Технологическая карта модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин)
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Рогова Дарья Валерьевна

Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Световые явления" (Физика 8 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_8_klass.docx246.82 КБ

Предварительный просмотр:


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО ФИЗИКЕ

УЧЕНИ___ 8 ___ КЛАССА

___________________________________________________

МОДУЛЬ

«СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»

ПЛАНИРУЕМАЯ ОЦЕНКА: _________________________

Учитель: Рогова Дарья Валерьевна


КАК ЭТИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Дорогой друг! Перед тобой важный инструмент обучения, который поможет тебе пройти по своей индивидуальной образовательной траектории в рамках изучения физики в четвертой четверти 8 класса.

Здесь ты найдешь тему каждого урока и задание для выполнения в классе и дома в соответствии с твоим личным выбором.

Задачи группы А – самые легкие, группы B – посложнее, задачи группы C – самые сложные, требующие глубокого понимания материала изучаемого модуля.

Выполняй домашнее задание после каждого урока и сдавай на проверку учителю.

Для получения оценки «3» (удовлетворительно) необходимо выполнить все задания группы А.

Для получения оценки «4» (хорошо) необходимо выполнить все задания группы А и 2 задания группы B или 4 задания группы А и 3 задания группы В.

Для получения оценки «5» (отлично) необходимо выполнить 4 задания группы А, 2 задания группы B и 1 задание группы С или 3 задания группы А, 1 задание группы B и 2 задание группы С.

Желаю успехов и удовольствия в изучении физики!


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

№ урока

Тема

Оценка

1

§62. Источники света. Распространение света.

2

§63. Отражение света. Закон отражения света.

§64. Плоское зеркало.

3

§65. Преломление света. Закон преломления света.

4

§66. Линзы. Оптическая сила линзы.

5

§67. Изображения, даваемые линзой.

6

Построение изображений в линзе

7

Лабораторная работа №10 «Получение изображения с помощью линзы»

8

Оптические приборы. Фотоаппарат. Глаз и зрение.

9

Контрольная работа «Световые явления»


БЛОК-СХЕМА МОДУЛЯ


Урок 1.

§62. Источники света. Распространение света.

Классная работа:

  1.  Что такое оптика?
  2. Какова природа света?
  3. Как распространяются световые лучи? Какие опыты доказывают это?
  4. Почему предметы имеют различные цвета?

Домашняя работа:

ГРУППА А

  1. Что такое световой луч?
  2. Что такое точечный источник света?
  3. С какой классификацией источников света вы знакомы? Приведите примеры различных источников света.
  4. Что такое тень?
  5. Что такое полутень?
  6. Какие эксперименты доказывают прямолинейной распространение света?

ГРУППА B

  1. При каких условиях наблюдается не только тень, но и полутень?
  2. При солнечном затмении на Землю падает тень и полутень от Луны. Видит ли Солнце человек, находящийся в области тени? Полутени? Ответ поясните.
  3. Почему мы не видим предметы в полной темноте? Чем обусловлен цвет предмета?
  4. Как расположены тела во время солнечного и лунного затмений? Нарисуйте схему.

ГРУППА С

  1. В какой материальной среде свет распространяется с наибольшей скоростью?
  2. В куске плотного картона сделайте отверстие диаметром 3-5 мм. Расположите этот кусок на расстоянии примерно 10-15 см от стены, находящейся против окна. На стене вы увидите уменьшенное, перевернутое, слабо освещенное изображение окна. Объясните наблюдаемое явление.
  3. Найдите информацию о камере-обскуре – что это такое, где и как использовалось.

Урок 2.

§63. Отражение света. Закон отражения света.

§64. Плоское зеркало.

Классная работа:

  1. Угол между зеркалом и отраженным от него лучом равен 30. Чему равен угол между зеркалом и падающим на него лучом?
  2. Уличный фонарь висит на высоте 5 м. Какой длины тень отбросит палка высотой 2 м, если ее установить вертикально на расстоянии 6 м от основания столба, на котором укреплен фонарь?
  3. Плоское зеркало движется от источника света со скоростью 2 м/с. С какой скоростью удаляется изображение источника света в зеркале относительно самого источника?

Домашняя работа:

ГРУППА А

  1. Человек стоит на расстоянии 2 м от плоского зеркала. На каком расстоянии от себя он видит свое изображение?
  2. Угол падения луча на зеркало равен 40. Каков угол между зеркалом и отраженным от него лучом?
  3. Солнечный луч направлен горизонтально. Как надо расположить плоское зеркало, чтобы после отражения луч шел вертикально?
  4. Что такое «солнечный зайчик»? Как его получить? Какое физическое явление лежит в его основе?
  5. Что такое перископ? Начертите его схему, объясните принцип работы.
  6. В чем разница между зеркальным и диффузным отражением? Приведите примеры.

