Рабочая программа по физике 7 класс (базовый уровень) 2016 -2017 учебный год
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Зеленеева Вера Ивановна
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr._7_klass_fizika.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов;

1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании».

3.Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации»; Закона Республики Татарстан (от 08.07.1992 № 1560-ХИ) «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан».

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897.(5-7 классы)

5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию».

6. Учебного плана МБОУ «Черемшанская СОШ №1 им. П.С. Курасанова» на 2016-2017 учебный год.

7. Календарного учебного графика МБОУ «Черемшанская СОШ №1 им. П.С. Курасанова» на 2016-2017 учебный год.

8. Положения МБОУ «Черемшанская СОШ №1 им. П. С. Курасанова» о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

 освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

 овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

 воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени ... давления» в курс включены две лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: ... силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

 смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

 смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

 смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

 использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

 представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

 выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

 решать задачи на применение изученных физических законов;

 осуществлять         самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.

(70 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (3 ч)

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (7 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Г идравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Г идравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (4 ч)

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся:        физические диктанты, самостоятельные и

контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Контрольная работа №1
Вариант 1

  1. Почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым даже в безветренную погоду?
  2. Скорость зайца 54 км/ч. Какой путь он совершит за 3 минуты?
  3. Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
  1. Автомобиль за 10 минут прошел путь 12 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.

Вариант 2

  1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью даже в спокойной воде становится прозрачным?
  2. Скорость дельфина 72 км/ч. За какое время он совершит путь 2 км?
  3. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами есть промежутки?
  1. Автомобиль за 0,5 часа прошел путь 18 км. С какой скоростью он двигался? Постройте графики скорости и пути.

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел»

Вариант 1

  1. Куда и почему отклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он резко трогается с места, поворачивает налево?
  2. Найти силу тяжести, действующую на тело массой 40 кг. Изобразите эту силу на чертеже в выбранном масштабе.
  3. Найдите объем 2 кг золота. Плотность золота 19300 кг/м3
  4. Найти массу бруска из латуни размерами 10x8x5 см. Плотность латуни 8500 кг/м

Вариант 2

  1. Зачем при торможении автомобиля водитель включает задний красный свет?
  2. Найти вес тела массой 400 г. Изобразите вес на чертеже в выбранном масштабе.
  3. Жидкость объемом 3 литра имеет массу 2,4 кг. Найдите ее плотность.
  4. Найдите силу тяжести, действующую на брусок объемом 500 см3. Плотность бруска 4000 кг/м3

Контрольная работа №3 по теме

«Давление жидкостей, газов и твердых тел»

Вариант 1

1 . На рисунке 1 изображен один и тот же сосуд с поршнем. Цифрами I, 2 и 3 обозначены круглые отверстия, затянутые одинаковыми резиновыми пленками. Когда поршень переместили из положения А в положение В, пленки выгнулись наружу. На каком из рисунков выпуклость пленок изображена правильно?

2. В сосуде находится 1 л керосина. Как изменится давление на дно и стенки сосуда, если вместо керосина налить 1 л воды? (Плотность керосина 800 кг/м³ , воды 1000 кг/м³) Ответ объясните.

3. Какое давление производит мальчик массой 42 кг на пол, если площадь подошв его обуви 280 м² ?

4. Плоскодонная баржа получила пробоину в дне площадью 300 см2 С какой силой нужно давить на пластырь, которым закрывают отверстие, чтобы сдержать напор воды на глубине 3 м? (Плотность воды 1000 кг/м3)

Вариант 2

  1. Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи (см. рис.)? Ответ объясните.
  2. В стеклянном сосуде под поршнем находится газ. Как, не меняя плотности этого газа, увеличить его давление?
  3. Найдите давление воды на глубине 25 м. плотность воды 1000 кг/м
  1. Масса лыжника 60 кг. Какое давление оказывает он на снег, если длина каждой лыжи 1,5 м, ее ширина —10 см?

Контрольная работа № 4 по теме «Плавание тел, воздухоплавание»

Вариант 1

  1. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? Плотность керосина 800 кг/м3, воды 1000 кг/м3
  2. Кирпич размерами 25x10x5 см3 полностью погружен в воду. Вычислите архимедову силу, действующую на плиту. Плотность кирпича 1600 кг/м³, воды 1000 кг/м³
  3. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 10 см² . На него действует сила 200Н. Площадь большего поршня 200 см² . Какая сила действует на больший поршень?
  4. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде гранитную плиту размером 20 х 40 х 50 см³ . Плотность гранита 2600 кг/м³ , плотность воды 1000 кг/м3

Вариант 2.

