Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
план-конспект занятия по физике (10 класс) на тему

Сатункина Наталья Викторовна

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигровых методик является  эффективным  средством  формирования и повышения  учебной  мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации  учебной деятельности  школьников                                                            

Почему некоторые школьники плохо учатся? Учатся плохо, несмотря на самую добросовестную работу педагога с классом. Почему обычные дополнительные занятия не только не помогают, но и ухудшают положение?

 Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала.

 Для меня созрела необходимость учить по-другому, т.е. изменить характер учебно-познавательной деятельности!  

Решение проблемы нашла, изучая   опыт  доктора педагогических наук  В. М. Букатова и А.П. Ершовой. Практика  показала, что использование социоигровых методик является  эффективным  средством  формирования и повышения  учебной  мотивации.

Предлагаю Вам  окунуться  в социо/игровую режиссуру урока, войти в роль учащихся, чтобы посмотреть на урок «изнутри». Хочу предложить несколько технологий на различных этапах урока.

Первый этап урока.

Проверка домашнего задания 

Возможно, проверка покажется неожиданной. От всех требуется знание всего-то одного определения: (определение траектории движения тела)

– Траекторией называется линия, вдоль которой движется тело.

Правила опроса:

Опрос проводится  «по цепочке».

  1.  Каждый «ученик» (в данном случае – каждый из присутствующих) должен произнести всего-то лишь одно слово из определения. Но в строгом порядке, то есть по цепочке. В помощь вам дана эстафетная палочка. Палочка передается  от соседа соседу с проговариванием одного слова.
  2.  За произнесённое слово (и правильно и вовремя) надо ставить плюс в свою тетрадь (как накопительную оценку)

Это задание можно  немного усложнить – основные правила проверки остаются теми же, только вот определение надо читать наоборот. То есть формулировка теперь будет звучать, начиная с последнего слова.

За произнесённое слово (и правильно и вовремя) не забываем ставить плюс в свою тетрадь

Следующий этап урока – актуализация знаний.

Надо подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Предлагаю работу в группах.

Однако объединение в группы отличается от привычного. 

Каждому из присутствующих надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег  с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Проведем диктант «на дружбу»

Объясняю правила проведения диктанта «на дружбу». 

От каждой команды попрошу ко мне подойти по одному посыльному, которым я говорю словосочетание – первую порцию нового определения, – они быстро уходят к командам и диктуют запомнившиеся слова, при этом каждый из команды, включая посыльного, должен записать их себе в тетрадь.

После записи первой порции определения ко мне подходит второй посыльный за очередным словосочетанием и т. д., до тех пор,  пока все определение не будет записано у каждого в тетради.

Не забываем ставить себе плюс за правильно записанное словосочетание – во время проверки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1-го закона НЬЮТОНА разбить на фразы

Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела (или действия других тел компенсируются).

Проверим получившееся определение.

После передачи через посыльных всех фрагментов определения команды проверяют друг у друга степень достоверности получившейся записи.

 Каждая группа хором читает полученный текст,  (выслушиваем варианты соседей).

Найдите в учебнике аналогичное определение,  и определите тему сегодняшнего урока.

Все проделывается за минуту-две. Наконец звучит версия:

Ваша версия?!

— Тема урока «Первый закон Ньютона».

(В результате на доске появляется формула записи первого закона Ньютона)

∑ Fi = 0,  υ = 0/const, как вы думаете, что это за формула?

Ответ: формула записи первого закона Ньютона.

Для того, чтобы разобраться с тем, как использовать эту формулу, предлагаю группам выслать ко мне по одному представителю от команды. Они вытянут условие задачи, для её решения общими усилиями в своей команде. Решение обязательно должно быть записано у всех в команде.

ЗАДАЧА:

№ 114. Мальчик держит на нити шарик, наполненный водородом. Действия каких тел взаимно компенсируются, если шарик находится в состоянии покоя? Мальчик выпустил нить. Почему шарик пришел в ускоренное движение?

проверка

Ответ: Притяжение Земли и натяжение нити компенсируются выталкивающим действием воздуха.

Притяжение Земли не компенсирует выталкивающее действие воздуха.

Не забываем ставить себе плюс за правильно решённую задачу – во время проверки.

Для закрепления умения решать задачи можно предложить каждой группе четыре задачки, ограничивая время пятью минутами. Предлагается выяснить, кто сможет за это время решить как можно больше задач.

№ 112. Действия каких тел компенсируются в следующих случаях: а) подводная лодка покоится в толще воды; б) подводная лодка лежит на твердом дне?

№ 113. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Действия каких тел компенсируются при этом?

№ 115. Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?

№ 119. Как движется поезд, если яблоко упавшее со столика вагона в системе отсчета «Вагон»: а) движется по вертикали; б) отклоняется при падении вперед; в) оклоняется назад; г) отклоняется в сторону?

