Доклад Пещеркиной Валентины Валентиновны на ГМО физиков «Систематизация возможных ошибок на ЕГЭ по физике, выявленных в ходе подготовки к ЕГЭ». Апрель – май 2016г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (11 класс) на тему

Автор представляет в своём докладе перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике, и соответствующие им типичные  ошибки учащихся.

Данный материал систематезирован и позволяет обратить внимание учащихся на возможные ошибки, а значит избежать их на экзамене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад Пещеркиной Валентины Валентиновны на ГМО физиков «Систематизация возможных ошибок на ЕГЭ по физике, выявленных в ходе подготовки к ЕГЭ».   Апрель – май 2016г.

При тестировании учащихся в ходе подготовки к ЕГЭ были выявлены следующие типичные ошибки:

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике

1.1.5 Равномерное прямолинейное движение

1.1.7 Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Возможные ошибки учащихся.

Возможны ошибки в знаках проекций

 

Учащиеся часто используют готовые формулы для дальности полёта и высоты подъёма тела, но проверка элементов содержания подразумевает вывод данных формул. Иногда эксперты оценивали подобные решения максимальным баллом, что ошибочно.

1.1.8 Движение точки по окружности.

1.1.9 Твёрдое тело. Поступательное и вращательное движение твёрдого тела.

1.2.1 Инерциальные системы. Законы Ньютона

1.2.6    Закон всемирного тяготения      

1.2.7 Движение небесных тел и их ИС.

1.2.8   Сила упругости

1.2.9   Сила трения

1.3.1 Момент силы

1.3.2  Условие равновесия твёрдого тела.

1.33 Закон Паскаля.

1.34 Давление в жидкости.

1.35 Закон Архимеда

1.4.1 Импульс материальной точки

1.4.2 Импульс системы тел.

1.4.3 Закон сохранения и изменения импульса.

1.4.4 Работа силы.

1.4.5 Мощность силы.

1.4.6 Кинетическая энергии.

1.4.7 Потенциальная энергия.

1.4.8 Закон изменения и сохранения механической энергии.

1.5.1 Гармонические колебания.

1.5.2 период и частота колебаний.

1.5.3 Вынужденные колебания. Резонанс.

1.5.4 Продольные и поперечные волны.

1.5.5 Звук. Скорость звука.

3.1.2 Взаимодействие зарядов. Точечные заряды. Закон Кулона.

3.1.4 Напряжённость электрического поля

3.1.9 Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Электроёмкость плоского конденсатора

3.1.10 Параллельное соединение конденсаторов.

Последовательное соединение конденсаторов

3.1.11 Энергия заряженного конденсатора.

3.2.5 Источники тока. ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

3.3.3 Сила Ампера, её направление и величина.

3.3.4 Сила Лоренца, её направление и величина.

3.5.6 Шкала электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту.

3.6.7 Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой.

3.6.8 Ход луча, прошедшего линзу под произвольным углом к её главной оптической оси.

3.6.11 Дифракция света. Дифракционная решётка.

4.2 Энергия свободной частицы.

5.2.2 Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой.

 В элементе не отражено понятие тангенциального ускорения, а в задачах встречается понятие полного ускорения, равного векторной сумме нормального и тангенциального ускорений. Задачи именно с таким элементом вызывают сложности у учащихся и приводят у ошибкам.

   

 Возможны ошибки в подсчёте равнодействующей силы, вместо векторной суммы могут посчитать как алгебраическую сумму всех сил.

Возможны математические ошибки при проверке этого элемента в части №1

Учащиеся часто используют готовую формулу для первой космической скорости, но проверка элементов содержания подразумевает вывод данной формулы.

Возможны ошибки на невнимательность. Например, к грузу добавили ещё два груза, при этом сила упругости увеличилась в 3 раза.

Ошибки учащихся возможны в задачах, в которых учащийся при подсчёте силы трения сначала должен понять, покоится тело или движется, так как подсчёт силы трения для этих случаев различен.Ошибки возможны в задачах на равновесие тела на наклонной плоскости, когда учащийся неправильно определяет направление действия силы трения покоя.

Возможны ошибки учащихся в нахождении плеча силы, проекции силы.

Возможны ошибки в нахождении точки приложения силы Архимеда и в формуле для расчёта силы Архимеда при условии плавания тела на границе раздела двух различных несмешивающихся жидкостей.

Чаще встречаются ошибки учащихся в задачах на быстро протекающие процессы, где необходимо после применения закона сохранения импульса в векторном виде применить теорему косинусов для подсчёта модулей импульсов.

Незнание некоторыми учащимися, в какую сторону после абсолютно упругого удара о неподвижный шар будет двигаться налетающий шар  в зависимости от соотношения их масс, часто приводит к ошибке.

Часто в задачах на применение закона  сохранения механической энергии учащиеся «забывают» показать равенство нулю работы силы реакции опоры или других неконсервативных сил (например, тело удерживают), а также выбрать нулевой уровень отсчёта потенциальной энергии.

Ошибки при выборе закона sin или cos в зависимости от начальных условий колебаний. Ошибаются в нахождении периода колебаний и амплитуды физической величины, изменения которой в зависимости от времени приводятся в таблице или заданы графически.

Часто вызывает трудность применение закона сохранения полной энергии с учётом работы сил трения.

Ошибки случаются чаще при вычислении равнодействующей кулоновских сил или результирующей напряжённости, когда нужно величины складывать векторно, а для нахождения модуля требуется применение теоремы косинусов.

Ошибаются в задачах, где заряженный конденсатор замыкают на незаряженный, пытаясь применить закон сохранения энергии для контура без учёта потерь энергии.

В задачах, где конденсатор, подключённый к источнику, был закорочен идеальной катушкой, некоторые учащиеся ошибочно полагали, что происходит зарядка конденсатора.

В задачах с источниками, ключами, катушками, конденсаторами, применяя закон сохранения энергии, «забывают» о работе сторонних сил.

В формулу Ампера ошибочно подставляют угол наклона плоскости, по которому скользит проводник

Часто учащиеся ошибаются при определении направления силы Лоренца, действующей на электрон, применяя правило левой руки и не изменяя направление при этом.

Путают, у какого цвета  больше частота, а у какого длина волны.

Возможны ошибки в применении правила знаков в формуле тонкой линзы.

Геометрические ошибки в задачах , в которых строят ход  лучей в призме, в системе линз.

При нахождении наибольшего порядка дифракционного максимума ошибочно округляют до целого числа в сторону увеличения.

Ошибочно применяют для расчёта релятивистской кинетической энергии частицы формулу кинетической энергии из классической механики.

В задачах на применение постулатов Бора некоторые учащиеся работали только с частотами, не пояснив, откуда появились эти формулы.

При подготовке учащихся к ЕГЭ следует учитывать возможные ошибки и предупреждать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»

1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Систематизация и обобщение знаний на уроках физики.

Из опыта работы учителя физики Хамитовой Г.Д....

Систематизация действий по формированию УУД по физике

Сообщение «Систематизация  действий по формированию УУД по физике»...

Методическая разработка по физике Систематизация знаний учащихся в СИ, перевод единиц измерения физических величин

Много ошибок связано с плохим усвоением единиц физических величин. Причина, по - видимому заключается  в том, что в школе учащиеся знакомятся с единицами измерения физических величин постепенно, ...