  1. Два одинаковых стальных шарика подвесили к коромыслу весов. Нарушится ли равновесие весов, если один из них опустить в сосуд с водой, а другой в керосин? Плотность воды 1000 кг/м³ , керосина 800 кг/м³
  2. Дубовый брусок объемом 50 дм3, имеющий форму параллелепипеда, опустили в бензин. Определите выталкивающую силу, действующую на брусок. Плотность бензина 710 кг/м3
  3. Поршень гидравлического пресса площадью 360 см² действует с силой 18 кН. Площадь малого поршня 45 см2. С какой силой действует меньший поршень на масло в прессе?
  4. Воздушный шар имеет объем 80 см³ Он наполнен горячим воздухом, плотность которого 1,06 кг/м³, а находится в воздухе плотностью 1,29 кг/м³.

А) Чему равна подъемная сила воздушного шара?

Б) Как и почему изменится подъемная сила шара при увеличении пламени горелки?

Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия»

Вариант 1

  1. Найдите кинетическую энергию зайца массой 2 кг, бегущего со скоростью 54 км/ч
  2. На правое плечо рычага действует сила 25 Н, а к левому подвешен груз массой 5 кг. Найдите правое плечо рычага, если левое 10 см. Рычаг находится в равновесии.
  3. Какая работа совершается при подъеме гранитной глыбы объемом 2 м3 на высоту 12 м? Плотность гранита 2600 кг/м³

Вариант 2

  1. Найдите потенциальную энергию голубя массой 200 г летящего на высоте 8 м над землей со скоростью 85 км/ч
  2. На правое плечо рычага действует сила 20 Н, его длина 50 см.. Какая сила действует на левое плечо длиной 20 см, если рычаг находится в равновесии?
  1. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом  3м³ на высоту 5 м за 5 минут. Плотность воды 1000 кг/м³

Итоговая контрольная работа
Вариант 1.

  1. Почему аромат цветов чувствуется на расстоянии?
  2. Найдите силу тяжести, действующую на сокола, массой 500 г. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.
  3. Скорость поезда 72 км/ч.. Какой путь пройдет поезд за 15 минут? Постройте график движения.
  4. Найдите архимедову силу, действующую в воде на брусок размером 2x5x10 см³, при его погружении наполовину в воду.
  5. Найдите работу насоса по подъему 200 л воды с глубины 10 м. Плотность воды 1000 кг/м³

Вариант 2.

  1. Чай остыл. Как изменились его масса, объем, плотность?
  2. Мопед «Рига - 16» весит 490 Н. Какова его масса? Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.
  3. С какой скоростью двигался автомобиль, если за 12 минут он совершил путь 3,6 км. Постройте график скорости.
  4. Токарный станок массой 300 кг опирается на фундамент четырьмя ножками. Определите давление станка на фундамент, если площадь каждой ножки 50 см2
  5. Определите среднюю мощность насоса, который подает воду объемом 4,5 м3 на высоту 5 м за 5 мин. Плотность воды 1000 кг/м3 .

Система оценивания.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка «1» ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка «1» ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

1. Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

2. Негрубые ошибки.

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

3. Недочеты.

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. - М.: Дрофа, 2002. - 96 с. ил.

Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000. - 96 с. ил.

Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. - Курск, 1999

Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.

Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. - М.: Экзамен, 2003. - 127 с. ил.

Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб, для общеобразоват учеб, заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова, дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон), тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова) помогут организовать самостоятельную работу школьников в классе и дома.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый

результат

Виды деятельности учащихся

Дата

Примечания

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (3 часа)

1

Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона.

1

Знать: смысл понятия «вещество». Уметь:       использовать       физические приборы  и  измерительные инструменты   для   измерения физических      величин.

Выражать результаты в СИ

02.09

2

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.

1

Тест (дать определение вещества)

06.09

3

Лабораторная   работа №1

«Определение     цены деления шкалы измерительного прибора».

1

Лабораторная работа,   выводы,   оформление

09.09

РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (7 часов)

4

Строение вещества. Молекулы.

1

Знать   смысл   понятий: вещество, взаимодействие,      атом (молекула). Уметь:  описывать и объяснять    физическое  явление:  диффузия

Фронтальный

опрос, самостоятельная работа

13.09

5

Лабораторная работа

№2

«Измерение размеров

малых тел».

1

Научить определять, диаметры малых тел

 способом рядов

Проверка

лабораторной

работы

16.09

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела.

1

Используя основные положения МКТ,

 объяснить явление диффузии

Изучение нового материала

20.09

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

Дать учащимся знания о взаимодействии молекул и зависимости характера движения молекул от взаимодействия

Изучение нового материала

23.09

8

Три состояния вещества.

