Технологическая карта урока физики в 8 классе "Источники света. Распространение света"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Елена Васильевна Ильина

В классификации уроков по основной дидактической цели данный урок подходит по определение как УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью : введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил и алгоритмов.

Этапы урока включают:

  1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  2. подготовка к изучению нового материала через актуализацию опорных знаний;
  3. ознакомление с новым материалом;
  4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
  5. постановка задания на дом;
  6. подведение итогов урока (рефлексия).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Источники света. Распространение света.

Слайд 2

Источники света. Распространение свете Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу, Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится. За то куда б ты не попал, и по какой распутице Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется!

Слайд 3

Источники света «Свет – чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслаждения красотой!» (М. И. Чайковский)

Слайд 4

Световые явления Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой, В нем источник бесконечный Наслажденье красотой: Небо, Солнце, звезд сиянье, Море в блеске голубом — Всю картину мирозданья Мы лишь в свете познаем. Что же изучает оптика? (Световые явления)

Слайд 5

Толкование слова Толкование слова свет: 1. Земля, Вселенная, а также люди, ее населяющие.Путешествие вокруг света. Хорошо жить на свете. Произвести на свет . (родить, дать жизнь). Увидеть с вет (возникнуть, осуществиться). На краю света (очень далеко; разг.). Сжить со света или со свету, (погубить; разг.). Нет на свете (умер). Всему свету известно . Выпустить в с вет (опубликовать, издать). 2. В дворянском обществе: и збранный круг, высшее общество. Высший или большой свет . Выезжать в свет . Вращаться в высшем свете. Ни за что на свете (разг.) - ни в коем случае. Белый свет(разг.) - то же, что свет 2 (в 1 знач.). На чем свет стоит (браниться, ругаться) (прост.) - очень сильно, не стесняясь в выражениях. Белый свет немил кому (прост.) - ничто не радует, не веселит. Не ближний (не близкий)свет (разг.) - далеко, не близко. Ехать туда - не ближний свет. Тот свет – у верующих: загробная жизнь.

Слайд 6

Афоризмы, пословицы А сколько отражений в афоризмах и поговорках о учениях и науках нашло слово «свет»! «Учение - свет, а не ученье - тьма» «Cвет разума» «Познанье - сердца яркий свет, защита от житейских бед» «Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет» Из всех этих пословиц видно, что испокон веков свет являлся для человека также и некой мудростью, тягой к знаниям. Кстати, именно в ламаизме свет и разум являются понятиями отождествленными. . Ученье свет, а неуменье тьма. Живи по солнцу, и будешь долго светить другим. Не бросишь тень, пока не светит солнце. Ученье свет, а неученье тьма.

Слайд 7

Демокрит из Абдеры (5 в. до н.э.). Он учил, что свет - это поток частиц, обладающих определенными физическими свойствами, к которым не относится цвет (ощущение цвета возникает уже как следствие вхождения в глаз света). Он писал: "Сладость существует как условность, горечь - как условность, цвет - как условность; в реальности существуют лишь атомы и пустота".

Слайд 8

Платон (428 или 427 до н. э. ) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля , оказавший сильнейшее воздействие на историю человеческого духа .

Слайд 9

Евклид ( III в.до н.э.) – древнегреческий ученый. Известны его трактаты по математике: «Начала», «Оптика» и «Катоптрика». Им сформулированы законы прямолинейного распространения и отражения света. Евклид – основоположник геометрической оптики.

Слайд 10

Оптика - раздел физики, изучающий процессы излучения света, его распространения и взаимодействия с веществом. Это слово в переводе с греческого означает «видимое». Изучаемых оптических явлений так много, что мы не сможем охватить даже тысячной доли.

Слайд 11

Оптика

Слайд 12

Свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.

Слайд 13

Источники света Искусственные Естественные Тела, от которых исходит свет, являются источниками света.

Слайд 14

Искусственные источники света Тепловые Люминесцирующие Тепловые источники излучают видимый свет при нагреве выше 800 ° C (лампа, свеча, Солнце). Люминесцентные источники дают холодное свечение (экран телевизора, лампы дневного света, рекламные трубки).

Слайд 15

Светящаяся рыба

Слайд 16

Лесные светлячки

Слайд 17

Впервые закон прямолинейного распространения света был сформулирован в III в. до н.э. древнегреческим ученым Евклидом. Он является автором первых дошедших до нас сочинений по оптике – разделу физики, изучающему световые явления. Солнечные часы Маяки

Слайд 18

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Слайд 19

Свет распространяется по всем направлениям, но если между глазом и источником поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим. Объясните почему. Объясняется это тем, что свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Закон прямолинейного распространения света.

