Урок физики в 8 классе "Электрический ток"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Титова Елена Николаевна

В материалах представлен конспект урока в сопровождении презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок с презентацией для 8 класса1.29 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электрический ток. Источники электрического тока

ФИО: Титова Елена Николаевна

Место работы: МОУ Матвеевская СШ  Старомайнского района Ульяновской области

Должность: учитель физики

Предмет: физика

Класс: 8 класс

Тема и номер урока в теме:  Электрические явления, № 31: Электрический ток. Источники электрического тока

Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учреждений.М.: Дрофа, 2015

  1. Цель  урока: выяснить физическую природу электрического тока, а также способствовать продуктивной работе учащихся, направленной на реализацию следующих задач

9. Задачи:

- обучающие: формирование единых взглядов на природу электрического тока

  • выяснить физическую природу электрического тока;
  • осознать смысл понятия электрический ток, условия возникновения и направление электрического тока;
  • выяснить роль источника тока, принцип его действия;
  • ознакомить с различными видами источников тока

-развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать абстрактное и логическое мышление, внимание;
  • формировать умение самостоятельной работы;
  • развивать умение анализировать учебный материал;
  • для развития зрительной памяти вести записи на доске
  • развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке
  • для развития моторной памяти организовать фиксирование учащимися информации в тетради
  • умение выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения

-воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность;
  • выработка  личностных качеств: аккуратности, внимательности при заполнении тетрадей, точности ответов; 
  • воспитывать сопричастность к собственной деятельности и деятельности других.
  1. Тип урока: комбинированный урок с использованием ЭОР
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, компьютерное тестирование
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, маркерная доска, мультимедиапроектор, интерактивная доска, термопара, гальванический элемент, гальванометр, соединительные провода, электрофорная машина, спиртовка, электроскоп, палочка.
  4. Структура и ход  урока: организационный момент, проблемные вопросы, актуализация, формирование новых знаний, первичное закрепление, применение знаний, диагностика процесса усвоения, рефлексия, домашнее задание.
  5. Демонстрации: Электрофорная машина, гальванические элементы, аккумуляторы, термоэлемент, фотоэлементы, солнечная батарея.

ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент                      1 мин

2.Проблемные вопросы                              2 мин

3.Актуализация                                           7 мин

4.Формирование новых знаний                 22 мин

5.Первичное закрепление                          4 мин

6.Применение знаний                                6 мин

7.Диагностика процесса усвоения            1 мин

8.Рефлексия                                                1 мин

9.Домашнее задание                                  1 мин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

Приветствие, список класса

Приветствуют учителя, дежурные сообщают об отсутствующих

1

2

Проблемные вопросы

Задает вопросы:

1.«Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2.А что бы вы хотели сегодня узнать об электрическом токе?»

Учитель записывает интересующие уч-ся вопросы на маркерной доске

Слушают учителя

Отвечают, учитель пишет на доске тему урока, а уч-ся опорных конспектах

Предлагают вопросы для изучения

2

3

Актуализация знаний и умений учащихся

Ресурс №1 «Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»»

Учитель проводит фронтальный опрос, управляя по щелчку «мыши» вопросами (после ответа на вопрос появляется ответ на доске): «Продолжи предложение…»

Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам модуля (применение интерактивной доски).

Отвечают на вопросы и тут же проверяют свои ответы

Учащиеся отвечают на вопросы

7

4

Формирование новых знаний

Слайд 2

Ресурс №2 Электрические явления. Электрический ток. Источники электрического тока.

Слайд 3

Ресурс №2 Электрические явления. Электрический ток. Источники электрического тока.

Ресурс №3

Видеоролик-анимация "Свинцовый аккумулятор" (N 187051)

Ресурс №1 Электрические явления.

Слайды 4-9

А теперь давайте попробуем найти ответы на ваши вопросы

1. Слово «электричество», «электрический ток» прочно вошли в нашу жизнь. Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают электроприборы и электрические явления, что порой не замечаем, какую огромную роль они играют в нашей жизни. Где вы сталкиваетесь с этим понятием?

2.Представьте себе на минуту, что отключили свет в наших домах. Что было бы? Каковы последствия этого события?

3.Что вы можете сказать о значимости электрического тока?

Делаем вывод: электричество играет огромную роль в нашей жизни, поэтому важно знать, что это такое.

 Цель урока: выяснить, что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования

Демонстрация

1)Учитель задает вопросы:

Движутся ли заряженные частицы в телах? Каким образом?

Что произойдет, если все частицы будут двигаться в одну сторону?

Можно ли привести движение всех частиц в одну сторону?» При ответе на вопросы можно пользоваться учебником.

Далее дает определение электрического тока и задает вопрос: «Как можно привести заряженные частицы к упорядоченному движению?»  

 

Почему ток был кратковременным?

 Ребята, а как вы думаете, какие условия должны выполняться для возникновения электрического тока?

Учитель подводит итоги по результатам ответов учащихся

Учитель объясняет  механизм возникновения тока и о направлении тока в цепи

 Задает вопросы: (работа с книгой)

«Какие источники тока вам известны?

