Методическая разработка открытого занятия кружка по физике: « Мыльная опера на все времена, или что такое...»
методическая разработка по физике ( класс) на тему

Бейбулатова Елена Анатольевна

Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».
Методическая разработка открытого занятия.
Тема занятия: « Мыльная опера на все времена, или что такое...»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Издательская группа «Основа»  

Всероссийский конкурс для учителей-предметников на лучшую публикацию — «Творческий учитель».

 Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».

Методическая разработка открытого занятия.

 

Тема занятия: Мыльная опера на все времена, или что такое...»

Бейбулатовой Елены Анатольевны, учителя физики

 высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1 р.п. Степное

Советского района Саратовской области

декабрь 2015год

 Кружок занимательной физики для учащихся начальных классов «Удивительная физика».

Тема занятия: Мыльная опера на все времена, или что такое...»

Цель занятия:

- знакомство учащихся начальной школы   с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни,

- повышение у учащихся    интереса к познанию законов природы,

- подготовка учащихся к систематическому изучению курса физики.

Задачи занятия:

  1. Дать представление учащимся о явлениях «взаимодействие молекул», «смачивание», «несмачивание».
  2. Включить в работу мышление и речь учеников при проведении опытов.
  3. Решить на уроке ряд практических задач.
  4. Вызвать у детей интерес к предмету.

Оборудование к занятию:

Демонстрационное: компьютер, мультимедийная презентация, CDROM “Мир вокруг нас”, мультфильм из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена», Перельман Я.И.  «Занимательная физика», музыка из мультфильма «Бременские музыканты», «Времена года»Чайковский.

Фронтальное: Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага; Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер; Комплект №3: салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки).

Демонстрационное: большой стакан с водой, гайки, болты (50шт), демонтрационныйстолик.

Ход занятия:

Занятие является пропедевтическим, с использованием групповой работы в виде путешествия с остановками на станциях «Экспериментальная», «Литературно-научная», «Спортивная», «Кинозал», «Лирическая», «Практическая».

1.ОРГ. МОМЕНТ (дети рассаживаются группами; группы собираются с помощью игры «Ромашка», отрывая листок от ромашки, они по цвету, определяют в какой группе будут работать)

.2.Введение

- тема занятия  Мыльная опера на все времена, или что такое... (перед детьми ставится проблема, закончить предложение).

  • музыка из мультфильма «Бременские музыканты» (Идет диалог с детьми:

Что за музыка?, из какого мультфильма? О чем поют музыканты? По итогам этой беседы учитель предлагает детям отправиться в путешествие)

- путешествие по станциям «Экспериментальная», «Литературная», «Спортивная», «Кинозал», «Лирическая», «Практическая».

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

- Работа с CDROM “Мир вокруг нас”(Просматривая информалию с CDROM “Мир вокруг нас”ученики повторяют материал о строении вещества и знакомятся с понятиями притяжение, отталкивание, невзаимодействие молекул)

-  Станция №1 «Экспериментальная -1» (Итогом просмотра CDROM “Мир вокруг нас” идет работа в группах, комплект№1: используя данный комплект дети заполняют таблицу в рабочем листе )

-  Станция №2 «Литературно-научная» (Учитель зачитывает четверостишие А.С.Пушкина, в ходе беседы дети знаомятся с  понятим парадокс)

Станция №3 «Экспериментальная -2» (Учитель зачитывает отрывок из рассказа Перельман Я.И.«Бездонный стакан» («Занимательная физика») и предлагает проверить, или опровергнуть услышенное: комплект №2: экспериментальная проверка услышанного — работа в группах). Параллельно с этим учитель проводит демонстрационный эксперимент.

Вывод: услышенное, парадоксально, но верно. Но перед детьми ставится вопрос: Почему это так? Чтобы ответить на этот вопрос дети отправляются на следующую станцию.

- Станция №4 «Спортивная» (физкультминутка под музыку мультфильма из серии Смешарики (пинкод))

-   Станция №5 «Кинозал» (просмотр мультфильма из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена»). В ходе просмотра мультфильма дети выясняют как можно сформулировать тему урока (или СМАЧИВАНИЕ), знакомятся с понятиями смачивание и несмачивание, рассматривают условия при которых это происходит.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Дети вспоминают определение ПАРАДОКС, и вместе с учителем объясняют, почему вода не выливается из сосуда, если туда положить 50 гаек и уровень воды не поднимается, если положить 10-15 скрепок. Просто происходит не смачивание между стенками сосуда и водой.

- Станция №6 «Лирическая» (презентация с фотографиями природы под музыку «Времена года»Чайковский. ) Детям показывают иллюстрации : роса, капли воды, туман. Учитель задает вопросы: Что вы видели на иллюстрациях? О чем играла музыка? Идет беседа о красоте природы и делается вывод:

Любите природу, восхищайтесь ею, отдыхайте у нее в гостях, но и берегите, защищайте ее, - ведь обидчиков у нее много.

