Образовательный проект "Шаги к успеху" (Система подготовки к ЕГЭ)
проект по физике (11 класс) по теме

Образовательный проект "Шаги к успеху"  (Система подготовки к ЕГЭ по физике) принял участие в конкурсе проектов "Мой любимый предмет".   Цель проекта: создание условий для  развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ. Предлагаемый материал может помочь в поисках ответа на вопрос: "Как в кратчайшие сроки успешно подготовиться к ЕГЭ по физике?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект

«Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике)

Выполнила: Демина Е.К.

1. Аннотация

В современном школьном образовании  последнее время делается акцент не на передачу готовых знаний, а на вооружение учащихся различными умениями, как общеучебными, так и предметными. С 2004 года в нашей школе были созданы и работают классы технологического профиля, в которых я преподаю физику. Работа в профильных классах направлена, прежде всего, на углубление и расширение знаний учащихся в области физики, формирование у них познавательной активности, творческой инициативы, самостоятельности суждений, т.е. личностных компетенций, обеспечивающих успех в любой сфере деятельности, в том числе и учебной. Важным направлением этой работы является подготовка учащихся профильного класса к Единому государственному экзамену.

ЕГЭ по физике в школах Нижегородской области проходит уже несколько лет. За это время мои учащиеся показали достойные результаты сдачи экзамена по физике: по количественному составу и среднему баллу цифры на уровне и выше средних показателей по району.  Все это, а также накопленный мною профессиональный опыт как учителя-предметника, так и опыт члена областной экспертной комиссии ЕГЭ по физике, -  дали мне возможность  привести в систему работу по подготовке к ЕГЭ и  подтолкнули к идее написания этого проекта.

Анализ требований технических ВУЗов при поступлении на престижные специальности выпускников школ с высокими баллами за ЕГЭ, запросы учеников заставляют меня как учителя-предметника искать новые методы обучения, которые смогли бы лучше подготовить школьников к ЕГЭ. Потому считаю тему «Подготовка к ЕГЭ по физике» особенно актуальной. Опыт работы показывает, что наиболее эффективную подготовку к единому государственному экзамену можно организовать не в процессе «натаскивания» (динамического тренинга) обучающихся при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а в систематической работе, направленной на достижение всего спектра задач школьного курса физики, с использованием современных образовательных технологий. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее значимой. С этой целью осуществлена попытка разработать единую систему по подготовке к ЕГЭ по физике для старшеклассников.

На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности.

Преимущество проекта состоит в том, что осуществляется в рамках урока и консультаций во внеурочное время.

2. Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • педагогическая – создание условий для совершенствования знаний, умений и навыков, развития логического и критического мышления обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ;
  •  практическая – оформление методического пособия «Подготовка к ЕГЭ по физике».

 Задачи проекта

Обучающие:

  • найти эффективные средства и методы организации учебного процесса при подготовке к ЕГЭ;  
  • подобрать, изучить, систематизировать материал согласно заданиям КИМ (кодификатора);
  • составить представление о структуре вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий;
  •  выявить пробелы в знаниях обучающихся.

Развивающие:

  • развивать у учащихся мышление (умение анализировать, сравнивать, строить    аналогии, выделять главное);
  • развивать практические навыки: при оформлении сводных таблиц, памяток-алгоритмов при решении задач, при оформлении методического пособия;
  • развивать коммуникативные умения: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога/полилога (при обсуждении в группах).

Воспитательная:

  • воспитывать чувство само- и взаимоуважения при работе в группах;
  • воспитывать в учениках средствами проекта уверенность в своих силах, чувство ценности интеллектуального труда.

3. Характеристика охваченной аудитории

Проект рассчитан на обучающихся 11 класса. В условиях образовательной среды, где я работаю, участниками проекта будут учитель-предметник и учащиеся 11А класса, выбравшие физику для сдачи экзамена в форме ЕГЭ.

11 «А» класс – класс технологического профиля, сформированный из ребят всех 9-х классов. В классе на окончание II полугодия обучались 26 учащихся: 14 мальчиков и 12 девочек. По итогам учебного года по физике имеют оценки «4» и «5» 17 учащихся (качество знаний – 65%).

Изучая уровень учебной мотивации в этом классе, можно заметить, что преобладающим типом учебной мотивации является средняя (10-12 человек). Это ученики, в основном успешно справляющиеся с учебной деятельностью. Они добросовестны и ответственны. Для этой группы учеников характерно разнообразие мотивов. Это может быть и интерес к результату учения, и оценки учителя, и интерес к новым формам усвоения знаний. Эти учащиеся готовы к итоговому самоконтролю и самооценке и испытывают положительные эмоции от соответствия внутренней самооценки и оценки учителя.

