Решение задач по теме: «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Каюмова Гульнара Кавакиповна

Урок по теме: "Давление. Закон Архимеда. Плавание тел." проводится после изучения данной темы для закрепления навыков решения физических задач с использованием знаний формулы  Архимеда, а также для отработки умения решать качественные задачи. Для продуктивной  работы на уроке класс разделен на группы. По рензультатам рефлексии учителем получена обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhimedova_sila.docx29.38 КБ
Файл powerpoint.pptx895.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс 7а

физика

Тема  урока:

Практическая работа: Решение задач по теме: «Давление. Закон Архимеда. Плавание тел»

Общие  цели:

Уметь решать качественные и расчетные задачи по темам: «Давление. Архимедова сила. Плавание тел»

Результаты  обучения:

Учащиеся знают:

- формулы давления твердых тел, жидкостей и газов

- формулы Архимедовой силы

- условия плавания тел в жидкости

-Умеют:

- решать задачи с использованием изученных формул

- Доказывают свою точку зрения, аргументируют ответы, работают самостоятельно, в группах

Ключевые  идеи:  

Давление, сила Архимеда

Использование ИКТ

Показ презентации «Классные физики»

Управление и лидерство в обучении

Работа в группах, выполнение различных ролей, взаимообучение

Одаренные дети

Задания более высокого уровня сложности, роли консультантов

Обучение критическому мышлению

Решение качественных и расчетных задач

Возрастные особенности

Активная деятельность на всех этапах урока, вовлечение в процесс самооценивания.

Обучение тому, как учиться

Диалогический подход, работа в группах

Оценивание для обучения, оценивание обучения

Формативное оценивание, рефлексия

Этапы занятия

Время

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;

– пробуждение интереса к получению новой информации; 

– постановка учеником собственных целей обучения.

1 мин

3 мин

5 мин

3 мин

7 мин

  1. Оргмомент

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

  1. Встанем в круг.

Учитель задает вопросы по переводу единиц, учащиеся отвечают, затем делятся на группы по цвету карточек.  Всего 5 групп.

Учащиеся делятся на группы.

  1. Сегодня у нас урок  повторения. Повторять мы будем все, что изучили. Скажите, что мы изучили уже в этой четверти?

Вы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работайте старательно,

 Слушайте внимательно.

  1. Для успешной работы

Выберите лидера, хранителя времени, куратора.

Задание: соберите формулу, напишите ее на листочке и выведите из нее все другие величины.

Проверка устно.

  1. Просмотр видео «Закон Архимеда».

Вопрос: «сформулируйте закон Архимеда»

  1. Мозговой штурм:

Игра: «Классные физики»

Эксперты: Рожко Анатолий, Кожахметов Мансур, Сулейманов Андрей.

Реализация смысла:

– получение новой информации;

– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

10 мин

7 мин

  1. Работа в группах. Решение задач по уровням.

Эксперты тоже решают по уровням и составляют критерии для оценивания.

  1. Собраться по уровням в группы (№1,№2, №3).

 Проверяют с экспертами.

Взаимооценивание

Этап

Рефлексия

– размышление, рождение нового знания;

– постановка учеником новых целей обучения.

2 мин

 Как я работал в группе

Что я узнал нового?

Что было интересно и почему?

Подход, основанный на совместной работе:

Работа в группе, взаимообучение, самооценивание

Домашнее задание

1 мин

§ 33, 37,44,45 повторить, самостоятельная работа

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «Архимедова сила плавание тел»

Начальный уровень

  1. Почему камень в воде легче поднять, чем в воздухе?
  2. Как зависит архимедова сила от объёма тела?

Средний уровень

  1. На какое из трёх одинаковых тел действует большая архимедова сила?

  1. На какое из тел (1 или 2) действует большая архимедова сила?                      

Достаточный уровень

  1. а) Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях?

б) Определите объём куска алюминия, на который в керосине действует архимедова сила величиной 120 Н.

  1. а) Одинаковая ли сила потребуется для того, чтобы удержать пустое ведро в воздухе или это же ведро, но наполненное водой – в воде?

б) Железобетонная плита размером 4 х 0,3 х 0,25 м погружена в воду наполовину своего объёма. Какова архимедова сила, действующая на неё?

