Урок физики в 10 кл.Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Родыгин Сергей Иванович

План-конспект урока физики. 

Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.

Цель урока: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока физики

10 класс

 11.11.2014г.

Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

Тип урока: изучение и первичного закрепления знаний с использованием ИКТ.

Цель урока:

способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.

Оборудование:

компьютер с мультимедийным проектором, слайды с логическими и структурными схемами,

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Активизация внимания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

Организация начала урока.

Учитель приветствует учеников, называет тему урока.

Активизация внимания.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают.

1.        Формулировка второго закона Ньютона.

2.        Формула второго закона Ньютона.

3.        Значение и применение второго закона Ньютона.

4.        Формулировка третьего закона Ньютона.

5.        Формула третьего закона Ньютона.

6.        Значение и применение третьего закона Ньютона.

Изучение нового материала.

На экране с помощью мультимедийного проектора с компьютера демонстрируется структурная схема «Импульс. Закон сохранения импульса». Учитель демонстрирует учащимся опыты, описанные в разделе «Научные факты» и рассказывает новый материал, используя схему.

Запишем определение

Силы, с которыми тела взаимодействуют между собой, являются внутренними силами. Система таких тел – замкнутая.

Введем понятие импульса.

Записываемый материал проговаривается одним из учащихся, которого спрашивает учитель.

Вопросы для организации самостоятельной работы:

  1. Что называют импульсом тела?
  2. Какая это величина: векторная или скалярная?
  3. Какое направление имеет импульс? (Сделайте пояснительный рисунок)
  4. Что называют импульсом силы?
  5. Единица импульса тела: _____
    единица импульса силы: _____

Презентация (ЦОР class-fizika.narod.ru ). Последовательный вывод формулы закона сохранения импульса.

Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами mи m2, движущихся со скоростями v1 и v2 навстречу друг другу.

Можно решить задачу, не прибегая к сложным математическим расчетам, если считать: 1) время взаимодействия очень мало; 2) силы взаимодействия не влияют на изменение скорости.

  • Какие силы действуют на тела? (внешние силы: сила тяжести и сила нормальной реакции).
  • Каков результат действия сил? (результирующая сила равна нулю).
  • Какова данная система тел? (замкнутая система).
  • Запишите импульс тел до взаимодействия.
  • Что можно сказать о силах F1 и F2? На основании какого закона?
  • Запишите импульс тел после взаимодействия.
  • Запишем формулировку закона сохранения импульса

Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

Внутренние силы не изменяют импульс системы.

  • Математическая запись: m1v1x + m2v2x = m1u1x + m2u2x
  • Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система.

Замкнутой называется система тел, взаимодействующих только между собой и не взаимодействующих с телами, не входящими в эту систему.

Закон сохранения импульса проявляется в реактивном движении. Реактивное движение – движение тела за счет отделения от него части тела, в результате чего само тело приобретает противоположно направленный импульс. Принцип реактивного движения широко применяется в авиации и космонавтике.

Идея использования ракет для космических полетов была выдвинута в начале 20 века русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским, который разработал теорию движения ракет, вывел формулу для расчета их скорости.

Закрепление новых знаний.

Знать: импульс тела, импульс силы, закон сохранения импульса

Применять: закон сохранения импульса при решении задач

  • Что называют импульсом тела?
  • Что называют импульсом силы?
  • Сформулируйте закон сохранения импульса
  • Каковы границы применимости законы сохранения импульса?

Решение задач из ЕГЭ (reshuege.ru)
№№ 401,402,405

Подведение итогов.
Учитель подводит итоги урока, проверяет решение задачи, выставляет оценки.

Домашнее задание.
Учитель задает домашнее задание: §40-41, упр. 8, задачи 1-4 по сложности ( мин. 2 задачи)

Подготовка к самостоятельная работе по теме «Силы в природе».



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

учителя физики МБОУ «СОШ №119» г. Казани Родыгина С.И.

Учитель: Родыгин Сергей Иванович

Класс      10А       кол-во присутствующих    23   кол-во по списку   25  

Тема урока: Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

Тип урока: изучение и первичного практического закрепления знаний с использованием ИКТ.

Цель урока: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; вывести и сформулировать закон сохранения импульса.

Место урока в данной теме: данный урок построен на актуализации знаний учащихся по теме импульс тела и является очень важным и последовательным в системе изучения динамики.

В ходе урока были поставлены и решены следующие задачи:

Образовательные:

  • продолжено изучение импульса тела и системы тел;
  • введено понятие замкнутой системы;
  • сделан последовательный вывод формулы закона сохранения импульса;
  • представлены различные ситуации при обмене тел импульсами;
  • решены задачи на применение понятия импульс, закона сохранения импульса.

Развивающие:

  • способствовать видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять;
  • продолжено формирование умения проводить обобщения;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся;
  • развитие критического мышления через решение задач.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, познавательный интерес к предмету;
  • расширен кругозор, развивается умение строить логическую цепочку рассуждений.

В ходе урока несколько раз было обобщены понятия импульса, закона сохранения импульса, в конце урока его смогли обобщить дети, решены 3 проблемные задачи. Цель урока в общем достигнута.

Считаю, что урок могло улучшить применение наглядных экспериментов по теме импульс, более активное включение детей в работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.

Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эста­фета состоит из неск...

конспект урока по физике "Импульс. Закон сохранения импульса"

Конспект урока по физике в 10 классе , изучающем предмет на базовом уровне, по теме "Импульс. Закон сохранения импульса". Содержит теоретический материал и проверочную работу по теме....

урок физики в 8 классе по теме "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Цель урока: -сформировать понятие об импульсе тела; -научить определять и вычислять импульс тела; -ознакомить учащихся с законом сохранения импульса; -развивать умение наблюдать и анализировать явл...

Презентация к уроку по физике (8 класс) "Импульс тела. Закон сохранения импульса".

Урок в коррекционной школе. Может использоваться во внеурочной деятельности....

урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок изучения нового материала с презентацией  и видеороликами по теме урока....

урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок изучения нового материала с презентацией  и видеороликами по теме урока....

урок физики в 9 классе по теме: "Импульс. Закон сохранения импульса"

Урок изучения нового материала с презентацией  и видеороликами по теме урока....