Конспект урока по теме "Сообщающиеся сосуды"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx345.72 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Сообщающиеся сосуды

Цели урока:

  • продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей;
  • сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах
  • формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;

Оборудование: записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, модели сообщающихся сосудов 10 или 5 мм, металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, самодельный фонтан, действующая модель водоснабжения, карты урока, тесты, рисунки для опроса.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент.

Рассказ учителя.

2. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос.

3. Изучение нового материала.

Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.

4. Развитие знаний при решении творческих задач.

Решение экспериментальных задач.

5. Проверка знаний.

Индивидуальная работа с тестами.

6. Подведение итогов.

Выделение главного учителем.

7. Домашнее задание.

Запись на доске.


Ход урока

Слайд 1

C:\Documents and Settings\школа\Рабочий стол\1.jpg

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Учащиеся записывают тему урока.

1. Учитель:

Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. Для этого создадим четыре научно-исследовательские группы. В каждой группе у нас есть главный исследователь, теоретик, экспериментатор, аналитик.

2. Чтобы провести исследования, нам придется вспомнить ранее изученный материал.

 Слайд 2.Перед вами на экране чайник, лейка.

  • Что общего у этих сосудов?
  • Как они должны соединяться?

Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?

Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.

Учитель. А сейчас давайте проведем небольшой, но очень интересный эксперимент.(на столах в штативах закреплены сообщающиеся сосуды)

Учитель: Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если в одно из колен налить воду? Почему? (Выслушиваю ответы.)

Давайте проверим ваши предположения. (Наливаем воду).

Видите: жидкость стала перетекать. Но почему? Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка. Теперь ответьте на вопросы:

Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на перегородку?

От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)

И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)

А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте.)

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

Учащийся: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.

Учитель: Нарисуйте рисунок в тетради. Учащиеся рисуют в тетрадях сообщающиеся сосуды и отмечают уровни жидкости в них.

Учитель. Можно ли это обосновать теоретически? На этот вопрос ответят “Теоретики”.(остальные записывают вывод в тетрадь

Учащийся выходит к доске и пишет вывод. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р12. Давление p1=http://festival.1september.ru/articles/416480/img1.gifgh1 и p2=http://festival.1september.ru/articles/416480/img1.gifgh2. Приравниваем их http://festival.1september.ru/articles/416480/img1.gifgh1=http://festival.1september.ru/articles/416480/img1.gifgh2. Сократим общие множители http://festival.1september.ru/articles/416480/img1.gifg и получим h1=h2, что и требовалось доказать.

Учитель. Запишите вывод. Учащиеся записывают выводы к себе в тетрадь.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого экспериментаторы нальют воду в эти сосуды. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины.)

Какой вывод мы можем сделать?

На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? Экспериментаторы продолжают работать с сосудами разной формы. (Эксперимент: опыт с сосудами разной формы)

Вывод за вами, ребята!

На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда нефтью(может также использоваться масло). (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой нефтью.)

Слово теоретикам и аналитикам. Подтвердите выводами опыты экспериментаторов.

Теоретики подтверждают увиденное теоретически и приходят к выводу: высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

Запишите этот вывод. Учащиеся записывают вывод.

4. Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)

Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?

В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды.

Учитель: Сообщающиеся сосуды имеют широкое практическое применении (Рассказывает о том где применяются сообщающиеся сосуды (водопровод, фонтаны и т.д.). А также с помощью анимации показываю принцип работы корабельных шлюзов.

 Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны в писать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.

Какое слово шифр вы получили? Правильно, “Паскаль”.

А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания. Сосчитайте число своих “Паскальчиков”. (Идет оценивание.)

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.

Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков – тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.

Домашнее задание. § 39, ? (п), № 91, каждая исследовательская группа делает и красиво оформить в соответствии со своей фантазией модели:

1) Модель оросительной системы для огорода;

2) Модель системы водопровода;

3) Модель водомерной .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Эксперимент

Слайд 4

Сообщающиеся сосуды. В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне. В сообщающихся сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям. Сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися. Однородная жидкость Разнородная жидкость Вывод: р 1 =р 2 ρgh 1 = ρgh 2 h 1 = h 2 Вывод: р 1 =р 2 ρ 1 gh 1 = ρ 2 gh 2 ρ 1 h 1 = ρ 2 h 2

Слайд 7

Шлюзы

Слайд 8

Фонтаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сообщающие сосуды".

Конспект урока "Сообщающие сосуды" для детей с НОДА....

Презентация и конспект урока физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды"

Полностью готовый материал к уроку. Презентация расчитана на весь урок, в ней применяется исторический материал и немного краеведения. Можно брать и идти на урок....

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

Конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"

Архив содержит развернутый конспект урока по физике в 7 классе "Сообщающиеся сосуды", презентацию к уроку, два файла с тестами по теме "Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля. Давлени...

План-конспект урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды».

План-конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сообщающиеся сосуды. Решение задач на сообщающие сосуды». Цели урока: Образовательные:Сформировать представление о сообщающ...