Карточка самоконтроля

Карточка самоконтроля

Фамилия, имя

Этапы урока

Критерии

Набрано баллов

  1. Собери формулу

Верно составлена формула – 1 б

Выведены необходимые величины-1 б

Правильно названы буквы и обозначения – 1 б

  1. Классные физики

1 балл за правильный ответ

  1. Решение задач

Верно записано  дано- 1б

Верно сделан перевод в СИ- 1б

Верно написана формула – 1б

Верно выведены необходимые величины – 1б

Верно проведено решение – 1б

Верно написан ответ- 1б

  1. Дополнения во время работы

Имелись дополнения – 3б

  1. Итого

От 18 до 20 и более баллов – оц«5»

От 14 до 17 баллов – оц «4»

От 10 до 13 баллов – оц «3»

Задачи

Задачи №1

  1. Человек стоит на полу. Масса его 48 кг, площадь подошв 360 см2. Какое давление оказывает человек на пол? Как изменится его давление, если человек станет на одну ногу?
  2. Какое давление на дно сосуда оказывает слой керосина высотой 0,7 м? Плотность керосина 800 кг/м3.
  3. Объем ящика с грунтом 1,5 м3, сила тяжести, действующая на него 12000 Н. Всплывет он или утонет, если его опустить в воду? (Плотность воды 1000 кг/м3)

Задачи № 2

  1. Масса четырехколесного прицепа с грузом 3 т. Определить давление, которое прицеп оказывает на дорогу, если площадь соприкосновения каждого колеса с дорогой 120 см2 ?
  2. Плотность морской воды 1033 кг/м3. Чему равно давление морской воды на глубине 30 м?
  3. В воду опущен камень объемом 120 см3 и массой 400 г. Чему равна выталкивающая сила, действующая на этот камень?

Задачи №3

  1. Определить давление на рельсы четырехосного вагона массой 80 т, если площадь соприкосновения одного колеса с рельсом 10 см2?
  2. Канат, прикрепленный ко дну бассейна, выдерживает нагрузку 1500 Н. Можно ли удержать на нем в воде камень весом 5000 Н и объеом 0,4 м3?
  3. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде стальной рельс объемом 0,98 м3? (Плотность воды 1000 кг/м3, стали – 7800 кг/м3)

Задачи №5

  1. Деревянный брусок объемом 70 см3 плавает на поверхности бензина, наполовину погрузившись в него? Какова действующая на него Архимедова сила? (Плотность бензина 710 кг/м3)
  2. Бетонная плита объемом 2,5 м3 погружена в воду. Какую силу необходимо приложить, чтобы удержать ее в воде?
  3. Объем куска меди 2 дм3. Какая выталкивающая сила будет на него действовать, если он целиком погружен в воду? В бензин?

Задачи №4

  1. Какое давление производит керосин на глубине 60 см? Вода на глубине 60 см?
  2. Спортсмен весом 480 Н стоит на беговых коньках. Определите давление на лед, если длина лезвия конька 40 см и ширина 3 мм.
  3. Тело, объемом 0,01 м3 опустили в воду. Сила тяжести, действующая на него – 80 Н. Всплывет оно или утонет? Как будет вести себя тело, если его опустить в бензин? (Плотность воды 1000 кг/м3, плотность бензина -710 кг/м3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу...

Слайд 2

Тема: Практическая работа. Решение задач по темам: Давление твердых тел, жидкостей и газов, закон Архимеда, плавание тел.

Слайд 3

Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно.

Слайд 4

Собери формулу

Слайд 5

Века стоит земная твердь, На ней всего главнее – разум ! Мозгов ты можешь не иметь, Но физику учить обязан ! (студенческий юмор) " Классные физик и " (интеллектуальная игра)

Слайд 6

Вопрос № 1 Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в каждую точку объёма жидкости или газа без изменения. Кто является автором этого знаменитого закона? А Ньютон B Архимед С Паскаль D Гук

Слайд 7

Вы верно ответили на вопрос № 1 Этот закон был сформулирован французским физиком Блезом Паскалем (1623-1662) Блез Паскаль

Слайд 8

Вопрос № 2 Какой из двух стаканов наполнится водой быстрее и почему? А Второй, так как меньше воды В Первый, так как давление на дно сосуда больше С Они наполнятся одинаково быстро D Первый, так как давление на дно меньше

Слайд 9

Вы верно ответили на вопрос № 2 Вода вытекает из крана под действием давления, которое прямо пропорционально высоте столба воды над краном. Следовательно, первый стакан наполнится водой быстрее, так как скорость вытекания воды здесь больше из-за большего давления.

