Рабочая программа по физике для 9 классов
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Воробьёва Елена Анатольевна
Рабочая программа
по физике для 9 классов
учителя физики
Воробьёвой Елены Анатольевны на 2015-2016 учебный год
 
Рабочая программа по физике для 9 классов на 2015-2016 учебный год -18с.
 
   Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-9».
   Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
 
Пояснительная записка
   Рабочая программа по физике для 9-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-9»,, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.
    Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:
- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;
- освоение экспериментального метода научного познания;
- овладение основными понятиями и законами физики;
- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;
- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий,
- обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных предметов на уровне среднего общего образования;
- создание условий для достижения личностных результатов.
    В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:
-. приобретение знаний о строении вещества, внутренней энергии тела и способах ее передачи, основных электрических, магнитных, электромагнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;
- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;
- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;
- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;
- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.
     Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  
    Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
    Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc287.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №  93 

 

Рабочая программа

по физике для 9 классов

учителя физики

Воробьёвой Елены Анатольевны

на 2015-2016 учебный год

Воробьёва Елена Анатольевна

Рабочая программа по физике для 9 классов на 2015-2016 учебный год -18с.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике(7-9 классы) федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы) и модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г., рассчитанной на 70 часов в год (по 2 часа в неделю) (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-9».

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9-х классов составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004г.; федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312); примерной программой основного общего образования по физике (7-9 классы); модифицированной программой по физике для общеобразовательных школ 7-9 классы, А. В. Перышкин, 2011г. (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия.7-11 кл./В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.:Дрофа,2010.) с учетом требований Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по физике по учебнику Перышкина А.В. «Физика-9»,, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Перышкин А.В. Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель данного учебного курса:

- построение логически последовательного и достаточно простого курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний;

- освоение экспериментального метода научного познания;

- овладение основными понятиями и законами физики;

- умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию;

- освоение  межпредметных  понятий, универсальных учебных  действий,

- обеспечивающих успешное изучение данного и  других учебных предметов на уровне среднего общего образования;

- создание условий для достижения личностных результатов.

В содержании рабочей программы  предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения: 

-. приобретение знаний о строении вещества, внутренней энергии тела и способах ее передачи, основных электрических, магнитных, электромагнитных и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания природы;

- овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов, принципов действия технических устройств; решения задач, а также по применению естественнонаучных методов познания, в том числе в экспериментальной деятельности;

- освоение ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

- знакомство  учащихся  с  методами  научного  познания  и  методами исследования объектов и явлений природы;

- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения  бытовых, производственных и культурных потребностей человека;

- создание условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, которые содержат основную теоретическую базу физической науки. Во втором — дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков практической и исследовательской деятельности, решения задач. Это содержание обучения является базой для развития учебно-познавательной, рефлексивной компетенции, компетенции личностного саморазвития учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие свободное использование полученных знаний в социальных ситуациях и обеспечивающие  развитие коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной и смыслопоисковой компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.  

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия общей физической картины мира.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой науки и культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни. В ходе изучения данного учебного предмета в 9-х классах выделяют 4 основных раздела:

- Законы взаимодействия и движения тел;

- Механические колебания и волны;

- Электромагнитное поле;

- Строение атома и атомного ядра. Квантовые явления.

Курс предусматривает проведение 6 лабораторных работ, 5 промежуточных контрольных работ по окончанию изучения отдельного раздела, 1 самостоятельная работа и завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.

В процессе обучения предполагается активное использование медиаресурсов школы и информационных технологий.

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

∙        Традиционное обучение;

∙        Личностно-ориентированное обучение;

∙        Дифференцированное обучение;

∙        Проблемное обучение;

∙        Педагогики сотрудничества

∙        Блочно-модульная.