 «Каким образом работают эти источники тока?»

Демонстрирует источники электрического тока, работу этих источников (электрофорная машина, термопара) и слайд 7,8

Отвечают на поставленные вопросы, участвуя в беседе.

Записи в опорных конспектах

Просмотр

Выдвигают гипотезы, заполняют опорный конспект

Учащиеся высказывают свои предположения о том, что должны быть свободные заряженные частицы и  электрическое поле, записывают в тетрадь условия, необходимые для возникновения тока.

Отвечают на вопрос

Слушают и смотрят ролик

Отвечают на вопрос учителя.

Наблюдают за работой источников тока, отвечают на вопросы учителя.

Смотрят слайды демонстрации

Смотрят

22

5

Первичное закрепление материала

Ресурс №1 Электрические явления.

Электрический ток. Источники электрического тока.

Слайд 10

Учитель задает выполнять тест из ресурса №1.

Учитель просит ответить на вопросы слайда устно

Самый сильный ученик выполняет этот тест за компьютером, а затем сверяет с правильным вариантом ответа. Остальные – выполняют тест в тетрадях,  а затем осуществляют взаимопроверку цепочкой (у первого ученика, выполнившего тест, работу проверяет учитель, затем первый проверяет у второго, второй – у третьего и т. д.). Те ученики, кто выполнил задание раньше, осуществляют  помощь отставшим ученикам.

4

6

Применение полученных знаний в стандартных или новых ситуациях

Учитель делит класс на две группы.

«Экспериментаторы» должны получить электрический ток, имея заряженный электроскоп и заряженную палочку

Остальным предлагается решить задачи №997, 1000 из «Сборника задач по физике для 7-9 классов» В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой М.: Просвещение 2009г.

Заполнение таблицы (см в приложении)

Группа «экспериментаторов» проводит опыт с электроскопом, затем демонстрируют его для всех. Остальные учащиеся в это время решают задачи устно, аргументируя  свои ответы.

6

7

Диагностика процесса усвоения учебного материала

1)Учитель: Давайте посмотрим на вопросы, которые возникли у вас в начале изучения нашей темы (на маркерной доске).

На все ли свои вопросы вы получили ответы?

2)Проверка таблицы фронтально.

Выставляет оценки за урок.

Анализируют, систематизируют материал, просматривая вопросы

1

8.

Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Сегодня мне было интересно …
Мне не понравилось…

Пишут

1

9

Домашнее задание

1)минимальный уровень: §32,36  учебника, вопросы к параграфам

2)первый уровень: задания к параграфам

3)второй уровень: В. И. Лукашик, № 1233, № 1235, № 1236

 4)дополнительное задание:

Подготовить сообщение по теме

«Традиционные и нетрадиционные источники  тока и их применение» с использованием материалов сайтов единой коллекции http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.17/p/page.html 

http://school-collection.edu.ru/   

 

Записывают домашнее задание в дневники.

1


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

 «Подборка заданий «Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов»»

К

Иллюстрированная подборка вопросов и задач по теме "Электризация. Электрический заряд. Взаимодействие заряженных тел

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/?interface=pupil&class=50&subject=30

2

Видеоролик - анимация "Механизм возникновения электрического тока" (N 187184)

И

Видеофильм о прохождении тока между двумя заряженными телами, соединенными проводником.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c3e521a0-b3e5-43a8-a0fc-72840ebffce6/?from=ed9ec0b9-ace4-4180-a418-bbce9d8154df&interface=teacher&class=50&subject=30 

3

Свинцовый аккумулятор

И

Иллюстрированный и озвученный рассказ об устройстве и принципе работы свинцового аккумулятора.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/853ab0ca-6b7e-4d69-82db-19fcf23a449b/?interface=pupil&class=50&subject=30


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: ____________________________________________________________________________________

Неподвижные заряды ______________________________________________________________________

Подвижные заряды _________________________________________________________________________

Электрический ток __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

За направление электрического тока _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Заполните таблицу

Виды источников

Преобразование энергии

Название источников тока

1.

Механические

Электрофорная машина, генератор.

2.

Тепловые

Термоэлемент.

3.

Световые

Фотоэлемент, солнечная батарея.

4.

Химические

Гальванический элемент, аккумулятор, батареи.

Сегодня на уроке я узнал, что…__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня на уроке я научился …__________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сегодня мне было интересно …__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не понравилось…__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§32, 36  учебника, вопросы к параграфам

Домашний проект «Сделай батарейку»

Инструкция:

1.Возьмите 5 желтых монет по 10 копеек и 5 белых монет по 5 копеек. (Они примерно одинаковые по величине, а сделаны из разных сплавов).

2.Расположите их столбом друг на друга поочередно, а между ними положите кусочки газетной бумаги, смоченной в крепком растворе поваренной соли.

3.Возьмите столб мокрыми пальцами за концы, и вы почувствуете слабый электрический удар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Урок физики в 8-м классе по программе курса физики в средней общеобразовательной школе по учебнику А.В. Пёрышкина. Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока».

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока.  Амперметр. Измерение силы тока».Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.  На уроке вводится понятие  сил...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...