Рабочая программа по физике 7 класс,
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Рабочая программа по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7_2016-2017.docx56.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
  «Морозово-Борковская средняя школа

Сапожковского муниципального района  Рязанской области»

 

Согласовано:

Зам. директора по учебной работе

 

_______________________ Черкасова Н. Ф.

            подпись

 

«____»_________________ 201___ г.

 

Утверждено:

Директор школы:

 

_________________________ Кузнецова Л. В.            подпись

 

Приказ № ____ от «____»_________201__ г.

                                                                       

Рабочая программа

 

Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа учебного предмета физика на основе федерального компонента  государственных стандартов основного и среднего общего образования.

Учебный предмет (курс), для которого написана программа

Физика

Класс или классы, для которых написана программа

7 класс МОУ «Морозово-Борковская СШ»

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета, индивидуальное обучение, коррекционное обучение и т.п.)

базовый

Название, автор, издательство, год издания учебника (учебного пособия)

Физика. Учебник для общеобразовательных учреждений  [А.В.Перышкин]; Москва, «Дрофа», 2015

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которых создана Рабочая программа

Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 2010

Сроки освоения программы

2016 – 2017 учебный год

Форма обучения

очная

Режим занятий

2 часа в неделю

Объём учебного времени за уч. год (всего)

70 час.

в том числе:

лабораторных и практических занятий

10 час.

промежуточных и итоговых контрольных работ

6 час.

резерв учебного времени

___ час.

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании ШМО

Протокол № _____

от «____» августа 2016 г.

Руководитель ШМО

Лунькова Т. Ф.

 __________________________  подпись

 

Составители:

Учитель  физики

 

_______________________ Лунькова Т. Ф.

            подпись

           

Планируемые результаты

     В результате изучении курса физики 7 класса ученик должен:

Знать / понимать:

  • Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

  • Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.

  • Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

  Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и  газами, диффузию.

  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.

  • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

  • Выражать результаты измерений и расчетов в  единицах Международной системы

  • Приводить примеры практического использования знаний о  механических явлениях

  • Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания  с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Физика и физические методы изучения природы (4 час)

     Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.

     Демонстрации:

Примеры механических, тепловых, электрических, световых явлений

Физические приборы

   

 Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости»

Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества. (6час)

     Строение вещества.  Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения  твердых тел, жидкостей и газов. и объяснение их свойств на основе этих моделей.

     Демонстрации:

Сжимаемость газов

Диффузия в газах и жидкостях

Модель броуновского движения

Сцепление свинцовых цилиндров

     Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Механические явления. (53 час)

    Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

     Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости.  Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.

  Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

 Момент силы. Условие равновесия рычага.

   Работа. Мощность Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.

   

     Демонстрации:

Равномерное прямолинейное  движение

Относительность движения

Явление инерции

Взаимодействие тел

Зависимость силы упругости от деформации пружины

Сила трения

Превращение механической энергии из одной формы в другую

Зависимость давления твердого   тела  от площади  опоры и  приложенной силы

Измерение атмосферного давления барометром-анероидом

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс

Простые механизмы

     

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4  «Определение объема  тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6«Градуирование  пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7  «Измерение архимедовой силы»

Лабораторная работа №8  «Изучение условия плавания тел»

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Рычаги в технике, природе и быту.

Лабораторная работа №10 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

                       

                                    Повторение. (7 час)

Повторение изученного материала.

Тематическое планирование по разделам курса физики 7 класс

   №

                Наименование раздела

Кол-во часов

Кол-во лаб. работ

Кол-во конт. работ

1

Физика и физические методы изучения природы.

4

1

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

1

3

Механические явления:

Взаимодействие тел. Виды сил.

 Давление твердых тел, жидкостей и газов.

 Работа. Мощность. Энергия.

53

21

21

11

6

5

4

Повторение.

7

2

1

Итого

70

10

6


                                                                                                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                              Директор                   школы:_____________/Л.В.Кузнецова/

Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе

Тема урока

Номер урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Демонстрация

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

Тема раздела: Физика и физические методы изучения природы.

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.

1

Знать :

- смысл понятия «вещество», «тело», «материя».

Уметь:

-использовать физические приборы,

-измерять физические величины при помощи простейших измерительных средств, определить цену деления измерительных приборов.

Выражать результаты в СИ.

Тел, веществ.

п. 1-3. Проект «Физические явления в художественных произведениях»

Физические величина и их измерения. Физические приборы. Погрешности измерений.

2

Физических приборов.

п. 4-5, упр1 (1), стр.11 зад.(4). Проект «Старинные меры»

Лабораторная работа №1: "Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости".

3

повт.п.1-п.5, стр.11 зад.1.

Физика и техника.

4

п.6. Проект «Нобелевские лауреаты в области физики»

Тема раздела: Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Молекулы.

5

Знать:

- физический смысл взаимодействия молекул,

 -физические особенности отдельных агрегатных состояний вещества.

Уметь:

-выполнять измерения способом рядов;

-описывать и объяснять физическое явление: диффузия.

