Урок русского языка в 5 классе на тему: "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Давнный урок разработан для 5 класса. Учащиеся научатся определять орфограммы в корнях, производить фонетический разбор, подбирать проверочные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neproiznosimye_soglasnye.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Класс

5

Дата урока

13.09.2016г.

Педагогическая цель

Закрепить умение обнаруживать орфограммы – согласные в корнях слов; развивать навыки фонетического разбора и разбора слов по составу, навыки работы со словарем; формировать мотивацию к самостоятельной аналитической деятельности; способствовать воспитанию аккуратности

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов, проводить фонетический анализ; подбирать проверочные слова; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и  личностного смысла учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение

Оборудование

Проектор, интерактивная доска.


Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность
к уроку, эмоционально настраиваются
на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности
к уроку

II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Мотивация  к УД

1. Фонетический разбор имен прилагательных: устный ответ, опасный поворот.

- Обратите внимание на то, что для правильного фонетического разбора необходимо забыть о написании слова  и слушать лишь его звучание.

-Подберите проверочное слово к слову «уста».

- Что означает это слово (назовите его лексическое значение)?

2. Морфемный разбор (разбор слова по составу).

-Подумайте в каких еще словах встречается этот редкий суффикс – ес?

- Как вы думаете, с какой целью мы сделали фонетический и морфемный разбор этих имен прилагательных.

Выполняют фонетический разбор.

Отвечают на вопросы.

Выполняют морфемный разбор. Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока.

Принимают
учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

III. Работа по теме урока

Фронтальная, индивидуальная. Практический, сло-
весный.

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Выполнять движения

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

Откройте тетрадку. Запишите число.

– Проверим посадку, правильное положение ручки и тетрадки.

 

Показывают посадку за столом при письме, как правильно
держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Работа над орфограммой №4

Фронтальная, индивидуальная. Письмо.

- Посмотрите на упражнение 47. Обратим внимание рябят на то, чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, нужно подобрать проверочное слово.

Объясняют написание слов. Подбирают проверочные слова. Обозначают орфограмму №4 графически.

Соблюдают правило написания слов с непроизносимой согласной в корне..

Фронтальный, индивидуальный. Письмо слов.

Физкультминутка

Коллективная, индивидуальная. Практи-
ческий

Вышли мышки как-то раз, посмотреть – который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Как мышки должны сидеть в норке?

Шагают.

Делают «бинокль» и смотрят по сторонам.

Хлопают.

Наклоняются.

Бегут.

Садятся за парты

Успокаиваются.

Осуществляют профилактику утомления

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

III.Закрепление изученного материалла.

Работа в парах.

Практический. Беседа, письмо.

Самостоятельная работа.

  • На столах лежат карточки. Найдите среди этих слов слова с непроизносимой согласной, проверяйте подобрав однокоренные слова, где это возможно. Делают вывод: значит, хотя и в некоторых словах есть стечение согласных, но нет непроизносимых. Проверяют
  • Звез…ный
  • Сол…це
  • Ужас…ный
  • Сер…це
  • Чудес…но
  • Чес…ный
  • Ус…но
  • Праз…ник
  • Поз…но
  • Мес…ность
  • Парус…ный
  • Ненас…ный

2. Самостоятельная работа. Тест по теме: «Непроизносимые согласные» (письменно)

1.Найдите слова с непроизносимыми согласными 
 а)  тростник,  местный, окрестность 
 б)  дорожка,  подружка , зеленый
 в) зеленый,  голосистый, шапка 

2. Выберите проверочное слово к прилагательному поздний 
а)  поздняя
б)  поезда 
в)  опоздал 

 3.В какой строчке правильно подобраны проверочные слова? 

а)  чудесный - чудо, местный - место
б)  окрестный - окрестность, честный - честно
в)  прелестный - прелести,  прекрасный – прекрасно.

4.В какой строчке все слова записаны с ошибками? 
а)  здравствуйте,  местный,  ясный 
б) местный,  окрестность,  чуства 
в)  капусный,  сонце, празник, чуство

 5. В каком слове допущена ошибка? 
а)  капустный 

б)  праздничный 
в) чуственный 

  6.  В каком слове нет непроизносимого Т?

  а)  учас*ник

  б)  рес*ницы

   в)  пас*бище

Выполняют в парах затем проверяют.

Выполняют работу. Коллективная проверка. Оценивают свою работу.

Правильно оформляют
орфограмму №4
на письме

Находят слова с изученной орфограммой

Работа в парах.

Самостоятельная работа.

IV. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

- Что вам понравилось, а что – нет?

Оцените свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу
на уроке

Фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Твердые и мягкие согласные» (по УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, 5 класс, § 6)

Актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по мягкости-твёрдости, о возможности изменения звуков в речевом потоке; совершенствование правописных умений....

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...