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

∙        Комбинированный урок;

∙        Урок-лекция;

∙        Урок-демонстрация;

∙        Урок-практикум;

∙        Творческая лаборатория;

∙        Урок-игра;

∙        Урок-семинар;

∙        Урок-консультация.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. Предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

∙        Тематические зачеты;

∙        Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

∙        Диктанты по физике;

∙        Решение задач;

∙        Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

∙        Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

∙        Итоговые контрольные работы;

∙        Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Итоговая аттестация по физике проводится в форме итогового тестирования и включает в себя задания направленные на выявление уровня:

- освоения теоретического материала курса физики 9 класса;

- формирования умений и навыков решения качественных, расчетных и экспериментальных физических задач;

- формирования умений и навыков смыслового чтения и поиска информации в тексте.

Так же предлагается по каждому крупному разделу проводить тесты достижений. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками. Тесты достижений близки тестам специальных способностей (например, тесты креативности), однако, в отличие от них, выявляют то, что испытуемым усвоено, а не обобщенные умения, не имеющие конкретного содержания и возникшие в итоге разнообразного жизненного опыта.

При составлении тестов - достижений, для диагностики уровня усвоения материала  можно воспользоваться следующими типами заданий:

1.        Классификация (в задачах подобного типа требуется распределить данный набор объектов на группы. Особое внимание уделяется умению выбрать обоснование для классификации и построить иерархическую классификационную систему);

2.        Исключение "лишнего" из предложенного набора объектов требуется исключить "лишний" (т.е. формулы, какие-то явления не образующие с остальными однородную группу);

3.        Установление сходства, аналогии, закономерности, конкретизации понятия (из предъявленного набора формул требуется выбрать те, которые включают необходимые признаки данного понятия);

4.        Логическое умозаключение (требуется определить истинность и логичность суждения);

5.        Задача на преодоление ригидности (инерционности)мышления. Цель их - формирование у учеников чувства "опасности " при некритическом переносе привычных способов действий на решение новых задач).

Результаты изучения курса «Физики» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Настоящая рабочая программа реализует базисный план. Приоритетной целью обучения физики в этом классе является построение логически последовательного курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение физике в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов (1 четверть – 17 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 22 часа, 4 четверть – 17 часов), в том числе на практическую работу 6 часов, на контрольные и зачетные уроки 6 часов. В связи с тем, что два урока в 9 классе выпадают на праздничный день, то фактически будет проведено 68 часов. За счет наличия резервного времени структура курса физики не изменена. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты

В результате изучения физики ученик должен:

Знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

Уметь: 

  • Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений;
  • измерять: температуру,  массу, объем, силу (упругости, тяжести, трения скольжения), расстояние, промежуток времени, плотность;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности:

— изменения координаты тела от времени;

— силы упругости от удлинения пружины;

— силы тяжести от массы тела;

— массы вещества от его объема;

  • объяснить результаты наблюдений и экспериментов:

— большую сжимаемость газов;

— малую сжимаемость жидкостей и твердых тел;

  • применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений:

— положение тела при его движении под действием силы;

— удлинение пружины под действием подвешенного груза;;

  • давать определения физических величин и формулировать физические законы.
  • описывать:

— физические явления и процессы;

— изменения и преобразования энергии при анализе: свободного падения тел, движения тел при наличии трения;

  • вычислять:

— равнодействующую силу;

— кинетическую энергию тела при заданных массе и скорости;

— потенциальную энергию взаимодействия тела с Землей и силу тяжести при заданной массе тела;

  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической)
  • приводить примеры:

— относительности скорости и траектории движения одного и того же тела в разных системах отсчета;

— изменения скорости тел под действием силы;

— деформации тел при взаимодействии;

— опытов, подтверждающих основные положения молекулярно - кинетической теории;

  • читать и пересказывать текст учебника;
  • выделять главную мысль в прочитанном тексте;
  • находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы;
  • конспектировать прочитанный текст.
  • определять:

— промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам;

— характер тепловых процессов: нагревание, охлаждение, плавление, кипение (по графикам изменения температуры тела со временем).

Владеть: компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования

Содержание учебного предмета, курса

  1. Законы взаимодействия и движения тел. (28 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса.  Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.

Демонстрации:

  • Относительность движения.
  • Равноускоренное движение.
  • Свободное падение тел в трубке Ньютона.
  • Направление скорости при равномерном движении по окружности.
  • Явление инерции.
  • Взаимодействие тел.
  • Зависимость силы упругости от деформации пружины.
  • Сложение сил.
  • Сила трения.
  • Второй закон Ньютона.
  • Третий закон Ньютона.
  • Невесомость.
  • Закон сохранения импульса.
  • Реактивное движение.

Лабораторные работы:

  • Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  • Измерение ускорения свободного падения.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»
  • Контрольная работа №2 по теме « Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
  1. Механические колебания и волны. Звук. (10часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны.  Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.

Демонстрации:

  • Механические колебания.
  • Механические волны.
  • Звуковые колебания.
  • Условия распространения звука.

Лабораторные работы:

  • Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Самостоятельная работа по теме «Механические колебания»
  • Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»
  1. Электромагнитные явления. (12 часов)

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные   волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель.  Электрогенератор. Свет – электромагнитная волна.

Демонстрации:

  • Устройство конденсатора.
  • Энергия заряженного конденсатора
  • Электромагнитная индукция.
  • Правило Ленца.
  • Самоиндукция.
  • Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
  • Устройство генератора постоянного тока.
  • Устройство генератора переменного тока.
  • Устройство трансформатора.
  • Передача электрической энергии.
  • Электромагнитные колебания.
  • Свойства электромагнитных волн.
  • Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
  • Принципы радиосвязи.
  • Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы:

  • Изучение явления электромагнитной индукции. 
  • Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».
  1. Строение атома и атомного ядра (16 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях.  Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.

Демонстрации:

  • Модель опыта Резерфорда.
  • Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
  • Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц

Лабораторные работы:

  • Изучение деления ядра урана по фотографии треков;
  • Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Контрольные и самостоятельные работы:

  • Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».
  1. Повторение, резервное время. (2 часа)

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа,

ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Законы взаимодействия и движения тел

28

24

2

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

10

7,5

1

1

0,5

3

Электромагнитные явления

12

10

1

1

4

Строение атома и атомного ядра.

16

13

2

1

5

Резервное время

2

2

Итого:

68

56,5

5

6

0,5

Характеристика деятельности учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебники

  1. Перышкин А.В. Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001.

Учебно-методические пособия

  1. Кабардин О. Ф. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2013;
  2. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011;
  3. Кабардин О. Ф. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991;
  4. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2011;
  5. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы- М.: Просвещение, 2013;
  6. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2011;
  7. Марон А.Е, Позойский С.В. Марон Е.А., Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2011;
  8. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006;
  9. «Поурочные разработки по физике. 9 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  10.  Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс – М.: Экзамен, 2013;
  11.  Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  12.  Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 7-9 класс - М.: Просвещение, 2013;
  13.  Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта +, 2007.

Учебное оборудование и компьютерная техника

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Проектор.
  3. Лазерный принтер.
  4. Ксерокс.
  5. Телекоммуникационный блок.
  6. Устройства вывода звуковой информации.
  7. Интернет.

Основные электронные образовательные ресурсы

  1. Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005;
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 9 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;
  3. sdamgia.ruzavuch. info;
  4. pedsovet.ru;
  5. rusedu.ru;
  6. it-n.ru;
  7. window.edu.ru;
  8. school-collection.edu.ru;
  9. festival.1 september.edu.ru;
  10. fipi.ru;
  11. www1.ege.ru;
  12. college.ru.

Приложение

Календарно-тематический план

№ п/п

№ урока

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

  1. Законы взаимодействия и движения тел (28 часов)

1

1.1

Материальная точка. Система отсчета.

1

§1,2, вопросы

Упр.1(1-3), 2

2

1.2

Определение координаты движущегося тела.

1

§ 3 Упр. 3(1)

3

1.3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

§ 4 Упр. 4

4

1.4

Решение задач «Определение координаты движущегося тела»

1

§1-4 повторить

№ 24-Р

5

1.5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

1

§ 5

Упр. 5(2,3)

6

1.6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

§ 6

Упр. 6(4,5)

уметь читать гарфики

7

1.7

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§7-8,

Упр. 7(1), Упр. 8(1), граф.