Проверка решённых задач предназначается «ведущему учителю», выбираемому в соседней команде. Тетради должны быть собраны в центре стола и переданы «своему» учителю.

Начался ещё один этап урока: «Закрепление материала». Предлагаю слайд, на котором изображено большое количество физических величин и математических знаков.

СЛАЙД 10

υ   ∑    Fi             ρ    τ   π   λ   α   ƍ   ν   ɳ    ʃ   ɡ    Ψ   θ  ε   μ  ν   γ   η   β   ∩  √  ≈    ≠   ≤   ≥   ∞ ∆ ☼  ☺    ♪

Предлагаю выбрать из изображённых величин те, с которыми мы встретились на сегодняшнем уроке.

Окончание урока. 

Подведение итогов  

Начинаю подведение «оценочных» заданий.

За все проделанные задания учителя-учащиеся получали либо балл, либо плюс.

При подсчетах баллов можно использовать своеобразную рейтинговую оценку, которая зависит от количества баллов каждого ученика и количества заданий запланированных учителем.

Домашнее задание.

Задаю: посчитать, сколько раз в новом параграфе учебника встретится слово «первый».

Чтобы прояснить ситуацию добавляю:

– Следующий урок начнётся с вопроса о том, сколько же раз в тексте заданного учебного параграфа встречалось слово «первый».

Ученик, считая, что ему задали на дом очень простое задание, выполнит его с огромным удовольствием. И даже на всякий случай пересчитает получившийся вариант (возможно, что пересчитает даже не один раз). Проштудировав, сам того не замечая,  параграф несколько раз подряд. При обычном домашнем задании, они прочтут его в лучшем случае один раз. А тут – скорее всего не один…

Теперь немного о сингапурских структурах.

Сингапурская методика не требует изменения урока, а предусматривает  его проведение с применением одной, двух  обучающих структур.

В данной методике очень большое количество обучающих структур, которые направлены для развития взаимодействия Ученик–Ученик, Ученик–Учебный материал, для развития

коммуникации и сотрудничества, критического и креативного мышления, для повышения самооценки и уверенности, социальных навыков, сотрудничества у учащихся.

При использовании данных структур все учащиеся класса рассаживаются в команды по четыре человека.

Командная работа предполагает очень четкую организацию.

Обучающая структура Эй Ар Гайд («Руководство предположения / рекации») – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, доклад). Данная обучающая структура предназначена для развития критического и креативного мышления.

При изучении новой темы «Сила Ампера», после сформулированных целей урока, учащимся раздается таблица с данной структурой.

1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не

согласны с утверждением.

2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Со стороны магнитного поля действует сила на проводник с током.

Если по рамке (проводнику) пропускать ток, то рамка(проводник) будет отклоняться.

Чем больше сила тока в цепи, тем больше сила, действующая со стороны магнитного поля на рамку (проводник) с током, ТЕМ БОЛЬШЕ ОТКЛОНЕНИЕ РАМКИ.

При взаимодействии магнитных полей проводники МОГУТ притягиваться или отталкиваться.

Если токи в магнитном поле протекают в ОДНОМ направлении, то проводники  притягиваются.

Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле, называется СИЛОЙ АМПЕРА.

Силу Ампера можно определить по правилу левой руки.

Сила Ампера имеет широкое применение в технике (электродвигатели, электроизмерительные приборы)

Учащимся показываются 4 видеоролика по теме «Сила Ампера» с сайта Классная физика http://class–fizika.narod.ru/vid.htm, раздел МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ( Видеоролик «Действие магнитного поля на ток», Видеоролик – анимация «Направление силы ампера по правилу левой руки», Видеоролик «Опыт Ампера», Видеоролик – анимация «Электродвигатель»).

4. Теперь, по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.

5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если

вы не согласны с утверждением.

6. СРАВНИТЕ столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему.

7. Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас? Почему?

После выполнения данной структуры, обязательно нужно обсудить это в каждой команде.

Для этого используется структура ФИНКТ – РАЙТ – РАУНД РОБИН – «подумай – запиши – обсуди в команде». Начиная с участника номер 1, учащиеся начинают РАУНД РОБИН по часовой стрелке, т.е. за 30 секунд, каждый из них вслух зачитывает свой ответ на вопрос 6 или 7.

Структура СИ-ФИНК-УАНДЭ

Чтобы учащиеся самостоятельно поставили цели урока на этом же уроке, можно использовать мыслительный прием  СИ-ФИНК-УАНДЭ (посмотри – ПОДУМАЙ- задайся вопросом).

На слайде рисунок.

345

1) Что вы видите?

2) Что вы об этом думаете?

Данный прием развивает навыки наблюдения и описания наблюдаемого, помогает подвести обучающихся к выводу.

Структура МИКС-ФРИЗ-ГРУП-участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос:

Давайте попробуем.

- Сколько атомов имеет молекула воды?