Высокую школьную мотивацию имеют достаточно много учеников (6-7 учеников). Эта группа учащихся отличается наличием высоких познавательных мотивов, стремится наиболее успешно выполнить все предъявляемые учителем требования. Они испытывают положительные эмоции при постановке нестандартных целей, хотя могут испытывать и отрицательные эмоции временной неудовлетворенности собой при столкновении с задачей новой трудности. И все же активная познавательная деятельность создает этим ребятам устойчивый оптимистический внутренний настрой. Учащихся с высоким уровнем учебной мотивации характеризует инициативное творческое отношение к учению.  

1-2 ученика этого класса находятся на недостаточном уровне учебной мотивации, у них преобладает страх самореализации, страх ситуации проверки знаний. Эти учащиеся характеризуются неустойчивой базой знаний, невысоким уровнем развития памяти и концентрации внимания.

Однако не все учащиеся планируют поступление в технические ВУЗы, несмотря на обучение в профильном классе. По результатам анкетирования в середине 10 класса предмет физики назвали любимым 25 % учащихся.

По предварительным данным прошлого учебного года около 40-50% учащихся этого класса будут сдавать физику на итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Эти ученики и будут участниками проекта «Шаги к успеху» (система подготовки к ЕГЭ по физике).

4. Методика осуществления проекта (Основные идеи)

I Подготовительный этап (погружение в проект)

сентябрь-октябрь

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Анкетирование учащихся по профессиональному самоопределению, по определению состава будущих участников ЕГЭ
  • Постановка основополагающего вопроса: «Как в кратчайшее время подготовиться к сдаче ЕГЭ?»
  • Постановка проблемы:

Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ?

  • Формулировка проблемы и темы, цели и задач проекта
  • Выдвижение гипотезы: Использование методического пособия в образовательном процессе влияет на повышения качества подготовки выпускников к итоговой аттестации.
  • Деление на две группы: «Теоретики» и «Практики» по 6-8 человек (только на подготовительном этапе)

  • Совместно с психологом школы проводит анкетирование учащихся, осуществляет психологическую поддержку, беседует с родителями.
  • Направляет  в формулировании  проблемы и темы проекта, объясняет его сюжетную линию.
  • Организовывает группы, планирует деятельность участников групп, предлагает формы представления результатов их деятельности.

  • Участвуют в анкетировании по самоопределению.
  • Осуществляют личностное присвоение проблемы проекта; вживание в ситуацию; принятие, уточнение и конкретизация цели и задач проекта.
  • Выдвигают основополагающий вопрос и гипотезу.
  • Осуществляют деление на группы, распределяют роли в группах, планируют работу, выбирают формы и способы презентации предложенных результатов.

Деление на две группы: «Теоретики», «Практики».

Группа

I – «Теоретики»

II – «Практики»

Проблемные вопросы

- Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ (согласно кодификатору)?

- Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С?

- Где получить информацию о ЕГЭ?

- Какова структура вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий?

- Каковы инструкции и рекомендации по выполнению вариантов экзаменационной работы (порядок действий, время выполнения и др.)?

Результат деятельности

Отбор требований к умениям и способам деятельности, элементов содержания, проверяемые заданиями КИМ (согласно кодификатору);   обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», «Основные законы и формулы»;

подбор справочного материала (константы, приставки, множители); памятки-алгоритмы решения задач.

Поиск и обработка  информации о ЕГЭ (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.);

сбор инструкций и рекомендаций по выполнению вариантов экзаменационной работы;

критерии оценивания.

Форма представления результатов

Сборник опорных конспектов по отдельным темам «Краткий курс физики»;

сводные таблицы «Основные законы и формулы» и  «Справочный материал»;

алгоритмы решения задач в печатном и электронном виде.

Презентация «Что надо знать о ЕГЭ», список литературы учебных изданий и ссылок электронных ресурсов официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ.

II основной этап (формирование умений и навыков решения задач ЕГЭ)

Ноябрь-март

  • Систематизация знаний, формирование общих приемов выполнения заданий и актуализация методов решения задач, подбор дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся.

Данную деятельность лучше организовать и проводить в виде циклов повторения в соответствии  с 4 основными разделами физики: «Механика», «Молекулярная физика и термодинамика», «Электродинамика» и «Квантовая физика».

  • Помогает выстроить систему знаний в наглядном виде по схеме «явление – модель – законы», организует обсуждение и проверку теоретического материала.
  • Консультирует и направляет  учащихся при формировании умений и навыков решения типовых задач ЕГЭ:

-поэлементный анализ условия задачи;

-установление связи между элементами задачи;

-составление общего решения.