8

1.8

Решение задач «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении»

1

инд. Задания.

Упр.7(2) подготовка к Л. Р. № 1 (стр. 226 учебника)

9

1.9

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной

скорости»

1

§ 8 – повт. Упр. 8(2)

10

1.10

Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение»

1

№ 21-Р,

№54-Р

11

1.11

Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

1

Повторить §1-8, § 9 самостоятельно, ответить на вопросы к нему

12

1.12

Относительность движения.

1

§9, № 26-Р, 29-Р

13

1.13

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы  мира.

1

§10, Упр. 10, Р. №118, на повторение № 55

14

1.14

Второй  закон Ньютона

1

§11,Упр.11

15

1.15

Третий закон Ньютона

1

§12, Упр.12

16

1.16

Решение задач «Законы Ньютона»

1

индивидуальные задания

17

1.17

Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

§13,14

Упр. 13(1,3)

18

1.18

Решение задач «Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх»

1

§13-14,

Упр. 14

Подготовка к Л. Р. № 2 с. 231 учебника

19

1.19

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел»

1

20

1.20

Закон всемирного тяготения.

1

§15,вопросы, упр.15(3,4), Р. № 171

21

1.21

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

1

§16,вопросы,

упр.16(2,3)

22

1.22

Равномерное движение тела по окружности.

Период и частота обращения. Скорость при движении тела по окружности.

1

§18-19(до яблочка), Упр. 17(1,2), Упр. 18(2)

23

1.23

Решение задач «Равномерное движение тела по окружности»

1

Упр. 18(4,5)

24

1.24

Искусственные спутники Земли.

1

§20,Упр.19

25

1.25

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

§21,22,вопросы, Упр.20

26

1.26

Решение задач «Импульс тела. Закон сохранения импульса.»

1

Упр. 21.

27

1.27

Реактивное движение

1

§ 23

Упр. 22(1)

28

1.28

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

1

  2. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

29

2.1

Механические колебания. Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

1

§24,25,

вопросы

Упр.23(2)

30

2.2

Величины, характеризующие колебательное движение. Период колебаний математического и пружинного маятника

1

§26 (27 дополнительно),

Упр. 24 (3,5). Подготовка к Л. Р. № 3

31

2.3

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

1

§ 26. – повтр. Упр. 24 (6). По желанию - § 27

32

2.4

Гармонические колебания. Превращение энергии. Затухающие колебания.

1

§27-29

Упр. 25 (1)

33

2.5

Вынужденные колебания. Резонанс. Самостоятельная работа по теме «Механические колебания»

1

§29-30

Упр. 25 (2)

34

2.6

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные.

1

§31,32,вопросы

35

2.7

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

§33,упр.28

36

2.8

Звук. Условия его распространения. Скорость звука.

1

§34-38, 

Упр. 30

вопросы

37

2.9

Отражение звука. Эхо. Решение задач «Колебания и волны. Звук»

1

§ 39

Упр. 31 (1,2), Упр. 32 (1), Повторить материал, подготовиться к контрольной работе

38

2.10

Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны. Звук»

1

Повторить материал «Механические колебания и волны»

  3. Электромагнитные явления (12 часов)

39

3.1

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

§ 43, 44

Упр. 33(2), Упр. 34(2)

40

3.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

1

§45 Упр.35(1,4,5,6)

41

3.3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

§ 46

Упр. 36(5), Р. № 829(б, г, е, ж)

42

3.4

Индукция магнитного поля.

1

§47 Упр.37(1)

43

3.5

Магнитный поток.

1

§48

44

3.6

Явление электромагнитной индукции.

1

§49 Упр.39(1,2). Прочитать описание Л.Р. № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции», стр. 235 учебника

45

3.7

Лабораторная работа №4

«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

§49 повт.

Р. № 902

46

3.8

Получение переменного электрического тока.

1

§50 Упр.40(1,2)

47

3.9

Электромагнитное поле.

1

§51

Р. № 981, 982

48

3.10

Электромагнитные волны.