- Сколько агрегатных состояний веществ вы знаете?

- Сколько минут в 120 с?

Рассмотренные обучающие структуры помогают обучить детей навыкам коммуникации, сотрудничества и работы в командах, овладеть навыками критического и креативного мышления, формирования УУД школьников.

И в заключении. 

Немного юмора

Физика  без задач не существует. Но открывая задачники по физике,  большинство задач начинается так Тело движется… Интересно какой образ возникает в этот момент в голове ребят, но одно ясно что такую задачу, не представляющую для них интереса они решать не будут. В своей работе я использую задачи Елькина В.И., Семке А.И., Григория Остера, с занимательным, биологическим, географическим и т.д содержанием, которые направлены на возникновение личностной заинтересованности,  позволяют выйти за границы учебника.  Например   

Задача № 15.
Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются колины действия от толиных, и как такие действия называют физики?

Ответ: и физики, и химики назовут колины и толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя наблюдал, а Коля проводил эксперимент.

Литература:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  2. БукатовВ.М. «Хрестоматия игровых приемов обучения». -  «Первое сентября», 2002.
  3. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994.
  4. Выготский Л. С. «Педагогическая психология». - М., 1996.
  5. Ершова А. П.,  Букатов  В. М.  "Режиссура урока, общения и поведения учителя". – М., 2006.
  6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008.
  7. Немов Р. С. Психология. Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  8. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373  «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»
  9. Справочник классного руководителя
  10. Эльконин  Д.Б. Психология развития: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
  11.  Эльконин  Д.Б. «Психология игры». - 2-е изд. М., 1999.
  12. Интернет сайт    www.openlesson.ru

Интернет-ресурсы по физике для учителя

 "Открытая физика"  http://www.physics.ru/

Сайт является частью проекта Открытый Колледж  и интегрирует содержание известных учебных компьютерных курсов по физике, выпускаемых компанией ФИЗИКОН на компакт-дисках, и индивидуальное обучение школьников через Internet.  Учитель средней школы  много полезного в "Открытом Колледже". Методические материалы, обмен опытом использования учебных компьютерных программ в школе, большая подборка материалов по использованию Internet в учебном процессе "Интернет для школ и школьников".
Опубликованы стандарты образования и учебные планы для многопрофильных школ, разноуровневых и профильных классов. 

"Физика.ru"  http://www.fizika.ru/

Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания лабораторных работ. Эти материалы - для учащихся. Учителя здесь найдут тематические и поурочные планы, методические разработки.  Система "Проверялкин" – служит для организации интерактивной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями для самоконтроля к ним.

«Только в Физике соль»   http://fisika.home.nov.ru/ 

Здесь вы найдете ту информацию, которая необходима каждому учителю физики, и на поиски которой затрачивается много времени.

  «Занимательная физика в вопросах и ответах»   http://elkin52.narod.ru/

Сайт  Елькина Виктора.   Заслуженный учитель РФ.   Учитель-методист.

       «Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии»  http://www.gomulina.orc.ru/

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей физики

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5500&tmpl=com

Сайт “Физика в анимациях”  http://physics.nad.ru/physics.htm

Сайт содержит достаточно интересные анимации (видеофрагменты) по всем разделам физики. Аналогичные материалы имеются на CD, но в более полном варианте. Имеется возможность загрузить материалы сайта. Работает Форум. Сайт существует на русском и английском языках.

Астро-физический портал  http://www.afportal.ru/teacher

Педагогический марафон учебных предметов (физика)

http://marathon.1september.ru/2008-04-03

Информационные технологии в преподавании физики (мастер-класс)

http://ifilip.narod.ru/index.html

Мастер-класс  «Живая физика»

http://www.int-edu.ru/page.php?id=931

Школьный физкабинет (сайт учителя физики)

http://cm001.narod.ru/index.html

Методические ресурсы по физике (Ивановский РЦДО)

http://www.ivipk.ru/rcdo/depository-item.aspx?pid=18&id=81&vid=81

ИКТ на  уроках физики

http://teach-shzz.narod.ru/index.htm

Мы и образование (Образовательные ресурсы Интернет)

http://www.alleng.ru/index.htm

Центр ДО «ЭЙДОС» (Эвристические олимпиады по физике)

http://www.eidos.ru/olymp/physics/2009/index.htm

Цифровая лаборатория «Архимед»  (Лабораторные работы по физике)

http://www.9151394.ru/projects/arhimed/arhim1/cituo/lab_raboty_f.htm

Цифровая лаборатория «Архимед»

http://ifilip.narod.ru/arch/index.html 

Виртуальные лаборатории (интерактивные модели различных процессов)

http://somit.ru/index_demo.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....

Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения

Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...

Мастер класс «Использование элементов сингапурской технологии на уроках русского языка»

Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.Данную технологию с...

Элементы игровых технологий на уроках физики

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: се...