п.7-п.8. 

Лабораторная работа №2: "Определение размеров малых тел".

6

Повт. п.7, п.8.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

7

Диффузия в газах и жидкостях.

п.9,п.10, стр.29 зад.3.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

8

Опыт со свинцовыми цилиндрами, со стеклянными пластинами.

п.11, стр.33 зад.1,2.

Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном состоянии твердых тел, жидкостей и газов.

9

п.12,п.13. Проект «Удивительные свойства воды».

Повторение по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"

10

повт.п.7-13, стр.38,39.

Тема раздела: Взаимодействие тел.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

11

Знать:

-определение  механического движения как одного из видов движения в физике;

-явление инерции;

-смысл понятий: путь, скорость, масса,  плотность.

Уметь:

-описывать и объяснять равномерное движение;

-использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;

-выяснять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени;

-выражать величины в СИ.

Примеры механического движения.

п.14, п.15, упр.2(1,3)

Скорость. Единицы скорости.

12

п.16, упр.3(1,3)

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

13

п.17, упр.4(2,4)

Инерция. Решение задач.

14

Примеры инерции.

п.18. Проект «Инерция в жизни человека».

Взаимодействие тел.

15

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.

Уметь приводить примеры.

 Взаимодействия  тел.

п.18.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

16

Знать:

-определение массы;

-единицы масс.

Уметь переводить единицы массы.

Весы, набор гирь.

п.20, п.21, упр.6(1,2)

Лабораторная работа №3:  "Измерение массы тела на рычажных весах.

17

 Уметь работать с приборами при нахождении  массы.

повт.п.20, п.21, ед.объема.

Лабораторная работа №4: "Измерение объема тела".

18

Уметь измерять объём тела с помощью мензурки

упр.6 (3)

Плотность вещества.

19

Знать формулу для вычисления плотности вещества.

Уметь решать задачи.

п. 22, упр.7 (1(уст), 4)

Лабораторная работа №5: "Определение плотности твердого тела".

20

Развивать практические навыки учащихся при работе с физическим оборудованием.

Уметь измерить плотность вещества, зная массу и объем тела.

Повт. п.22, упр.7 (5)

Проект «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы»

Расчет массы и объема тела по его плотности.

21

Знать:

-формулу для нахождения массы вещества;

-формулу для нахождения.

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулы.

п.23, упр.8 (1,2).

Решение задач по теме: "Плотность вещества".

22

Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;

-работать с приборами..

повт.п.14-п.23, упр.8(3,5)

Контрольная работа №1 по теме: "Механическое движение. Плотность вещества".

23

Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества.

упр.8 (4).

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

24

Знать:

- определение силы, единицы ее измерения и обозначения;

-определение силы тяжести.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Примеры действия сил, явление тяготения.

п.24,п.25.

Сила упругости. Закон Гука.

25

Знать:

- определение силы упругости;

- закон Гука.

Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.

Примеры силы упругости.

п.26.

Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.

26

 Знать:

-физический смысл веса тела;

- формулу для расчета силы тяжести, действующей на тела произвольной массы.

Уметь решать задачи на данную тему.

п.27, п.28, Проект «Невесомость».

упр.10 (1,2,4).

Динамометр. Лабораторная работа №6: "Градуирование пружины и измерение сил динамометром".

27

Рассмотреть устройство, принцип действия и виды динамометров.

Уметь работать с физическими приборами.

Виды динамометров.

п.29, п.30, упр.10 (3,5).

Проект «Солнечная система».

Правило сложения сил. Равнодействующая сила.

28

Знать понятие равнодействующей сил.

Уметь составлять схемы векторов сил, действующих на тело.

п.31, упр.12(1,2)

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

29

Знать определение силы трения.

Уметь приводить примеры.

Примеры силы трения.

п.32-34, повт.п.24-31.

 Контрольная работа № 2 по теме: "Сила. Равнодействующая сила".

30

Уметь воспроизводить и находить физические величины: силу тяжести, вес тела.

Уметь схематически изображать данные величины.

Упр.12(3).

Анализ контрольной работы.

31

Повторение по теме «Сила».

Проект «Вездесущее трение».

Тема раздела: Давление твердых тел, жидкостей и газов.

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения, увеличения давления.

32

Знать:

- определение физических величин: давление, масса.

Уметь объяснить природу возникновения давления на стенки сосуда, в котором находится газ.

Давление твердых тел.

п. 35-п.36, упр.14 (1,3), упр.135 (1)

Давление газа.

33

Давление газа.

п.37, стр.109 зад.

Закон Паскаля.

34

Знать закон Паскаля.

п.38, упр.16(2,3)

Давление в жидкости и газе. Контрольная работа №3 по теме: "Давление. Закон Паскаля".

35

Знать:

- формулу  для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

-особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов

Уметь:

-объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать физические приборы для измерения давления;

-выражать величины в СИ.

- решать задачи, применяя теоретический материал на практике.