Слайд 20

Точечный источник света – это светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие.

Слайд 21

Тень – область пространства, в которую не попадает свет от источника. Ход лучей от точечного источника

Слайд 22

Полутень – область, в которую попадает свет от части источника. Ход лучей от протяжённого источника

Слайд 23

Образование тени и полутени.

Слайд 24

Затмение солнечное – тень от Луны падает на Землю. Лунное затмение – Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй. С олнечн ы е и лунн ы е з атмени я

Слайд 25

Затмения Затмение - явление, при котором свет от небесного тела временно затемняется другим телом. Это может быть для нашей Солнечной системы: 1) проход планетарного спутника (например Луны), в тени планеты так, что на него не попадает свет (например Солнца); 2) затемнение всего светила (например Солнца) или его части проходящим перед ним спутником (например Луной - солнечное затмение). В течение месяца, благоприятного для затмений может произойти одно солнечное, или два солнечных и лунное затмение. Следующее необходимое для затмений расположение лунной орбиты произойдет только через пол года (177-178 суток) Максимальное число затмений в году - семь (например 1982г - четыре частных солнечных и три полных лунных) затмения Луны и четыре частных затмения Солнца, хотя одно из солнечных затмений было очень небольшим. Теоретически возможно, что в два последовательных новолуния произойдут солнечные затмения, а между ними - лунное затмение. Однако лунные затмения в два последовательных полнолуния невозможны. Схема солнечного затмения Орбита Луны наклонена к плоскости орбиты Земли на 5,1°, поэтому время от времени эти три тела оказываются в соединении. Тогда происходит затмение.

Слайд 26

Солнечное затмение Виды солнечного затмения : 1. частное- закрывает часть солнечного диска , 2. кольцевое - закрывает полностью Солнце, когда диаметр Луны меньше солнечного , 3. полное (центральное)- закрывает полностью Солнце, когда диаметр Луны больше солнечного. Солнечное затмение происходит в новолуние или близкой точке орбиты, максимальная длительность 7 мин 40сек. Тень прочерчивает по поверхности Земли изогнутую траекторию максимальной ширины в 264 км (полутени около 6000км), двигаясь со скоростью 1 км/с. Частные затмения могут происходить и тогда, когда полное затмение не наблюдается ни в одной точке Земли. Последовательность фаз кольцеобразного солнечного затмения 24 декабря 1973г (период 1,5 ч.)

Слайд 27

Солнечные затмения

Слайд 28

В течение кратких моментов полного солнечного затмения наступает темнота и становятся видны внешние части Солнца - хромосфера и корона, свет которых обычно тонет в ярком свете фотосферы . Полное затмение 29 марта 2006г. Фото космонавтов Валерия Токарева и Уильяма Макартура с МКС Условие наступления солнечного затмения - в момент новолуния Луна пересекает эклиптику. Полное солнечное затмение 29 марта 2006 года

Слайд 29

1 Свет излучение….? А….делает видимым различные тела; Б. Воспринимается глазом; В. Излучает нагретое тело. 2 . Источники света бывают А. ... только естественные. Б. ... только искусственные. В. ... естественные и искусственные 3. Какой источник света называется точечным? А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело. 4 . Как распространяется свет в однородной среде? А . прямолинейно Б. криволинейно. В. По любой линии соединяющей источник и предмет. 5. Как подразделяются источники света А. естественные и искусственные Б. механические В. тепловые 6. Источником видимого света является? А) Нагретый электрический чайник Б) Телевизионная антена. В) Дуга при сварке 7. Среди перечисленных источников не излучает свет? А) Костер; Б) Радиатор; В) Солнце. 8. Что с собой представляет тень? А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет. Б).Темное место за предметом В) Неосвещенное место 9. Что такое полутень? Каким должен быть источник. А) Место, куда попадает половина света. Протяженным Б) Место , где есть свет, но его мало. В) Область пространства где есть и тень и свет. Точечным. 10. Какую линию называют световым лучом? А) Линию, исходящую от источника света Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света. В) Линию по которой свет от источника попадает в глаз. Самопроверка знаний . Тест :

Слайд 30

Закрепление материала Что означает слово оптика? Что такое свет? Какие вы знаете источники света? Приведите примеры. Как распространяется свет в однородной среде? Какие можно привести доказательства? Какие затмения называются солнечными, какие лунными? Вопросы для любителей литературы: «Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге…» (Л.Н. Толстой. Набег). Где должен находиться источник света, чтоб в тень была длиннее.

