Задача про колокол
методическая разработка по физике (9, 11 класс) на тему

Предложено решение задачи  по теме "Распространение звука"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача про колокол Учитель физики высшей квалификационной категории школы-интерната №26 ОАО «РЖД » Прокушева Н.А. Нижнеудинск, 2016

Слайд 2

Человек, стоявший вблизи собора, видел, что удары по большому колоколу производятся через каждую секунду. Отойдя от собора, он заметил, что видимые и слышимые удары не совпадают. Однако отойдя еще дальше, он снова наблюдал совпадение видимых и слышимых ударов о колокол. На каком расстоянии от собора он находился в последнем случае? S -?

Слайд 3

Скорость света υ в воздухе ≈ 300 000 км/с ≈ 3 · 10 8 м/с Скорость звука υ в воздухе ≈ 340 м/с Запаздывание слышимых ударов

Слайд 4

t = 1 с S Совпадение видимых и слышимых ударов о колокол

Слайд 5

При повышении температуры воздуха на 1°С скорость звука в нем увеличивается на 0,59 м/с. S = υ звука · t На каком расстоянии от собора находился человек?

Слайд 6

t , ° C м/с км/ч 0 331,5 1193,4 10 337,3 1214,1 20 343,1 1235,2 30 348,9 1256,2 50 360,3 1296,9 Скорость звука в воздухе

Слайд 7

Скорость звука в воздухе Зависимость скорости звука от температуры воздуха приводит к изменению направления распространения звука

Слайд 8

На каком расстоянии от собора находился человек? S = 660 м, 990 м , 1320 м, … Это интересно Орудийная стрельба слышна на расстоянии 10-15 км, лай собак – 2-3 км, шёпот – несколько метров. S = υ звука · t S = 330 м/с · 1 с = 330 м

Слайд 9

На каком расстоянии от собора находился человек? t = 0, 1, 2, 3 S = υ t υ = 330-340 м/с Я еще не устал удивляться чудесам, что есть на земле! υ = 330-340 м/с

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Сопровождение к презентации «Задача про колокол»

К1. Проблема…

Я предлагаю обсудить следующую проблему: однажды человек, стоявший вблизи собора, увидел, что удары по большому колоколу производятся через каждую секунду  (по всей видимости, он имел в своём  распоряжении прибор для отсчёта времени, коим могли быть часы с секундной стрелкой или просто секундомер). Отойдя от собора, он заметил, что видимые и слышимые удары не совпадают. Однако отойдя еще дальше, он снова наблюдал совпадение видимых и слышимых ударов о колокол.  Думаю, всем нам очень интересно было бы узнать: На каком расстоянии от собора он находился в последнем случае?

К2. Прежде, чем ответить на основной вопрос, подумаем, почему на некотором расстоянии видимые и слышимые удары не совпадают? Ответ очевиден:  причина кроется в том, что скорость звука много меньше скорости света. Ярким подтверждением этого факта является отставание грома от вспышки молнии во время грозы. Всем знакомы числовые значения скоростей, установленные опытным путём. Скорость света в вакууме (максимально допустимая в природе скорость) равна 300 тысячам  км в секунду, а скорость звука составляет несколько сотен метров в секунду. К ней мы ещё вернёмся.

К3.Менее очевиден ответ на вопрос, почему вдруг на некотором расстоянии от источника звука, видимые и слышимые удары о колокол вновь  совпадают. Это может произойти только в том случае, если  человек слышит предыдущий перед видимым удар. То есть, слышимый человеком удар произошёл  1 секунду назад.

К4. Зная время распространения звука и его скорость, легко определить расстояние, на котором видимые и слышимые удары совпадают: S = υ звука *t, (звук в однородной среде распространяется равномерно).

А сейчас вернёмся к величине скорости звука в воздухе. Следует помнить, что, во-первых, скорость звука в газах увеличивается с повышением температуры.( При повышении температуры воздуха  на  1°С скорость звука в нем увеличивается на 0,59 м/с.)

К5. Перед вами значения скоростей при различных температурах.

К6.  Обратите внимание  на то, что зависимость  скорости звука от температуры воздуха приводит к изменению направления распространения звука.

Во-вторых, на скорость распространения звука оказывает влияние влажность воздуха (ночью, когда влажность больше, звуки распространяются быстрее). Хотя, следует отметить, что влияние влажности менее значительно, чем температуры.

И, в-третьих,  на скорость распространения звука оказывает влияние ветер, его направление и сила. Поэтому однозначного цифрового ответа в этой задаче  дать нельзя.

К7. Будем считать воздух сухим, имеющим температуру 0 0С. Скорость звука при данных условиях равна 330 м/с.  (При решении задач обычно берут значение скорости в пределах от 330 до 340 м/с). Тогда определяемое расстояние будет равно 330 м. Заметим,  что в условиях хорошей видимости совпадение будет повторяться через целое число секунд, на расстояниях 660, 990 м. Имея бинокль, увидим похожую ситуацию на расстоянии 1320 м, и так далее, поскольку звуковая волна может проходить различные расстояния. Например, орудийная стрельба слышна на расстоянии 10-15 км, лай собак (ржание лошадей) – 2-3 км, а шёпот – несколько метров.

К8. И так, ответ на вопрос задачи: при  совпадении видимых и слышимых ударов о колокол человек находился на расстоянии  S =υ звука   *t от собора, где время t равно целому числу секунд.

К9. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колокола... Колокола... Колокола...

Колокол – один из символов Руси,  её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Все, что связано с колоколами, включая их воздействие на физиологию и психику человека изучает - кампанология. Исто...

Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"

Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о  проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....

По ком звонят колокола Хатыни

          Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Вели...

По ком звонят колокола Хатыни

Данная разработка подготовлена ко дню воинской славы России с целью знакомства учащихся с историческими событиями тех лет, с героями Великой Отечественной войны. Необходимо заранее выбрать 4х шко...

Конспект урока "Над Русью бьют колокола"

Цель: Познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.   Задачи: 1.Пробудить интерес к духовной музыке через слушание и исполнение ...

Интегрированный урок по музыке и ОПК, урок-исследование. Тема. Колокола на Руси.

Урок знакомит учащихся с колокольными звонами как ярким явлением в русской православной культуре. Путем исследования дети  определяют, какой след оставили звоны в русском искусстве....