-  Станция №7 «Практическая»

 1.Работа в группах по по исследованию явлений  смачивание и несмачивание (комплект№3). В ходе работы с представленными материалами ученики проводят опыты и выясняют, что вода смачивает салфетку, бумагу, но не смачивае целлофан, ткань «болонья». По итогам эксперимента учитель беседует с учащимися о прктическом применении тел, которые смачиваются и несмачиваются водой.

  1. Вопросы для учащихся с использованием пословиц, поговорок. (картчка№4)

- Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

-  С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

 - Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

- Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

5 . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ  (с помощью корзины идей и мыслей)  

Бейбулатова Е.А., учитель физики

высшей квалификационной категории

МБОУ-СОШ№1 р.п.Степное

Советского района саратовской области

Приложение

РАБОЧИЙ ЛИСТ К ЗАНЯТИЮ КРУЖКА

«Мыльная опера на все времена, или ...»

Карточка №1

Взаимодействие молекул

Притяжение

Отталкивание

Не взаимодействие

Карточка №2

Количество кнопок опущенных в воду –

Уровень жидкости (повысился, понизился, или остался неизменым)

Информация подтверждена? Да? Нет? Парадокс подтвержден?

Карточка №3

предмет

Явление смачивания, или не смачивания

салфетка

целлофан

Ткань «болонья»

Карточка №4

 1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

Карточка №1

Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага.

Задание:

Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие.

Карточка №1

Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага.

Задание:

Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие.

Карточка №1

Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага.

Задание:

Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие.

Карточка №1

Комлект №1: полоска резины, пластилин,бумага.

Задание:

Используя данный комплект приборов покажите на практике взаимодействие молекул: притяжение, отталкивание, не взаимодействие.

Карточка №2

Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер;

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию.

Карточка №2

Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер;

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию.

Карточка №2

Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер;

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию.

Карточка №2

Комплект №2: стакан с водой, ,скрепки, маркер;

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально проверьте услышанную информацию.

Карточка №3

Комплект №3:  салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки);

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания.

Карточка №3

Комплект №3:  салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки);

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания.

Карточка №3

Комплект №3:  салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки);

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания.

Карточка №3

Комплект №3:  салфетка, целлофан,ткань «болонья», стакан с подкрашенной водой,стеклянные трубки (пипетки);

Задание:

Используя данный комплект приборов экспериментально исследуйте явления смачивания и несмачивания.

Карточка №4

1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

Карточка №4

1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

Карточка №4

1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

Карточка №4

1. Будет ли разница в форме капель воды, находящихся на чистой тарелке и на тарелке, покрытой слоем жира? С какими физическими явлениями это связано?

2. С какой целью бумажные коробки для кефира или молока пропитывают парафином,  или покрывают фольгой?

3. Объясните с точки зрения физики выражение «как с гуся вода».

4. Почему тюбик с кремом для чистки обуви наполнен жирной массой?

Используемая литература:

       1.Гальперштейн Л. Забавная физика. -  М.: Детская литература, 1993 г.

       2. Древо познания. Энциклопедия.

        3. Ланина И.Я 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995 г.

        4. Меркулов А. Раскрывая тайны природы. – М.: Московский рабочий, 1972 г.

       5. Перельман Занимательная физика. 1 и 2 часть – М.: Наука. 1991 г.

       6. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках. – М.: Школьная пресса, 2002 г.

       7. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике. – М.: Просвещение, 1996 г.

         8.Усова А.В. Краткий курс истории физики. – Челябинск, Факел, 1995 г .

        9.CDROM “Мир вокруг нас

         10.Музыка из мультфильма «Бременские музыканты»,.

        11. «Времена года»Чайковский.

       12. Мультфильм из серии Смешарики (пинкод) « Мыльная опера на все времена»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка «Эстрадный вокальный ансамбль»

Открытое занятие на тему: «Овладение приемами эстрадного пения»...

Разработка открытого занятия кружка "Волшебный английский" для 1го класса

Второй год веду кружок английского языка в первых классах. Стало хорошей традицией в конце учебного года проводить открытое мероприятие-концерт, который является демонстрацией знаний, умений, приобрет...

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. (Методическая разработка открытого занятия по физике)

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум»   Преподаватель: Блинова Г.И.   Тепловые двигатели и охрана окружающей с...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года"

Методическая разработка (Конспект) ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "Изображение природы в зимнее время года" Тема занятия: Изображение природы в зимнее время года ...

Методическая разработка открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык "День Святого Валентина".

В основе открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык на основе проектной методики, «День Святого Валентина», находится тема, которая разрабатывалась студентами самостоятельно и о...

методическая разработка открытого занятия кружка "Увлекательный мир квиллинга"

Подробный конспект открытого занятия в кружке "Увлекательный мир квиллинга" по теме "создание бижютерии в технике квиллинг"...

методическая разработка открытого занятия кружка Текстильное рукоделие - вышивка лентами (введение в технику)

методическая разработка открытого занятия кружка по теме "Вышивка лентами по ткани"...