  • Стимулирует учеников к использованию способов решения задач без боязни ошибиться, получить неправильный ответ, используя дифференцированный подход и подсказки.
  • Подбирает дидактические материалы для самоподготовки учащихся таким образом, чтобы от учителя требовались лишь консультации и контроль готовности учащихся к ЕГЭ по отдельным темам.
  • Участвуют в поурочном составлении кратких опорных схем-конспектов «Система знаний по теме», используют их в качестве систематизации теоретического материала.
  • Участвуют в анализе тематических тестов по индивидуальной карте и поэтапной  актуализации общих методов решения задач. Работают в группах и парах при решении задач, получают индивидуальные консультации по необходимости.
  • Выполняют дифференцированное домашнее задание с элементами самоконтроля, участвуют в самодиагностике по компьютерным тестам.

Структура подготовки к ЕГЭ на основном этапе

III заключительный этап

 (Выработка стратегии выполнения экзаменационной работы)

Апрель-май

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Выполнение тренировочных работ.
  • Анализ результатов.
  • Итоговый контроль.

  • Проводит тренировочную работу по всему школьному курсу физики, максимально приближая ситуацию ЕГЭ с использованием тех же справочных материалов, тех же калькуляторов и  заполнением бланков ответов, которые предполагаются на экзамене.
  • Помогает учащимся проанализировать результаты итоговой тренировочной работы и выработать свою собственную стратегию выполнения экзаменационной работы.
  • Выявляет пробелы в знаниях учащихся и корректирует их.
  • Направляет в окончательной работе по оформлению методического пособия «Подготовка к ЕГЭ».
  • Участвуют в итоговой тренировочной работе в условиях экзамена, учатся отслеживать и адекватно оценивать результаты своей работы.
  • Выбирают индивидуальную траекторию подготовки к экзамену.
  • Выявляют пробелы в знаниях и корректируют их.
  • Проводят интервью-опрос для оценки достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе выполнения проекта, т. е. дают самооценку и самоанализ проделанной работе.
  • Участвуют в оформлении методического пособия «Подготовка к ЕГЭ».

5. Срок реализации проекта

        

        Реализация данного проекта рассчитана на период одного учебного года, т. е. на срок 9 месяцев (с сентября по май). Использовать проект для подготовки к ЕГЭ можно на уроках, особенно на заключительных уроках повторения и обобщения по каждой теме, а также на занятиях элективного курса «Решение нестандартных задач по физике». Значимую роль в реализации проекта играют консультации во внеурочное время и большая самостоятельная работа учащихся дома.

6. Расчет затрат и смета расходов

№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во, шт.

Стоимость, руб.

1

Документ-камера (устройство для получения электронных изображения с печатных оригиналов)

1

40 000

2

Многофункциональное устройство МФУ (принтер, сканер, копир.)

1

20 000

3

Электронная интерактивная доска (беспроводной стилус)

1

90 000

4

Ноутбук

1

30 000

5

Издание методического пособия

500

20 000

ИТОГО:

200 000

7. Анализ рисков

        Проектные риски  могут быть связаны как с субъективными причинами участников ЕГЭ (пропуск занятий, эмоциональный настрой, и т.д),  так и с объективными причинами (отсутствие руководителя проекта во время его реализации по разным причинам: командировка, отпуск, и т.п). Представленная система подготовки к ЕГЭ не является абсолютно совершенной и подходящей каждому ученику, поэтому риски низких результатов на экзамене по физике существуют.

8. Ожидаемые результаты и эффект от реализации проекта (выводы)

        Метод проекта целесообразно применить, так как для учителей и учеников существует значимая проблема «Как в кратчайшее время успешно подготовиться к ЕГЭ по физике?».

        В рамках реализации проекта учащиеся должны:

  • совершенствовать знания, умения учебно-познавательной, исследовательской и практической деятельности при подготовке к ЕГЭ;
  • развить коммуникативные и информационные умения;
  • оценить собственные способности к контролю и самоконтролю, к творческому решению учебных и практических задач;
  • выработать собственную стратегию выполнения экзаменационной работы;
  • участвовать в оформлении методического пособия «Подготовка к ЕГЭ»;
  • преодолеть психологический барьер и приобрести уверенность при сдаче реального ЕГЭ.

        Для учителя данный проект окажет помощь в трудоемкой деятельности при подготовке учащихся к ЕГЭ, так как в основу проекта положена идея о том, что в ходе подготовки к экзамену акцент надо делать на формирование общих приемов выполнения заданий и приведение их в систему.