Слайд 31

По пословицам и поговоркам Солнце сияет, а месяц светит. Чем отличаются данные источники света? Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет. Объясните поговорки. Лучи веером во все стороны. Ответ: источник света точечный. Солнце в мешок не поймаешь. Ответ: потому что от него лучи веером во все стороны.

Слайд 32

Загадки 1. Поутру - в сажень, В полдень – с ладонь, К вечеру - через поле хватает. Как объяснить изменение размеров тени? 2. Ты за ней – она от тебя, Ты от нее- она за тобой 3.Ты упала мне под ноги, Растянулась по дороге. И нельзя тебя поднять. И нельзя тебя прогнать, На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа Светит, да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. К какому виду источника тока относится Луна? Отражает солнечный свет, т.е. не является тепловым источником света.

Слайд 33

раздражен встревожен безразличен спокоен радостно восхищен удивлен Ваше настроение

Слайд 34

Любите, дети, физику! Она всегда, везде Поможет вам в умении, И в жизни, и в труде!

Слайд 35

Литература А.В. Перышкин. Учебник физики 8 класс. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 8 класс. Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс. В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс. М.М Балашов О природе 8 класс А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам физики»

Слайд 36

Интернет ресурсы http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110355 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf

Слайд 37

Да будет свет!!!!



Предварительный просмотр:

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО

Провела учитель первой категории

Ильина Елена Васильевна

МКОУ «Детский дом – школа №95»

г. Новокузнецк

Предмет «ФИЗИКА»

Тема: «Источники света. Распространение света»

Класс: 8 класс

Тип урока:Открытие нового знания

Оборудование: доска, лампочка,  фонарик, люминесцентная лампа, презентация, плакаты «Образование тени и полутени», «Солнечные и лунные затмения».

Цели:

Цель учителя:формировать знание учащихся о видах источников света и о законах распространения света, формировать умение использовать эти знания для объяснения причин и механизмов возникновения солнечных и лунных затмений.

Цель учащихся:узнать о видах источников света, научиться использовать знания о  прямолинейном распространении света для объяснения происхождениясолнечных и лунных затмений.

Планируемые результаты:

Личностные:осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении мира и окружающих людей, соотнесение с окружающим миром себя и своего будущего.

Метапредметные:

- регулятивные УУД:обнаруживают область незнания, определяют цель урока, планируют и корректируют свои действия, корректируют усвоение новых знаний, планируют и корректируют свои действия, оценивают свои знания, соотносят результат своего усвоения с целью урока, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, осуществляют самоконтроль усвоения новых знаний.

- познавательные УУД:анализируют область своего незнания в данной области физики, наблюдают, делают выводы, проверяют усвоение новых знаний, ищут и структурируют информацию, выделяют существенную информации, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, делают выводы.

- коммуникативные УУД:слушают учителя и мнения других учащихся, обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других, слушают партнера, выполняют совместную деятельность, слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга,  учатся формулировать собственное мнение и позицию, учатся формировать собственное мнение.

Предметные: применение знаний об источниках света, использование знания о  прямолинейном распространении света для объяснения происхождениясолнечных и лунных затмений.

Технологическая карта урока

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Задания, которые приведут к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Приветствует учащихся, настраивает на восприятие нового материала урока.

Приветствуют учителя, слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

(фронтальная форма работы)

2.Актуализация знаний.

Какую роль играет  свет в нашей жизни?

Слайд 2 -11

Приведите свои примеры световых явлений?

Какая наука изучает световые явления?

Организует диалог с учениками на основе эксперимента, формулирует вопросы по слайду 2, корректирует ответы учащихся

Проводят опыт, смотрят и отвечают на вопросы

(фронтальная,

групповая форма работы)

Приводят примеры.

Называют науку.

Задание: Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?

Задание:Какие примеры световых явлений приведены на слайде?

Познавательные:анализируют область своего незнания в данной области физики.

Коммуникативные:слушают учителя и мнения других учащихся.

Регулятивные:обнаруживают область незнания, определяют цель урока.

3. Введение нового знания.

Знакомство с терминами «свет», «источник света», «световой пучок», «световой луч», классификация источников света

Знакомство с терминами «точечный источник света»,  «тень», «полутень», доказательство прямолинейного распространения света, объяснение природы солнечных и лунных затмений

Слайд  12-15

Слайд 16-17

Слайд 18 +демонстрация лампочки и фонарика

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21-22

Что мы видим? Что такое полутень?

Слайд 23-24

Объясняет новый материал, используя материалы презентации, демонстрирует источники света, задает вопросы, экспериментально доказывает прямолинейное распространение света, задает вопросы, контролирует выполнение задания в тетрадях.