Слайд 10

Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов? Вопрос № 3

Слайд 11

Вопрос № 4 Одинаково ли давление воды на дно в каждой из этих бочек? А Да, одинаково. В Нет, во второй оно больше. С Нет, больше в первой бочке . D Давления нет совсем.

Слайд 12

Вы верно ответили на вопрос № 4 Давление воды на дно бочек не зависит от диаметра вставленных в них трубок а зависит от высоты столба жидкости в них, которые одинаковы. Значит, давление на дно бочек одинаково.

Слайд 13

Вопрос № 5 Чей опыт изумил людей, потребовав 16 лошадей? А Опыт Паскаля В Опыт Герике С Опыт Торричелли D Опыт Аристотеля

Слайд 14

Вы верно ответили на вопрос № 5 Опыт, доказавший существование атмосферного давления, был проведён бургомистром г. Магдебурга Отто фон Герике в 1654 г.

Слайд 15

Вопрос № 6 Из куска пластилина 1 вылепили фигурку 2. Изменилась ли выталкивающая сила, действующая на «подводную лодку»?

Слайд 16

Равны ли архимедовы силы, действующие на мячи? Почему? Вопрос № 8

Слайд 17

Вопрос № 9 С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.

Слайд 18

Вопрос № 10 Если выстрелить из ружья, применяемого в тирах, в круто сваренное яйцо, то пуля пробьет в нем только сквозное отверстие, остальная часть останется целой. Если выстрелить в сырое яйцо, то оно разобьется вдребезги. Почему так происходит?

Слайд 19

Вопрос № 11 А В среднем сосуде давление больше, так как больше воды в нём В Давления везде будут разными С Давления везде будут одинаковыми D В правом сосуде давление будет самым маленьким Что Вы можете сказать о давлении жидкостей на дно сосудов?

Слайд 20

Вы верно ответили на вопрос № 11 Давление в жидкости зависит от высоты столба жидкости и её плотности, но не зависит от её массы. Так как высота столба одна и та же, то и давление везде будет одинаковым. А так как площади оснований сосудов везде одинаковы, то равными окажутся и силы давления на дно.

Слайд 21

Вопрос № 12 Почему не удалось герцогу Тосканскому поднять воду? А Не хватило атмосферного давления В Сломался насос С Атмосфера может поднять воду лишь на высоту 760 мм D Надо хорошо прочистить трубу

Слайд 22

Вы верно ответили на вопрос № 12 Решив украсить сады Флоренции фонтанами, герцог Тосканский приказал с помощью насоса поднять воду на вершину холма, но за счёт атмосферного давления вода может подняться лишь на высоту 10,3 м.

Слайд 23

http://edu-teacherzv.ucoz.ru В какой обуви удобнее отправляться в поход? Объясните свой ответ. Вопрос № 13

Слайд 24

Плотность какого из трех тел, изображенных на рисунке, больше? Вопрос № 14

Слайд 25

Чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, плотность тела должна быть меньше плотности жидкости. При плотности тела, больше плотности жидкости, тело тонет, т.к. сила тяжести превышает архимедову силу.

Слайд 26

Люблю решать задачи я…

Слайд 27

Если сам решил задачу, эту тему знаешь значит!

Слайд 28

Решать задачи можно вечно. Вселенная ведь бесконечна. Спасибо всем нам за урок, А главное, чтоб был он впрок!

Слайд 29

МОЛОДЦЫ ТАК ДЕРЖАТЬ МОЛОДЦЫ ТАК ДЕРЖАТЬ ТАК ДЕРЖАТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс урок решения задач по теме « Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Цель урока: повторить правила нахождения давления твёрдых тел, жидкостей , подготовить учеников к рассмотрению давления газов; продолжить формирование ощеучебных навыков отбора материала по заданным п...

План конспект урока по физике 7 класс Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».

План конспект урока по  физике в 7 классе.Тема урока:  Решение задач по теме: «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды».Формы организации детей: индивидуальная и групповая ра...

Конспект урока: Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс).

Тема урока:  Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  (7 класс)....

Урок физики в 7 классе. Решение задач по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (эстафета олимпийского огня)

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»(эстафета олимпийского огня)Цели урока:- обобщение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» - формирование  представление...

Решение задач по теме "Давление"

Презентация для уроков решения задач по теме "Давление" для учащихся 5-х классов, изучающих пропедевтический курс физики....

Решение задач по теме: "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов".

В презентации данного урока представлены качественные и количественные задачи. Некоторые задачи связаны с региональным компонентом....

Конспект АМО-урока (занятия). Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел».

Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Отличительной возрастной о...