Роль и место самостоятельных работ при изучении физики
учебно-методическое пособие по физике по теме

Рыц Александр Дмитриевич
Говоря о формировании у школьников самостоятельностн. необходимо иметь в виду
две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том. чтобы развивать у
учащихся самостоятельность в познавательной деятельности. т. е. научить их самостоя-
тельно овладевать знаниями. Вторая задача заключается в том. чтобы научить
школьников самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
 
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу. которую они
выполняют без непосредственного участия учителя. но по его заданию. под его
наблюдением и руководством, в специально предоставленное для этого время.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия школьников.
связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных
учителем заданий. с анализом результатов работы.
 
В учебном процессе по физике возможны следующие видьт самостоятельной работы
учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы.
связанные с решением задач: лабораторно-практические работы: фронтальный
эксперимент с элементами исследования: работа с раздаточным материалом: работа с
кинематическими схемами; рецензирование ответов своих товарищей на уроках. а также
докладов на конференции: наблюдение за опытами. демонстрируемыми учителем. и
выводы из них: вьшолненне индивидуальных и групповых заданий в связи с проведением
экскурсий в природу и на производство.
 
По основной дилактической цели названные виды самостоятельной работы можно
подразделить на три группы: работы по приобретению новых знаний. работы по
приобретению умений и навыков. работы по применению знаний. умений и навыков.
Указанные группы работ тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем. что
одни и те же средства могут быть использованы для решения различных дидактических
задач. Например, с помощью лабораторно-практических работ достигается приобретение
умений и навыков. приобретение некоторых новых знаний. а также применение ранее
полученных знаний.
 
Содержание самостоятельной работы на каждом этапе должно быть посильным для
школьников.
 
Чтобы самостоятельная работа способствовала формированию инициативы и
познавательных способностей учащихся. нужно предлагать такие задания. вьшолнение
которых не допускало бы действий по готовым рецептам и шаблону. Только тогда будет
достигнут нужный результат.
 
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
 
Воспитать у школьников любовь и уважение к книге как источнику научных и
технических знаний. научить их самостоятельно работать с ней - одна из важнейших
задач преподавания физики и других учебных предметов в школе. Формирование у
учащихся умения самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой
является частью проблемы развития у школьников умения самостоятельно приобретать и
углублять знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon doc5.pdf828.63 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место исследовательской работы на уроках русского языка

В статье говорится о роли и месте исследования на уроках русского языка....

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, не­обходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятель­ность в познаватель...

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, не­обходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятель­ность в познаватель...

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, не­обходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы развивать у учащихся самостоятель­ность в познаватель...

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики.

В учебном процессе по физике возможны следующие виды са­мостоятельной работы учащихся: работа с учебной и справочной литературой; разнообразные формы работы, связанные с решением задач; лаборатор...

Роль и место внеклассной работы по предмету в процессе воспитания учащихся

Учитель - предметник должен в своей внеурочной работе ориентироваться и на специфику предмета, и на региональные особенности, и помнить главное - и воспитание, и развитие учащегося должно осуществлять...

Выступление на ШМО учителей: «Роль и место самостоятельных работ по изучению физики»

laquo;Роль и место самостоятельных работ  по изучению физики»...