Слайд 25-28

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, рисуют, приводят свои примеры

(фронтальная и индивидуальная формы работы)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы, приводят свои примеры, комментируют свою работу

Задание: запишите определение света, назовите последовательность цветов по порядку

Задание: запишите определение источника света, оформите в тетради схему с примерами, добавьте в схему свои примеры

Задание:Зарисуйте в тетради световой пучок и световые лучи

Задание:Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Задание:Запишите формулировку закона прямолинейного распространения света. Кто этот закон сформулировал?

Задание: Почему мы видим четкую тень? Запишите определение точечного источника света. Какие примеры точечных источников света можно привести?

Задание: Запишите отличия лунного и солнечного затмений

Познавательные: наблюдают, делают выводы.

Коммуникативные:обсуждают и приходят к общему мнению в совместной деятельности, учитывают мнения других.

Регулятивные:планируют и корректируют свои действия.

4. Первичное закрепление.

Слайд 29

Организует работу в парах, инструктирует по работе с контрольными материалами, контролирует выполнение задания, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты выполнения учащимися задания.

Знакомятся с заданием и задают вопросы по его условию, выполняют интерактивные задания в парах, проверяют себя.

(групповая форма работы)

Задание: выполнить  тестовые  задания, проверить себя.

Познавательные:проверяют усвоение новых знаний.

Коммуникативные:слушают партнера, выполняют совместную деятельность.

Регулятивные:корректируют усвоение новых знаний.

5. Выполнение учащимися контрольного задания

Прием «Вопрос – ответ»

Раздает каждому учащемуся бланки с набором предложений. Предлагает форму записи ответов.

Приложение 1.

Предлагает учащимся критерии для взаимопроверки.

1 ученик пишет на доске, остальные письменно дают ответы по данной теме. Оценивают работу друг друга, пользуясь предложенными учителем критериями.

(индивидуальная формы работы)

Задание:к каждому вопросу подобрать правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1(-).

Познавательные:ищут и структурируют информацию.

Коммуникативные:слушают комментарии учителя, взаимно контролируют знания друг друга.

Регулятивные:планируют и корректируют свои действия, оценивают свои знания.

5 Тренинг.

Напоминает, что такое кластер, называет ключевое слово, корректирует ответы учеников

1 ученик пишет на доске, остальные высказывают идеи по данной теме, составляют кластер

(фронтальная и индивидуальная формы работы)

Задание: на доске составить кластер по ключевому слову «Свет» (работают все, 1 ученик фиксирует слова)

Познавательные:выделяют существенной информации; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:слушают ответы обучающихся, учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:соотносят результат своего усвоения с целью урока; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

6.Рефлексия деятельности на уроке.

Обсуждение кластера

Слайд 30-32

Рефлексия по уроку:

  1. Что нового узнали?
  2. Что понравилось на уроке?
  3. Что было самым трудным?

Выводы по уроку

Анализирует получившийся кластер, задает вопросы, формулирует выводы

Слайд 33-34

Высказывают свое мнение

Выражают своё настроение в конце знакомства с новой темой

Познавательные: делают выводы.

Коммуникативные:учатся формулировать собственное мнение.

Регулятивные:осуществляют самоконтроль усвоения новых знаний.

Приложение 1.

«ВОПРОС – ОТВЕТ»

  1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления -
  2. свет падал слева, чтобы не образовывалась тень
  3. Назовите естественные источники света
  4. при нагревании происходит процесс испарения жидкости
  5. Назовите искусственные источники света
  6. при их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.
  7. по санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева
  8. лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ
  9. Дуга на электросварке является
  10. источником видимого света
  11. На основе исследования световых явлений созданы приборы:
  12. экран компьютера, электрическая лампочка, фонарик
  13. Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что
  14. светлячок, гнилушка, молния
  15. Мы видим тела, не являющимися источником света…
  16. называют оптикой
  17. потому что внимательно смотрим
  18. искусственным источником
  19. плитка, кипятильник, телеграф
  20. пламя свечи, дуга при электросварке

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

презентация к уроку по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Интерактивная презентация к уроку "Источники света. Распространение света" 8 класс , содержит небольшой тест....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»

Данный урок физики в 8 классе является уроком изучения нового материала с применением технологии формирующего оценивания. Это второй урок при изучении темы "Световые явления"....

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"

Цели урока:·         образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...

Технологическая карта урока - физика (Скорость распространения света)

Тип занятия: КомбинированныйДисциплина: «Физика»Тема: «Скорость распространения света»Нормативные документы: 1) ФГОС среднего (полного) образования...