п.37.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

36

п.40, упр.17 (1,2). Проект «Давление на дне морей и океанов».

Решение задач по теме: "Расчет давления в жидкости.

37

упр.17 (3).

Сообщающиеся сосуды.

38

Свойства сообщающихся сосудов.

п.41, упр.18 (2), стр.124 зад. (2)

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

39

Опыт по определению веса воздуха

п.42-43, стр.126 зад. (2,4)

Опыт Торричелли.

40

п.44, упр.21 (1,4), стр.132 зад.(1.2)

Методы измерения давления. Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид.

41

Барометр-анероид.

п.45,п.46, упр.22 ,упр.23(1), повт.п.40-п.46

Манометры. Контрольная работа №4 по теме: "Давление в жидкости или газе".

42

Знать:

- устройство и назначение водопровода и поршневого жидкостного насоса.

-устройство гидравлического пресса.

Уметь:

-объяснять передачу давления в жидкостях и газах;

-использовать физические приборы для измерения давления;

-выражать величины в СИ.

Манометры.

п.47.

Поршневой жидкостный насос.

43

п.48, упр.24 (3)

Гидравлический пресс.

44

п.49, упр.25 (1), стр.144 зад.1.

Действие жидкости и газа на

погруженное в них тело.

Архимедова сила.

            45

Знать:

- природу выталкивающей силы.

- содержание закона Архимеда;

-физическую суть плавания тел.

Уметь:

-решать задачи на закон Архимеда;

-работать с физическими приборами.

 

п.50,п.51, упр.26 (1,3)

Лабораторная работа №7: "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело".

46

повт.п.50,п.51, упр.24 (3)

Плавание тел.

47

Плавание тел.

п.52, упр.27(1,3).

Решение задач на тему: "Архимедова сила".

48

повт.п.50-п.52, упр. 27 (4)

Лабораторная работа №8: "Выяснение условий плавания тела в жидкости".

49

повт.п.50-п.52, упр. 27 (5)

Плавание судов. Воздухоплавание.

50

п.53,п.54, упр.29 (1,2)

Контрольная работа №5 по теме: "Сила Архимеда. Плавание тел".

51

Уметь решать задачи по данной теме.

повт.п.50-п.54.

Анализ контрольной работы.

52

Уметь решать задачи по данной теме

Стр.162, стр.163.

Тема раздела: Работа. Мощность. Энергия.

Механическая работа.

53

Знать определение работы и ее физический смысл;

Уметь вычислять работу по формуле.

п.55, упр.30 (3).

Мощность.

54

Знать понятие мощности как характеристику скорости выполняемой работы, обозначение физической величины и единицы измерения.

Уметь вычислять мощность по формуле.

п.56, упр. 31

 (1,3,5)

Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

55

Знать:

-устройство рычага;

-правило равновесия рычага.

Уметь:

-изобразить на рисунке расположение сил и найти момент сил;

-проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов;

-работать с физическими приборами.

Простые механизмы. Рычаги.

п.57, п.58, п.59.

Лабораторная работа №9: "Выяснение условия равновесия рычага". Рычаги в технике, в природе и быту.

56

п.60, упр.32 (3,4)

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. "Золотое правило" механики.

57

Знать устройство блока;

Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную).

Блоки.

п.61, п.62, упр.33 (1)

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

58

Знать:

-где находится центр тяжести тела;

-виды равновесия.

п.63,п.64.

КПД механизма. Лабораторная работа №10: "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости".

59

Уметь работать с физическими приборами.

повт.п.65.

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

60

Знать

-понятие энергия, как способностью тела совершать работу;

- определение потенциальной и кинетической энергии.

п.67, 68, упр.34 (1)

Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии.

61

Знать превращение одного вида энергии в другой, наблюдать переход энергии от одного тела к другому.

п.68, упр.35 (1)

Повторение по теме: "Работа. Мощность. Энергия".

62

Уметь решать задачи по теме: «Работа. Мощность. Энергия».

повт.п.55-п.68.

Контрольная работа №6 по теме: " Работа. Мощность Энергия".

63

Проверка умения и навыков решения задач.

повт.п.7-п.13.

Тема раздела: Повторение

Повторение по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества".

64

Уметь решать задачи по теме "Строение вещества".

повт.п.14-п.23.

Повторение по теме: "Механическое движение".

65

 Уметь решать задачи по теме "Механическое движение"

повт.п.24-п.34.

Повторение по теме: "Сила".

66

Уметь решать задачи по теме «Сила".

повт.п.35-п.50.

Повторение по теме: "Давление".

67

 Уметь решать задачи по теме "Давление".

повт.п.51-п.54.

Повторение по теме: "Сила Архимеда".

68

Уметь решать задачи по теме «Архимедова сила".

повт.п.55-п.68.

Повторение по теме: "Работа. Мощность. Энергия".

69

 Уметь решать задачи по теме "Работа. Мощность. Энергия".

Защита проектов.

Урок-игра: "Физика и жизнь".

70

Уметь решать задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...