1

Применить основные положения МКТ для выяснения физических свойств вещества в различных агрегатных состояниях

Изучение нового материала

27.09

9

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

Составление классификационной    таблицы   «Строение вещества»

30.09

10

Контрольная работа № 1 по теме «Начальные сведения о строении вещества».

1

Тематическое оценивание знаний, умений и навыков учащихся

Контроль знаний

04.10

РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час)

11

Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения.

1

Знать:

-        явление инерции,
физический    закон,
взаимодействие;

-        смысл    понятий:
путь, скорость, масса, плотность.
Уметь:

-        описывать и объяснять равномерное
прямолинейное движение;

-        использовать физические     приборы
для измерения пути,

времени,        массы, силы;

-выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени,   силы   от скорости;

-выражать величины в СИ

Опорный   конспект

07.10

12

Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение.

1

Опрос, тест

11.10

13

Расчет скорости, пути и времени движения.

1

Опрос, тест

14.10

14-

15

Расчет скорости, пути и времени движения.

2

Физический диктант.      Решение задач

18.10

21.10

16

Инерция.

1

Опорный конспект

25.10

17

Взаимодействие тел.

1

Знать,    что    мерой любого   взаимодействия тел является сила.

Уметь       приводить примеры

Тест

28.10

18

Масса тела. Единицы массы.

1

Знать:

-определение  массы;

-        единицы масс.
Уметь    воспроизвести    или  написать формулу

Опорный   конспект.    Упр. 12 (1,3,4,5). Подготовка    к лабораторной работе

08.11

19

Лабораторная работа №3

«Измерение массы вещества на рычажных весах».

1

Умение  работать  с приборами  при   нахождении        массы тела

Написать вывод и правильно оформить работу

11.11

20

Плотность вещества.

1

Знать   определение плотности    вещества, формулу. Уметь    работать   с физическими   величинами,  входящими в данную формулу

Тест

15.11

21

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела».

1

Умение  работать  с приборами (мензурка, весы)

Написать вывод и правильно оформить работу

18.11

22

Расчет массы и объема вещества по его плотности.

1

Уметь работать с физическими   вели чинами, входящими в   формулу   нахождения   массы вещества

Решение задач

22.11

23

Расчет массы и объема

вещества по его плотности.

1

Уметь:

-работать с физическими  величинами, входящими в формулу  нахождения  массы вещества;

-работать с приборами

Решение     задач, подготовка к контрольной работе

25.11

24

Контрольная работа №2 по теме «Плотность вещества».

1

Уметь    воспроизводить      и   находить физические величины:    масса,    плотность, объем вещества

Контроль знаний

29.11

25

Сила. Сила - причина изменения скорости.

1

Знать   определение силы,   единицы   ее измерения    и   обозначения

Опорный конспект

02.12

26

Явление тяготения.

Сила тяжести.

1

Знать   определение

силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект, Тест. Б. 2-13

06.12

27

Сила упругости.

1

Знать   определение

силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу

Опорный конспект

09.12

28

Единицы силы. Связь

между силой и массой тела.

1

Отработка формулы

зависимости   между силой и массой тела

Опрос, выполнение    упр. 19

13.12

29

Лабораторная работа № 6

«Динамометр.

Градуирование

пружины и измерение

сил динамометром».

1

Уметь   работать   с физическими     приборами.    Градуирование   шкалы   прибора

Упр.   17.   Проверка лабораторной    работы. Вывод

16.12

30

Графическое изображение силы. Сложение сил.

1

Умение   составлять схемы         векторов сил,     действующих на тело

Умение   работать с чертежными   инструментами    (линейка,       треугольник)

20.12

31

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.

1

Знать   определение силы трения. Уметь         привести примеры

Тест,

опорный

конспект

23.12

РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)

32

Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Знать   определение физических      величин:          давление, плотность    вещества, объем, масса

Тест, опорный конспект

27.12

33

Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление».

1

Знать   определение физических      величин:      

   давление, плотность    вещества, объем, масса

Проверка опорного конспекта

10.01

34

Давление газа. Повторение понятий   «плотность»,    «давление».

1

Решение задач

13.01

35

Кратковременная контрольная работа № 2 (25-30 мин). Закон Паскаля.

1

             Знать смысл              физических законов:  закон Паскаля. Уметь:

       - объяснять      передачу давления в жидкостях и газах;

-        использовать физические     приборы
для измерения давления;

-        выражать  величины в СИ

Уметь воспроизводить       и находить   физические     величины:    давление,     плотность

17.01

36

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Решение задач

20.01

37

Давление. Закон Паскаля.