ГРУППА B

  1. На сколько сократится расстояние между человеком и плоским зеркалом, если он приблизится к зеркалу на 2 м?
  2. Человек удаляется от зеркала со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью удаляется изображение от человека?
  3. В солнечный день высота тени от отвесно поставленной метровой линейки равна 50 см, а от дерева – 5 м. Какова высота дерева?
  4. На плоское зеркало падает луч света под углом 25. На какой угол повернется отраженный луч, если зеркало повернуть на угол 15?

ГРУППА С

  1. Высота Солнца над горизонтом составляет 30. Как следует расположить плоское зеркало, чтобы осветить солнечными лучами дно вертикального колодца?
  2. В солнечный день длина тени на земле от елочки высотой 3 м равна 1,5 м, а от березы – 10 м. Какова высота березы?
  3. На какой угол было повернуто плоское зеркало, если угол между падающим и отраженным лучами увеличился на 40?

Урок 3.

§65. Преломление света. Закон преломления света.

Классная работа:

  1. Вы оказались на необитаемом острове и решили подкрепиться рыбкой. Как надо целиться в рыбу, находящуюся в воде, чтобы не промахнуться: под нее, выше или прямо в рыбу?
  2. Почему предметы, расположенные за костром, мы видим колеблющимися?
  3. Из жидкости на границу ее раздела с воздухом падает луч света. Угол падения луча равен 30. Отраженный и преломленный лучи перпендикулярны друг другу. Определить показатель преломления жидкости.

Домашняя работа:

ГРУППА А

  1. При каком условии наблюдается преломление?
  2. При каких условиях угол падения может быть равен углу преломления?
  3. Почему бассейн, наполненный водой, на глаз кажется мельче, чем на самом деле?
  4. На поверхность воды падает луч света под углом 50. Каков угол преломления?
  5. Луч падает перпендикулярно поверхности воды. Чему равен угол преломления?
  6. Под каким углом луч света падает на поверхность воды, если угол преломления равен 30?

ГРУППА B

  1. Короче или длиннее кажется тело человека, стоящего вертикально в воде? Что является причиной такой иллюзии?
  2. Как меняется плотность атмосферы с высотой? Как это влияет на ход солнечных лучей?
  3. Луч света падает из воздуха на поверхность воды под углом 30. Как изменится угол преломления, если угол падения увеличить на 15?
  4. Луч, отраженный от поверхности воды, образует с преломленным лучом угол 90. Определить угол преломления.

ГРУППА С

  1. Разность температур между незамерзшей водой и холодным воздухом создает рефракцию. Этому сопутствует легкая мгла и «дрожание» горизонта. Однажды датские полярники по вине рефракции чуть не убили собственную собаку, приняв ее за овцебыка. Какое явление лежит в основе рефракции? Приведите другие примеры наблюдения рефракции в природе.
  2. Какова угловая высота Солнца над горизонтом, если водолаз, находящийся под водой видит, что солнечные лучи падают к поверхности воды под углом 50?
  3. Луч света падает на границу раздела двух сред под углом 60. Показатель преломления первой среды n1=2,5. Определить показатель преломления второй среды, если отраженный и преломленный лучи перпендикулярны друг другу.

Урок 4.

§66. Линзы. Оптическая сила линзы.

Классная работа:

  1. Что такое линза? Какие типы линз вы знаете?
  2. В настоящее время нередко можно встретить домашний телескоп. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, проводя наблюдение за темными пятнами на Солнце?
  3. Какими величинами можно охарактеризовать линзу?
  4. Определите оптическую силу системы двух линз, одна из которых имеет оптическую силу D1=4 дптр, а другая – фокусное расстояние F2=5 см.

Домашняя работа:

ГРУППА А

  1. В чем разница между собирающими и рассеивающими линзами? Сделайте необходимые чертежи и пояснения. Какой формы линзы вы знаете? Сделайте необходимые рисунки и подписи.
  2. Назовите оптические приборы, в которых используются линзы. Какое назначение имеют эти приборы?
  3. Какой вред в солнечный день могут причинить листьям растений попавшие на них капли воды?
  4. Если вам дадут две двояковыпуклые линзы с разными радиусами кривизны, какая из них будет обладать более сильными собирающими свойствами?
  5. Фокусное расстояние линзы F=25 см. Какая это линза? Какова ее оптическая сила?
  6. Чему равно фокусное расстояние линзы, имеющей оптическую силу D= -2 дптр? Какая это линза?

ГРУППА B

  1. Предмет находится на расстоянии 30 см от линзы с фокусным расстоянием 20 см. На каком расстоянии от линзы находится изображение предмета?
  2. Предмет находится на расстоянии 39 см от линзы, а его изображение – на расстоянии 90 см от линзы. Вычислить ее фокусное расстояние.
  3. Линза располагается на расстоянии 4 см от предмета, в результате чего получается мнимое изображение предмета, увеличенное в 5 раз. Какова оптическая сила линзы?
  4. На каком расстоянии от линзы с фокусным расстоянием 5 см находится изображение при трехкратном увеличении предмета?