1

§ 52

Упр. 42 (4,5), Р. № 987

49

3.11

Электромагнитная природа света. Подготовка к Контрольной работе № 4

1

§43-54 повт.

записи в тетради

50

3.12

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

1

§43-54 повт.

  4.Строение атома и атомного ядра (16часов)

51

4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

1

§55 вопросы

52

4.2

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

§56, ответить письменно на вопрос 3

53

4.3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

§57 Упр.43(1,2,3)

54

4.4

Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§58

Р. № 1163

55

4.5

Открытие протона. Открытие нейтрона.

1

§ 59, 60

Р. № 1178, 1179

56

4.6

Состав атомного ядра. Зарядовое число. Ядерные силы.

1

§61,§64

Упр.45

57

4.7

Энергия связи. Дефект масс.

1

§65

Р. № 1177

58

4.8

Деление ядер урана. Цепная реакция.

1

§66,§67, подготовка к Л.Р. № 5, стр.237 учебника, повторить «Закон сохранения импульса».

59

4.9

Лабораторная работа №5

«Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

повторить §56-61

60

4.10

Лабораторная работа №6

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.»

подготовка к Л.Р. № 6, стр.238 учебника, повторить «Закон сохранения импульса».

61

4.11

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

§68. Ответить на вопрос: пользуясь законом сохранения импульса, объяснить, почему в качестве замедлителя нейтронов чаще всего используют воду

62

4.12

Атомная энергетика.

1

§69

63

4.13

Биологическое действие радиации.

1

§70,71

64

4.14

Термоядерная реакция.

1

§72

65

4.15

Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе № 5

1

§55-72 повт

66

4.16

Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

§55-72 повт

  5. Повторение, резервное время. (2 часа)

68

4.1

Повторительно-обобщающий урок

1

69

4.2

Повторительно-обобщающий урок

1

Итого:

            69


Список литературы

Методические пособия:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, 09.03. 2004 № 1312 (БУП);
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.,1992;
  3. Базисный Учебный План общеобразовательных учреждений РФ «УГ» №10, 2005;
  4. Кабардин О. Ф. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2013;
  5. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. «Физика. Тесты». 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011;
  6. Кабардин О. Ф. Физика. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1991;
  7. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 кл.: Метод. пособие / О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2011;
  8. Лукашик В. И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 классы- М.: Просвещение, 2013;
  9. Лукашик В.И. Физическая олимпиада, - М.:, Просвещение, 1987;
  10. Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2011;
  11. Марон А.Е, Позойский С.В. Марон Е.А., Сборник вопросов и задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2011;
  12. Обязательный минимум содержания основного общего образования. Вестник образования, №10, 2008;
  13. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, - М.: Дрофа 2006;
  14. Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992;
  15. Перышкин А.В. Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений – 4 изд., - М.: Дрофа., 2001;
  16. Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике. 7-9 класс – М.: Экзамен, 2013;
  17. Пособие для учащихся общеобразовательных учереждений. – 25 изд., - М.: Просвещение., 2011;
  18. «Поурочные разработки по физике. 9 класс», В. А. Волков, С. Е. Полянский, 2005;
  19. Примерная рабочая программа основного общего образования по физике.– М.: Дрофа., 2008
  20. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 7-9 класс - М.: Просвещение, 2013;
  21. Телюкова Г.Г. Тематическое планирование. Физика 7-11.- Волгоград:, Учитель, 2006;
  22. Энциклопедия для детей. Физика, ч.1,ч.2, М, Мир энциклопедий Аванта, 2007.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Интерактивный курс « Физика, 7-11 классы». CD диск. ООО « Физикон», 2005;
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики 9 класс. CD диск.ООО «Кирилл и Мефодий», 2005;
  3. sdamgia.ruzavuch. info;
  4. pedsovet.ru;
  5. rusedu.ru;
  6. it-n.ru;
  7. window.edu.ru;
  8. school-collection.edu.ru;
  9. festival.1 september.edu.ru;
  10. fipi.ru;
  11. www1.ege.ru;
  12. college.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (физика 7 класс)

Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...

Рабочая программа .Физика 7 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программа.Физика 8 класс.

Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...