1

Решение задач. Упр. 23

24.01

38

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла.

1

Озвучивание фрагмента документального  учебного фильма         о давлении.   Рисунки, схема

27.01

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления.

1

     Знать смысл              физических законов:  закон Паскаля. Уметь:

       - объяснять      передачу давления в жидкостях и газах;

-        использовать физические     приборы
для измерения давления;

-        выражать  величины в СИ

Фронтальный опрос

31.01

40

Измерение атмосферного давления.

1

Работа с приборами,     знание их устройства

03.02

41

Барометр  анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Уметь:

- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать     физические     приборы для измерения давления

Тест,

опорный    конспект

07.02

42

Манометры.

1

Проверка опорного конспекта

10.02

43

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

Знать смысл физических законов:

 закон Архимеда.   Уметь:

-        объяснять передачу давления

в жидкостях и газах;

-        использовать физические  

  приборы
для измерения давления;

-        выражать величины в СИ;


-        решать задачи на
закон Архимеда

Рисунки

14.02

44

Архимедова сила.

1

Проверка опорного   конспекта, тест

17.02

45

Лабораторная работа №7

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость . тело».

1

Уметь     работать   с   физическими    приборами

21.02

46

Плавание тел.

1

Составление

опорного

конспекта

24.02

47

Плавание тел.

1

Отработка формул,     решение задач

28.02

48

Плавание судов.

1

Проверка опорного   конспекта, тест

03.03

49

Воздухоплавание.

1

Составление

опорного

конспекта

07.03

50

Воздухоплавание.

1

Решение задач

10.03

51

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

1

Уметь    воспроизводить      и   находить физические величины по формуле закона Архимеда

Составление обобщающей таблицы,    решение задач

14.03

52

Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел и газов».

1

Решение задач

17.03

РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (13 часов)

53

Работа.

1

Знать   определение работы,    обозначение физической величины   и  единицы измерения

Составление опорного   конспекта. Тест

31.03

54

Мощность.

1

Знать   определение мощности,    обозначение     физической величины  и  единицы измерения

Составление опорного   конспекта. Тест

04.04

55

Мощность и работа.

1

Знать   определение физических      величин:    работа, мощность.

Уметь    воспроизводить формулы,  находить   физические величины:    работа, мощность

Проверка опорного   конспекта,   решение задач

07.04

56

Рычаги.

1

Знать      устройство рычага

Тест. Знакомство   с простыми   механизмами

11.04

57

Момент силы.

1

Уметь     изобразить на   рисунке   расположение сил и найти момент силы

Решение     задач

14.04

58

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий

равновесия рычага».

1

Уметь:-        проводить  эксперимент и  измерять
длину плеч рычага и
массу грузов;

-        работать с физическими приборами

Вывод           и оформление работы

18.04

59

Блоки. Золотое правило механики.

1

Знать      устройство блока     и     золотое правило    механики, объяснять   на   примерах

Физический диктант

21.04

60

Золотое правило механики.

1

Знать   определения физических      величин:   работа,   мощность, КПД, энергия

Решение     задач. Упр. 39

25.04

61

Лабораторная работа № 9

«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости».

1

Знать   определения физических      величин:   КПД   механизмов.

Уметь     определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную)

Вывод           и оформление работы

28.04

62

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

1

Знать:-        определения физических     величин:
энергия;

-единицы   измерения энергии;

-        закон  сохранения
энергии

Составление опорного   конспекта

02.05

63

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения

Проверка опорного   конспекта.   Решение задач

05.05

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Знать определение, обозначение,    формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи

Тест

09.05

65

Контрольная работа №4

«Работа и мощность.

Энергия».

1

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия

Контрольная работа

12.05

66

Строение веществ, их свойства.

1

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

16.05

ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

ПОВТОРЕНИЕ (4 часа)

67

Взаимодействие тел.

1

Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин

Тест

19.05

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1

Знают базовые понятия (Стандарт)

Тест

23.05

69

Работа мощность и энергия.

1

Знают базовые понятия (Стандарт)

Тест

26.05

70

Итоговая контрольная работа № 5.

1

Знают базовые понятия (Стандарт)

Итоговый контроль, проверка тетрадей

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа по обществознанию с УУД для 2016-2017 учебного года

Рабочая программа для 6 класса по обществознанию с УУД на 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа по предмету профильный труд 11класс 2016-2017 учебный год

рабочая программа по предмету профильный труд 11класс...

Рабочая программа по физике 10класс базовый уровень Мякишев

Рабочая программа по физике для 10 класса-2часа в неделю...