Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультипликационных задач
методическая разработка по физике по теме

Доклад об обобщении опыта работы по теме "Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультапликационных задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_npk.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики с помощью мультипликационных задач»

        Согласно ГОСУДАРСТВЕННой ПРОГРАММе РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы одной из

тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.

        Цель школы – формирование ключевых компетенций, среди которых особое место занимает учебно-познавательная. Методическим и организационным аспектом формирования компетенций является выбор соответствующих методов, средств и форм обучения, который не может быть произвольным.

        Актуальность решения выше обозначенных проблем определила тему моей работы «Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках физики  с помощью мультипликационных задач»

Цель:создание условий для формирования учебно-познавательных компетенций на уроках физики через использование мультипликационных задач

Задачи:

  • определить условия формирования учебно-познавательных компетенций;
  • разработать физические  задачи, на основе популярных мультипликационных и художественных фильмов, способствующие формированию учебно-познавательных компетенций;
  • составить методические рекомендации по подготовке и применению задач на основе видеосюжета.

        Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

        Осуществленный анализ научной литературы, посвященной проблеме компетентностного подхода, позволил определить основные структурные компоненты компетенции:

1. Знания.

2. Умения.

3. Ценностные ориентации.

 4. Опыт практического применения полученных знаний и умений.

        По определениюдоктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии, А.В. Хуторского

Учебно-познавательная компетенция – это [3]:

  • совокупность умений и навыков познавательной деятельности;
  • развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
  • развитие воображения, творческих способностей;
  • формирование исследовательских умений;
  • владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности;
  • владение приемами действий в нестандартных ситуациях.

        В методике преподавания физики всегда уделяется большое внимание решению задач.

        Одним из показателей УПК является умение приобретать знания из различных источников информации.         Для школьников главным источником получения необходимой информации в ряде случаев становятся средства массовой информации. Таким образом,применение физических задач, на основе фрагментов популярных  мультипликационных и художественных фильмов, в данном случае актуально.

        Яркость, новизна, занимательность мультипликационных задач порождает непосредственно-побуждающий мотив к изучению учебного материала.

                В рамках учебно-познавательной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, отделять существенное от несущественного, мнимое от действительного.Такая возможность появляется при решении мультипликационных задач, содержащих нарушение физических законов. Анализируя мультзадачи, ученик учится критически относиться к увиденному им материалу, опосредованно вступает в диалог с автором фильма. А это и организует процесс познания истины.

В качестве примера предлагаю  к просмотру задачу по теме «Закон сохранения импульса» на основе видеофрагмента  мультфильма «Ну, погоди». Сюжет таков: волк на парусной лодке пытается догнать зайца, удаляющегося на лайнере. Волк надувает паруса, выдыхая воздух из легких, и как следствие, лодка ускоряется.

        Для решения такого типа задач предлагаю учащимся следующий алгоритм:

  1. Просмотр видеосюжета
  2. Установление соответствия между видеосюжетом и изученным в школе физическим явлением
  3. Поиск несоответствия в сюжете с физическими законами
  4. Формулировка идеи решения
  5. Решение физической задачи
  6. Обсуждение решения (анализ, рефлексия)
  7. Поиск других оригинальных способов решения задачи.
  8. Самоанализ

Содержание видеофрагмента построено с нарушением закона сохранения механического импульса. Лодка с парусом и волк являются «замкнутой системой», поэтому лодка вместе с волком должна была остаться на месте.

        На этапе «Поиск других оригинальных способов решения», предлагаю придумать и провести опыт, доказывающий  нарушение физического закона в сюжете. Обсуждение решения: лодка поплыла вперёд, если бы волк не удержался и упал с кормы. Если бы волк «промахнулся» выдыхаемым воздухом мимо паруса, то лодка с волком поплыла бы назад.

Для решения данной задачи учащимися была предложена и изготовлена модель лодки с волком, и на примере модели исследовано поведение лодки.

        Такая форма предъявления физической задачи предполагает нестандартное использование  полученных знаний, позволяет учащимся проявить свои творческие способности.        

        Работу учащихся можно организовать следующим образом: просмотреть определенный фильм и найти в нем все физические несоответствия или найти сюжет по определенной теме.

В результате такой работы реализуется обязательное условие формирования УПК – практическая деятельность, увеличение доли самостоятельной работы,        В результате деятельности учащихся по выявлению физического несоответствия в видеофрагментах популярной кинопродукции была организована исследовательская работа «Видеоляпы». Результаты работы отмечены на городской  научно-практической конференции школьников «Старт в науку» -  2013 дипломом II степени.

В качестве методической разработки  предлагаю мультзадачник по разделам учебного предмета:        

  • Давление в твердых телах, жидкостях и газах.
  • Простые механизмы.
  • Механическая работа. Мощность.
  • Законы сохранения в механике.
  • Звуковые волны.

        Мультзадач никвыполнен в программе MSPowerPoint.  Это удобно тем, что учитель может взять любую понравившуюся задачу и включить в свою презентацию, подготовленную к уроку, или добавить свои вопросы и свои видеофрагменты. К мультзадачнику составлены методические рекомендации  по применению мультипликационных задач.

Мультипликационные задачимогут быть использованы на разных этапах учебной деятельности:

  • при постановке проблемы и сообщении новых знаний;
  • на этапе закрепления знаний задачи при организации исследовательской деятельности учащихся;
  • при организации зачета;

Также при проведении внеурочных мероприятий по физике.

        Материал методического семинара был представлен на областном конкурсе «Новая волна» 2013 и отмечен дипломом и целевой премией Губернатора Кемеровской области.

        Идея создания задач с художественным содержанием не нова. (В данном ряду могу привести как пример книгу С. В. Тихомировой «Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах»). Новизна мультипликационных задач заключается в том, что анализируются не тексты, а видеофрагменты, что качественно меняет восприятие.

        Исходя из всего вышесказанного, применение в учебной деятельности по физике  мультипликационных задач соответствует критериальным характеристикам  учебно-познавательной компетенции, что способствует ее формированию.

Мультзадачник  - помощник педагога в организации учебной деятельности

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной мотивации учащихся на уроках истории и обществознания через технологию развития критического мышления

Сергей  Заир-Бек, один из наиболее известных российских специалистов в области РКМЧП, подчеркивает: «Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или ...

Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...

«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...

Выступление на заседании МО учителей естественного профиля на тему "Формирование проектно-исследовательской компетенции на уроках физики»

        Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообр...