционная решётка Лабораторная работа №6 «Измерение

длины световой волны».

1

Знать устройство и принцип действия дифракционной решётки. Знать порядок выполнения работы.

Уметь вычислять длину световой волны с помощью дифракционной решётки.

Уметь провести измерения и

вычисления.

Элементы теории относительности – 2 часа

19

Элементы СТО. Постулаты А. Эйнштейна.

1

Знать границы применимости классической механики.

Уметь объяснить физические явления на основе постулатов СТО.

20

Основные следствия  из постулатов СТО. Элементы релятивистской динамики

1

Знать следствия и формулы для расчёта релятивистской длины, промежутков времени Знать формулы для расчёта массы, импульса и энергии в релятивистской динамике.

 Уметь решать задачи. Уметь решать задачи.

Излучения и спектры – 2 часа

21

Виды излучения. Виды спектров.  Спектральный анализ.

1

Знать свойства и применение различных видов излучений.

Уметь объяснять происхождение спектров излучения и поглощения.

22

Шкала электромагнитных излучений. Свойства отдельных частей шкалы  

1

Знать свойства и применение различных видов излучений.

Уметь объяснять происхождение различных видов излучения.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА  И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ.

Световые кванты – 2  часа

23

Идеи М.Планка. Фотоэффект. Законы фотоэффекта.

1

Знать законы фотоэффекта.

Уметь объяснять условия возникновения фотоэффекта.

24

Фотоны. Гипотеза  де Бройля.

1

Знать формулы для вычисления энергии и импульса фотонов.

Уметь применить формулы при решении задач.

Атомная физика – 6 часов.

25

 Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора.

1

Знать причину несогласованности модели атома по Резерфорду с классической электродинамикой и суть постулатов Бора.

Уметь рассказать об этом.

26

Лазеры (лекция).

1

Знать устройство и принцип работы рубинового лазера.

Уметь рассказать о других видах и применении лазеров.

27

Радиоактивность. Закон радиоактивного распада

1

Знать виды радиоактивных излучений, правило смещения. Знать границы применимости закона и его статистический характер.

Уметь составлять уравнения ядерных реакций Уметь провести вывод закона и его графическое представление.

28

Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.

1

Знать строение атомного ядра.

Уметь вычислять энергию связи атомных ядер

29

Энергетический выход ядерных реакций. Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция.

1

Знать условия протекания ядерной реакции, принцип работы реактора.

30

Биологическое действие радиоактивных излучений. Применение радиоактивных изотопов.

1

Знать применение радиоактивных изотопов в медицине, промышленности, сельском хозяйстве.

Уметь определить уровень радиоактивного заражения.

Строение и эволюция Вселенной – 6 часов.

31

Небесная сфера. Звёздное небо. Видимое движение небесных тел. Законы движения небесных тел.

1

Знать основные линии и точки небесной сферы. Знать законы Кеплера.

Уметь объяснять причину петлеобразного движения планет Уметь определить периоды обращения планет.

32

Определение расстояний в астрономии и размеров небесных тел.

1

Знать способы определения расстояний и формулы для вычислений расстояний и размеров небесных тел.

Уметь применять их при решении задач

33

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна.

1

Знать состав и структуру Солнечной системы.

Уметь объяснять причину затмений, приливов и отливов.

34

Солнце.

Основные характеристики звёзд.

Наша Галактика. Другие галактики.

1

Знать общие сведения о Солнце, его источники энергии и внутреннее строение Знать происхождение и эволюцию звёзд. Знать строение и структуру  нашей Галактики. Знать  виды галактик, закон Хаббла (красное смещение).

Уметь определить активность Солнца по числу Вольфа Уметь определить светимость, звёздную величину, радиус, массу и тип звёзд.

35

Консультация №2

 Оптика. Квантовая физика и элементы астрофизики.

1

36

Зачёт №2 

Оптика. Квантовая физика и элементы астрофизики.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...