Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Шитова Ирина Евгеньевна

Разработка урока физики по теме "Плотность вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plotnost_veshchestva.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7 класс                  

Тема урока: Плотность вещества.

Тип урока:  Комбинированный урок.

Цели урока:

      Когнетивные:

  • Ученик должен знать следующие определения (словесно интерпретировать): плотность вещества.
  • Ученик должен знать употребляемые им термины и понятия.
  • Ученик должен знать единицы измерения плотности, массы тела, объёма.
  • Ученик должен знать и уметь записывать формулу плотности вещества.
  • Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
  • Ученик должен уметь делать выводы по ходу изучения нового материала.

      Аффективные:

  • Формирование интересов, усидчивости, аккуратности.
  • Повышение мотивации.
  • Развивать логику рассуждений учащихся при работе с учебником с помощью наводящих вопросов;
  • Развивать творческие качества в ходе приготовления домашней работы.
  • Ученик должен оценить значимость изучаемого материала.

Структура урока:

Этапы урока

Формы, методы

Средства обучения

Время

Организационный момент

Словесный метод

Слово учителя, слово дежурного ученика, журнал.

2 мин

Повторение пройденного материала

Практический метод (индивидуальные карточки); словесный метод (фронтальный опрос)

Индивидуальные листочки, Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, весы, несколько тел равного объёма, но разной плотности (деревянный и пластмассовые бруски). Слово ученика.

10 мин

Изучение нового материала

Словесный метод, Объяснительно-иллюстративный метод

Слово ученика, учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, рабочая тетрадь, доска.

13 мин

Закрепление нового учебного материала

Практические (индивидуальные карточки); и словесные методы.

Учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин,  сборник задач В. И. Лукашик.

10 мин

Подведение итогов

Словесные методы

Слово учителя, слово ученика

4 мин

Домашнее задание

Словесные методы

Слово учителя, доска, дневник.

1 мин

  1. Организационный момент.

 

  • Приветствие
  • Выявление отсутствующих.
  • Формулирование целей урока.

Учитель: Ребята! Мы с вами закончили изучение темы: «Масса вещества. Единица массы». Сегодня мы должны познакомится с новой физической величиной как плотность, и выяснить её физический смысл. Но для этого нам необходимо повторить материал прошлых уроков.

  1. Повторение пройденного материала.

Учитель: Для этого мы поступаем следующим образом. Четыре ученика (Индюков Владимир, Толстова Таня, Сафонова Ольга, Семёнов Максим) работают по карточкам самостоятельно. На листочках записывают Ф. И. Класс и номер карточки.  И начинают работать.

В это время у доски нам Таня Едунова взвесит несколько тел, а результаты запишет на доске.

Все остальные, работают устно, отвечая на вопросы.

Фронтальный опрос

Учитель: 1. Какими способами можно определить массу тела?

Дети:  С помощью взаимодействиями между телами и взвешиванием на весах.

Учитель: 2. Как определить массу тела по взаимодействию его с другим телом известной скорости?

Дети:  Во сколько раз скорость первого тела больше скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше массы второго тела.

Учитель: 3. Как можно определить массу тела при помощи весов?

Дети: На одну чашку весов помещаем тело, массу которого необходимо узнать, на другую будем ставить гири, массы которых известны, до тех пор, пока весы не окажутся в равновесии.

Учитель: 4. Как в физике обозначают массу тела?

Дети:  Массу тела обозначают английской буквой m.

Учитель: 5. В каких единицах она измеряется?

Дети:  1 кг   или 1 г.

Учитель: Спасибо, молодцы, вспомнили. Всё сдаём листочки кто работал по карточкам. И проверяем, что нам написала Таня на доске:

Таня: m (дер. бруска) = 5,2 г

m (пласт. бруска) = 11,3 г

m (воды) =

m (масла) =

Учитель: Спасибо, Таня, присаживайся на своё место. Давайте с вами пользуясь теми результатами, которые Таня получила при взвешивании тел.

  1. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Плотность вещества».

При изучении данной темы воспользуемся результатами, которые Таня получила при взвешивании четырёх тел.

Внимательно посмотрим на первые 2 тела (деревянный и пластмассовый брусок).

Учитель: Что вы можете сказать о них?

Дети: Оба бруска имеют одинаковую форму (т.е. длина, ширина и высота этих брусков равны, следовательно обладают одинаковым объёмом).

Запись на доске: ;  m (дер. бруска) m (пласт. бруска).

Теперь внимательно посмотрим на вторые два тела (вода и масло).

Запись на доске: m (вода) = m (масло); .

