Определение КПД электродвигателя
учебно-методический материал по физике на тему

Кузнецова Алина Валентиновна

В материале представлен план-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_kpd_elektrodvigatelya.docx96.34 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Экспериментальное решение задачи

«Определение КПД электродвигателя»

Цель: Овладение учащимися методом решения экспериментальных задач.

Задачи: 

образовательная - познакомить учащихся с основными этапами деятельности при экспериментальном решении задачи;

развивающая - продолжить работу над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат эксперимента.

Способы измерения планируемых результатов: результаты, полученные учащимися должны быть близки к контрольным, т.е. совпадать в порядке измерения физ. величин. КПД при подъеме груза должно быть на порядок меньше, чем при спуске.

Контрольные данные и результаты расчётов:

а) при подъёме груза

Дано:                      СИ                                                  Решение:

m = 100 г             0,1 кг               η = (mgh/IUt) . 100% = (0,1 . 9,8 . 0,51/ 1,1 .2,5 . 7) . 100% = 3%

h = 51 см              0,51 м

I = 1,1 A

U = 2,5 B

t = 7 c

Найти: η - ?

б) при спуске груза

Дано:                      СИ                                                  Решение:

m = 100 г             0,1 кг               η = (mgh/IUt) . 100% = (0,1 . 9,8 . 0,51/ 0,35 .2,6 . 2) . 100% = 27%

h = 51 см              0,51 м

I = 0,35 A

U = 2,6 B

t = 2 c

Найти: η - ?

После решения задачи учащиеся должны объяснить результаты. Примеры вопросов:

  1. Почему отличаются значения КПД в каждом варианте?
  2. Оцените степень этого отличия:
  3. Как отличаются значения КПД при подъеме и спуске груза?
  4. В чем причина этого отличия?
  5. Как отличается КПД, полученное экспериментально, от результатов аналогичных теоретических задач?

ХОД УРОКА

Структурные

элементы

урока

Деятельность учителя и учащихся

Виды

деятельности

Приемы

управления

вниманием

учащихся

Формы и способы

коммуникации

учащихся

Работа с книгой

Продолжи-

тельность

Выявление имеющихся знаний и умений

1.Учитель проводит фронтальный опрос:

а)        Что называется электродвигателем?

б)        На каком явлении основано действие электродвигателя?

в)        Назовите основные части электродвигателя?

г)        Что называется индуктором?

д)        Что называется якорем?

Репродук-

тивное

воспро-

изведение

изученного

материала

Обращение к классу

Ответы по желанию с места

10 мин.

Подготовка к теме урока: Актуализация усвоенных знаний

2. В опросы к классу:

а)        Что называется КПД?

б)        Чему равен КПД электродвигателя?

Учитель вызывает учащегося написать формулу КПД э/д на доске:

в)        Какие данные необходимы, чтобы рассчитать КПД электродвигателя?

г)        Как можно эти данные получить?

Дедуктивное

воспро-

изведение

изученного

материала

Запись исходной формулы на доске

Ответы по желанию у доски

Взаимоконтроль ответов по учебнику

Мотивация знаний и

3. Достаточно ли у нас знаний и умений, чтобы экспериментально

Постановка

проблемного

умений

получить данные и рассчитать КПД?

вопроса

Постановка цели урока

4. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы измерим значения физ. величин, рассчитаем КПД э/д при спуске и подъеме груза, проанализируем полученные результаты. Т.е. решим задачу экспериментально».

5 мин.

II. Работа по формированию умений Актуализация

5. Учитель предлагает учащимся назвать приборы, необходимые для получения исходных данных; зарисовать в тетрадях схему эл. цепи.

Для самопроверки схем, построенных учащимися, учитель вызывает ученика к доске изобразить его схему:

Частичный

поиск

Самостоятельна я работа.

Сравнение нарисованной схемы с изображением на доске

Ответы по желанию с места.

Ответ по желанию у доски

Повторение по учебнику схематичных изображений элементов цепи

 5 мин.

Мотивация

6. Слово учителя: «Теперь вы можете, собрав цепь, снять показания с амперметра и вольтметра, с помощью часов определить время движения груза, линейкой измерить его перемещение. По этим данным вы можете рассчитать КПД э/д.»

полученные учениками на разных партах одного варианта, а также результаты для спуска и подъема груза.