ГРУППА С

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F1= -8 см, а другая – оптическую силу D2= -2,5 дптр?
  2. Оптическая система состоит из сложенных вплотную собирающей и рассеивающей линз. Фокусные расстояния линз соответственно равны F1=40 см и F2= -60 см. Определите оптическую силу этой системы линз.
  3. Оптическая сила объектива фотоаппарата равна 12,5 дптр. Какова высота дерева на снимке, если снимок сделан с расстояния 10 м, а высота дерева равна 3 м?

Урок 5.

§67. Изображения, даваемые линзой.

Домашняя работа:

ГРУППА А

Постройте изображение светящейся точки в линзе:

1.

2.

3.

4.

5.

ГРУППА B

Построить изображение предмета и охарактеризовать его.

ГРУППА С

  1. Выполнить все необходимые для исследования построения в собирающей линзе и заполнить таблицу:

Расстояние от предмета до линзы, d

Характер изображения

Применение на практике

1

d>2F

2

d=2F

3

F

4

d=F

5

d

  1. Выполнить построение дальнейшего хода лучей в линзе:

  1. Выполнить построение изображения точки А в линзе:

Урок 6.

Построение изображений в линзе

(разноуровневая самостоятельная работа)

Домашняя работа: подготовиться к лабораторной работе №10 (инструкция в учебнике)

Урок 7.

Лабораторная работа №10 «Получение изображения с помощью линзы»

Классная работа:

Выполни предложенную лабораторную работу под руководством учителя.

Домашняя работа:

ГРУППА А

Подготовь сообщение на одну из предложенных тем:

  1. Оптические приборы
  2. Фотоаппарат
  3. Глаз и зрение

ГРУППА B

Подготовь сообщение и презентацию на одну из предложенных тем:

  1. Оптические приборы
  2. Фотоаппарат
  3. Глаз и зрение

ГРУППА С

Подготовь сообщение и презентацию на одну из предложенных тем. Будь готов представить в классе результаты своего исследования.

  1. Оптические приборы
  2. Фотоаппарат
  3. Глаз и зрение

Урок 8.

Оптические приборы. Фотоаппарат. Глаз и зрение.

Классная работа:

Прослушай выступления. Ответь на вопросы учителя. Задай свои вопросы.

Домашняя работа (подготовка к контрольной работе):

ГРУППА А

  1. К каким типам источников света относятся: молния, светлячки, комета, Солнце, лампы дневного света, планета? Выберите из предложенных вариантов: тепловые, отражающие света, газоразрядные, люминисцентные.
  2. Какое из физических явлений – прямолинейное распространение, отражение, преломление или рассеяние света – лежит в основе каждого из приборов: перископ, проектор, фотоаппарат, очки, микроскоп?
  3. Тень на экране от предмета, освещенного точечным источником света, имеет размеры в 3 раза больше, чем сам предмет. Расстояние от источника света до предмета равно 1 с. Определите расстояние от источника света до экрана.
  4. Луч света падает на плоское зеркало. Угол падения уменьшился на 5. Как изменился угол между падающим и отраженным лучами?
  5. Угол падения луча из воздуха на границу с водой равен 30⁰. Определить угол преломления луча в воде.
  6. Человек, находившийся на расстоянии 4 м от плоского зеркала, переместился и оказался на расстоянии 3 м. На сколько изменилось расстояние между человеком и его изображением?
  7. Человек носит очки, оптическая сила которых D= - 4 дптр. Какие у этих очков линзы? Каково их фокусное расстояние?

ГРУППА B

  1. Постройте изображение точки:

  1. Постройте изображение точки:

  1. Постройте изображение в линзе и охарактеризуйте его:

  1. Постройте изображение в линзе и охарактеризуйте его:

ГРУППА С

Построить изображение светящийся точки после прохождения системы линз:

1.

2.

3.

4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Тепловые явления" физика 8 класс

Контрольная работа по физике с определением основных знаний и умений учащихся по даному разделу....

Викторина "Тепловые явления" физика 8 класс

Цель данной викторины состоит в то, что развиваются умственные способности учеников. Повышается их интерес к физике.Проводить викторину удобно, если разбить всех учащихся в классе на 4-5 команд.Можно ...

Решение задач по теме "Световые явления". физика, 8 класс

Решение задач по теме "Световые явления" , презентация по физике для учащихся 8 класса. Можно использовать для повторения в 11 классе. Даны задачи с подробным решением, а также построением....

Тест по теме «Тепловые явления», физика 8 класс

Тест по теме «Тепловые явления», физика 8 класс...

Итоговый тест по теме «Электрические явления» Физика, 8 класс

Итоговый тест по теме «Электрические явления» Физика, 8 класс...

Итоговый тест по теме «Магнитные явления» Физика, 8 класс

Итоговый тест по теме «Магнитные явления» Физика, 8 класс...

Диагностическая работа по теме "Тепловые явления" физика 8 класс

Диагностическая работа к разделу "Тепловые явления" физика 8 класс.Данная работа может быть включена в фонд оценочных средств образовательного учреждения....