Учитель: Исходя из этих двух экспериментов, можно сделать вывод о том, что:

  1. Тела имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ (дерево и пластмасс) обладают разными массами.
  2. Тела с равными массами, обладающие различными веществами (вода и масло), имеют различные объёмы.

Это объясняется тем, что разные вещества могут иметь разную плотность.

Плотность показывает, чему равна масса вещества взятого в объёме 1м или 1см.

Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объём.

Запишем определение в тетради:

Плотность - это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.

Плотность вещества обозначается греческой буквой «ро» ρ.

Тогда пользуясь определением плотности, получим формулу для неё:

,

Учитель: В чём измеряется масса?

Дети:       .

Учитель:  В чём измеряется объём?

Дети:       .

Учитель: Следовательно, по формуле можно сказать, что плотность измеряется …

Дети:       .

Учитель: Плотность вещества выражают очень часто и в граммах на кубический сантиметр .

Если будет известна масса и объём плотность можно вычислить пользуясь формулой, а также можно определить плотность по таблице, если известно из какого вещества состоит данное тело.

Плотность некоторых веществ представлены в учебнике на стр. 50.

Плотность некоторых твёрдых тел (см. таблица 2).

Плотность некоторых жидкостей (см. таблица 3).

Плотность некоторых газов (см. таблица 4).

Пользуясь таблицами 2,3,4 определим плотность льда, воды и водяного пара по системе единиц .

Учащиеся называют числовые значения, а учитель в это время записывает их на доске.

,

,

.

Лёд, вода и водяной пар это три состояния одного и того же вещества.

Вопрос классу:

Какой вывод можно сделать, сравнив три плотности одного и того же вещества, но в различных состояниях?

Дети: Одно и тоже вещество в различных состояниях имеет различные плотности.

Учитель: Пользуясь формулой плотности , попробуйте вывести формулу массы и формулу объёма.

Учащимся даётся на это одна минута.

Учитель: Катя, иди к доске и напиши формулу для вычисления массы. ().

 Таня, выйдет и напишет формулу для вычисления объёма. ().

Итак, мы знаем три формулы: , , .

Теперь, давайте, на основании этих формул решим задачи.

  1. Закрепление нового учебного материала.

Учитель: Открываем учебник на стр. 54, упр. 8 (2).

Учитель читает задачу в слух.

Задача: Определить объём льдинки, масса которой 108 г.

Учитель: Кучей Елена идёт к доске и комментирует решение этой задачи в слух записывая её на доске.

Дано:                      Си:                      Решение:

             0,108 кг         ;      

                           

                                         Ответ: V = .

После решения этой задачи поступаем следующим образом. К доске выходят два человека (Хитрова Катя и Завьялова Таня) и выполняют самостоятельно задания по карточкам.

Карточка №1

Емкость бензобака, автомобиля 30 л. Определите массу бензина, входящего в бензобак.

A. 21,3 кг.             Б. 42,6 кг.           B. 18,6 кг.

Карточка № 4

Определите плотность газобетона (лёгкого строительного материала), если 0,15 м3  этого материала имеет массу 105 кг.

A. 600,     Б. 700  B. 500

Одновременно,  весь класс решает задачу из сборника задач № 258. Учащиеся по одному комментируют решение этой задачи.

№ 258

Кусок металла массой 461,5 г имеет объём 65 см. Что это за металл?

Дано:                      Си:                      Решение:

           0,4615 кг        ;      

          0,000065м               

                                         Ответ: цинк.

Пока учащиеся выполняют вычисления и ищут название металла в таблице, учитель в этот момент проверяет решение девочек на доске.

5. Подведение итогов занятий.

Итак, подведём итог нашего урока.

  • с какой физической величиной мы с вами познакомились на этом уроке?

(с плотностью).

  • Что такое плотность?

(Плотность  - это физическая величина равная отношению массы тела к его объёму).

  • По какой формуле можно рассчитать плотность?

 ( ).

  • В каких единицах она измеряется?

( или ).

6. Домашнее задание.

  • 21, 22  выучить.

Сборник задач   № 245, 257.

А также дома измерить длину, ширину и высоту своей комнаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс

Разработка урока физики по теме "Агрегатное состояние вещества" 8 класс...

Разработка урока физики "Строение вещества. Атомы и молекулы"

Урок построен на основе технологии критического мышления по учебнику Гендейнштейн....

Методическая разработка урока физики по теме «Строение вещества. Молекулы» 7 класс

Методическая разработка урока «открытия» новых знаний по теме «Строение вещества. Молекулы» включает в себя подробный план урока, технологическую карту урока, презентацию к уро...

Разработка урока физики 7 кл по теме "Плотность вещества"

Разработка урока физики 7 кл по теме "Плотность вещества"...