вопроса

места

Анализ

результатов

10. Слово учителя: «Мы видим, что результаты внутри варианта оказались разными, хотя и близкими по значению. Почему? А вот КПД при спуске на порядок больше, чем при подъеме груза. Почему?

Сравните, полученные вами КПД с КПД электродвигателей применяемых на практике. Почему у нас получилось такое расхождение?»

Поиск по

справочнику

(А. Енохович)

КПД э/д,

применяемых в

народном

хозяйстве

5мин.

Итог урока

Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод об овладении ими методом экспериментального решения задачи.

Обследование структуры урока

  1. На первом этапе урока проверяется качество усвоения учащимися предыдущего материала при фронтальном опросе по двухуровневой системе. Первый уровень соответствует воспроизведению знаний, он проверяется вопросами 1а, в, г, д; 2 а, б. второй уровень - понимание и применение знаний (16, 2 г, д). Т. о., вопросы, включение в опрос, носят диагностический характер и позволяют обнаружить ошибки, провести их корректировку.
  2. Работа по формированию умений начинается с измерения начального состояния умений: отбор необходимого оборудования, составление схемы эл.цепи. Здесь используется фронтальный опрос и самостоятельная работа учащихся с последующим самоконтролем, позволяющим учащимся исправить ошибки. Распределение заданий по двум вариантам позволяет произвести больший объем работ в течение одного урока. Запись результатов эксперимента в сводную таблицу позволяет каждому ученику увидеть распределение результатов по вариантам и внутри варианта. Учителю данная таблица позволяет выявить ошибочные результаты и провести индивидуальную коррекцию.
  3. На заключительном этапе урока при сравнительном анализе и объяснении учащимися результатов эксперимента, учитель делает вывод о степени овладения учащимися методом экспериментального решения задачи.

Формирование и усвоение ориентировочной основы

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Получение обратной информации

Методы

Формы

1. Выявление

имеющихся знаний и умений

Руководство

мотивацией

деятельности

учащихся

Осознание

процесса

учения

Проверка

ранее

усвоенного

Фронтальный опрос

2. Работа над

новым

материалом

Руководство

познавательной

деятельностью

Усвоение

основного

содержания

на основе

эксперимента

Сравнение полученных результатов с контрольным и

Заполнение

сводной

таблицы

3. Получение выводов

Диагностирование результата обучения

Применение знаний и умений в новой ситуации

Проверка

общего

уровня

усвоения

Фронтальный опрос

Затруднения и ошибки

Причины

Коррекция

Затруднения

1. Эл. цепь не работает

Последовательное включение вольтметра

Проверить сборку цепи по рисунку на доске, предложить учащимся собрать последовательно все элементы цепи кроме вольтметра, затем параллельно электродвигателю подключить вольтметр

2. При необходимости подъёма груз опускается и наоборот

Якорь электродвигателя вращается в противоположную сторону

Проверить соответствие подключения полюсов источника к клеммам электродвигателя

3. Стрелка амперметра и (или) вольтметра отклоняется в противоположную сторону

Обратное включение амперметра и (или) вольтметра

Проверить соответствие подключения полюсов источника к клеммам амперметра и (или) вольтметра

Ошибки

КПД электродвигателя на порядок и более отличается от контрольного значения

Ошибка в вычислениях

Учитель предлагает проверить вычисления и при необходимости повторить  вычисления

Ошибка при переводе единиц измерения в СИ

Учитель предлагает проверить перевод единиц в СИ и при необходимости повторить вычисления

Не сделан перевод единиц в СИ

Учитель предлагает проверить запись исходных данных и при необходимости дополнить

Не правильное снятие показаний с приборов (ошибка в определении цены деления)

Учитель предлагает определить цену деления и повторить измерения и вычисления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электродвигатель. Принцип работы.

Электродвигатель. Принцип работы. Видеофрагмент и интерактивная модель. http://www.askskb.net http://www.askskb.net/multimedia.html При равномерном врашении плоской рамки в однородном маг...

Лабораторная работа "Электродвигатели"

Лабораторная работа предназначенная для учащихся средней общеобразовательной школы...

открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"

План-конспект  открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература используемая при подготовке к уроку....

презентация на тему урока «Электродвигатель» раздел «Электротехнические работы»

Цель: изучить устройство, принципы действия и работу электрического двигателя постоянного токаЗадачи:• опираясь на законы физики и используя модели сформировать понятие  принципов работы эле...