         На уровне школы значимость проекта состоит в том, что составленное учителем и обучающимися пособие может быть использовано как дидактическое при подготовке к сдаче ЕГЭ по физике. Проект позволяет создать в школе образовательную и воспитательную среду, способствующую развитию самостоятельной деятельности. Преподаватели физики, пользуясь пособием, смогут в кратчайшее время выявить пробелы в знаниях обучающихся и отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок, непосредственно перед экзаменом.

        В случае успешной реализации проекта его результаты – методическое пособие по системе подготовки к ЕГЭ по физике – возможны к тиражированию в других образовательных учреждениях.

        Основной ожидаемый эффект от реализации проекта: Повысится качество подготовки выпускников школы к итоговой аттестации по физике, тем самым увеличивая число успешно прошедших ЕГЭ и потенциальных студентов технических вузов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаги к успеху (Система подготовки к ЕГЭ) Выполнила: Демина Е.К., учитель физики 2011 г. МОУ СОШ №9 г. Выкса

Слайд 2

А Вы знаете, что … Только в физике соль, остальное все – ноль… ( Из песни студентов – физиков)

Слайд 3

Мозговой штурм Citius, altius, fortius! Быстрее, выше, сильнее! Эти три латинских слова, ставшие спортивным девизом, выбиты на олимпийских медалях Подумай и ответь: ОПВ: Как в кратчайшее время подготовиться к сдаче ЕГЭ?

Слайд 4

Как организовать результативную подготовку к ЕГЭ? Возможные ответы учащихся: Найти репетитора… Усиленно заниматься на уроках и дома… И др. А это значит: Быть целеустремленным… Быть самостоятельным… Быть собранным…

Слайд 5

Интересно узнать: Какова структура экзаменационной работы? Какие разделы физики входят в задания ЕГЭ? Какие основные формулы, понятия надо повторить? Какие Интернет-ресурсы можно использовать для подготовки? Как научиться решать задачи?

Слайд 6

Разделимся на группы Группы Проблемный вопрос 1 группа – теоретики - Какие физические законы, формулы, понятия и определения нужно повторить для успешной сдачи ЕГЭ (согласно кодификатору)? - Какой справочный материал потребуется для решения части А, В, С? 2 группа – практики - Где получить информацию о ЕГЭ? - Какова структура вариантов экзаменационной работы по числу, разнообразию форм, уровням сложности заданий? - Каковы инструкции и рекомендации по выполнению вариантов экзаменационной работы (порядок действий, время выполнения и др.)?

Слайд 7

Разделимся на группы Группы Результат деятельности 1 группа – теоретики Отбор требований к умениям и способам деятельности, элементов содержания, проверяемые заданиями КИМ (согласно кодификатору); обработка подобранной информации в виде сводных таблиц: «Краткий курс физики», «Основные законы и формулы»; подбор справочного материала (константы, приставки, множители); памятки-алгоритмы решения задач. 2 группа – практики Поиск и обработка информации о ЕГЭ (литература учебных изданий, электронные ресурсы официальных сайтов ФИПИ и ЕГЭ и др.); сбор инструкций и рекомендаций по выполнению вариантов экзаменационной работы; критерии оценивания части А, В и С.

Слайд 8

Представление результатов работы Завершение работы Группа 1 Сборник опорных конспектов, Таблицы «Основные законы и формулы» Группа 2 Презентация «Что надо знать о ЕГЭ», Ссылки электронных ресурсов Пособие «Подготовка к ЕГЭ»

Слайд 9

Заключение Желаю успехов в реализации проекта и высоких баллов на ЕГЭ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на учащихся 10-11 классов из расчёта 3 часа в неделю....

Шаги к успеху: система многовариантного дифференцированного контроля знаний по химии

Методическая разработка по химии для 8 класса включает в себя:1. Система самостоятельных работ базового уровня.2. Корректирующий уровень "Шаги к успеху"3. Повышенный уровень: "Тетрадь для пятерок"...

Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.

Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....

Образовательная программа для групп начальной подготовки "Вольная борьба"

В представленной программ представлена модель построения системы тренировки для групп начальной подготовки, учебный план, примерные планы...

Цифровой образовательный материал для учащихся "Лыжная подготовка (5 -9 класс)"

История возникновения лыжных гонок. Техника безопасности на лыжах. Экипировка  лыжник. Техника лыжных ходов, спусков и подьенов. Основные правила соревнований...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ  Дополнительная предпрофессиональная  образовательная программа по этапам спортивной  подготовки (начальная подготовка 1-3 года  обучения) от 9- 12 лет ...