урок по теме "Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Рысина Елена Аркадьевна

Урок по физике для * класса по теме "Плавление и отвердевание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavlenie_i_otverdevantsor_issledovanie.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ( C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦОР, )

на тему «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание».

Предмет физика

1 . Цель  урока: 1) создать условия для изучения особенностей  различных агрегатных состояний вещества и  физического явления  плавления  и  отвердевания ; 2)создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно обобщать полученные данные, высказывать гипотезу, проводить  эксперимент и делать выводы; 3)развивать умения представлять результаты измерений с помощью таблиц и графиков.

2. Задачи:

- обучающие: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, температура плавления и кристаллизации, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость - твердое тело.

-развивающие:  формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом разными способами материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.

-воспитательные: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе,

3. Тип урока: введение нового материала с использованием ЭОР НП и  самостоятельной деятельности учащихся

4.Формы работы учащихся: использование ЦОР, физический  эксперимент, метод исследования, фронтальная беседа, фронтальный опрос, работа в парах.

5.Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, для учащихся: калориметр, термометр, часы, сосуд со льдом

6.Структура и ход  урока

Структура урока

1.Организационный момент (2 мин).

2.Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация (2 мин). 

3.Актуализация опорных знаний (3 мин).

4.Освоение нового материала (14 мин).

5.Фронтальный эксперимент (10 мин).

6.Закрепление и контроль знаний (10 мин)

7.Подведение итогов, рефлексия. Информация о домашнем задании (2 мин).

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация

Целью нашего занятие является изучение  физических особенностей различных агрегатных состояний вещества, процессов  плавления и отвердевания, особенностей фазового перехода жидкость - твердое тело.

 3.Актуализация опорных знаний

 Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях - в твёрдом, жидком, газообразном.

         Послушайте загадку (В это время ребята смотрят фильм из  ресурса ЦОР)

  Фазовые переходы №133843

                         Я и туча, и туман,

                         И ручей, и океан,

                         И летаю, и бегу,

                         И стеклянной быть могу!        

О каком веществе идёт речь?

В каких агрегатных состояниях находится вещество? Ответ поясните фразами из загадки.

Из чего состоит вещество? Различаются ли молекулы одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

В результате беседы делается обобщение: возможна  такая ситуация, когда при некоторых температурах  вещество одновременно может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.

4.Освоение новых знаний

Беседа по вопросам

Что  отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?

Каковы особенности молекулярного строения  газов, жидкостей и твёрдых тел?

Сравните кинетическую энергию молекул воды, пара и льда, находящихся при температуре 00С. Сравните потенциальную энергию молекул воды, пара льда, находящихся при температуре 00С.

Использование ЦОР и-модуля страница 1,2,3,6  (особенности строения газов, жидкостей и твёрдых тел, соотношения энергий молекул вещества)

Агрегатные состояния вещества №48247

Учащиеся записывают схему 1. Формулирует  вывод.

Схема 1

 

Вывод:

  1. Фазовый переход – переход системы из одного агрегатного состояния в другое.
  2. Реализация того или иного агрегатного состояния вещества зависит от соотношения кинетической и потенциальной энергии молекул, входящих в его состав.

Первичная проверка знаний

Работа с тренажером, учащиеся отвечают на вопросы теста(№1,2). Использование ЦОР.

Агрегатные состояния вещества   №205991

 Рассмотрим более подробно, как происходит процесс плавления и отвердевания. Ваш жизненный опыт  позволит вам самостоятельно понять, что  представляет собой процесс плавления и отвердевания кристаллических тел и выяснить,  как происходит плавление и отвердевание на основе знаний о строении вещества.  

Применение ЦОР для  изучения темы «Плавление и отвердевание кристаллических тел». Объяснение сопровождается демонстрацией слайдов 2-7 ресурса  №.205981.  (Определение процесса плавления, отвердевания, объяснение этих процессов с точки зрения МКТ, определение температуры плавления, температуры отвердевания, график плавления и отвердевания кристаллических тел)

Плавление и отвердевание кристаллических тел  ресурс №205981.  

5. Фронтального эксперимента «Наблюдение за таянием льда»

Оборудование: стакан с маленькими кусочками льда, калориметр, часы, термометр.

Выполнение работы:

Поместите,  примерно, 80 г толчёного льда во внутренний стакан  калориметра. Опускают в него термометр. Наблюдайте за температурой тающего льда. Руководя проведением фронтального эксперимента, необходимо обращать внимание учеников на постоянство температуры смеси при плавлении льда, пока лёд полностью не растает. По ходу эксперимента заполните таблицу 1.

Таблица 1

Время, мин

0

2

4

Температура 0С

По результатам эксперимента постройте график.

3.Наблюдая за процессом нагревания и плавления, обсудите ответы на вопросы

а) Сформулируйте определения плавления  и отвердевания  вещества;

б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и  отвердевания кристаллических тел?

в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество?

г) Объясните процессы плавления  и отвердевания на основе знаний о строении вещества.

д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании?

4. Сравните график, построенный по результатам опыта и график  на слайде 7 ресурса №205981  (иллюстрация графика)

«Плавление и отвердевание кристаллических тел» ресурс №205981

Агрегатные состояния воды  ресурса  №1338552  

6. Закрепление и контроль знаний

3адание 1. Выполните тест (фронтальная работа) Использование  ЦОР 

Плавление и отвердевание кристаллических тел   №205992,

Задание 2. Запишите в тетрадь ответы на вопросы теста. (Использование  ЦОР ресурс №69485)

График плавления и отвердевания олова №69485

На графике показано изменение состояния лёгкоплавкого олова. Определите состояние вещества на участке и укажите соответствующие температуры.

1) Определите состояние вещества на участке ВС и укажите соответствующие температуры.

2) Определите состояние вещества на участке СD и укажите соответствующие температуры.

3) Определите состояние вещества на участке DЕ и укажите соответствующие температуры.

4) Определите состояние вещества на участке EF и укажите соответствующие температуры.

5) Определите состояние вещества на участке EG и укажите соответствующие температуры.

6) Определите, на каких участках тепло выделяется, а на каких поглощается.

Заполните таблицу 2.

Таблица 2

Выделение тепла

Поглощение  тепла

АВ

ВС

СD

EF

EG

(если урок проходит в компьютерном классе, то работают с тренажером индивидуально)

7.Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание

Учащиеся оценивают свою работу, выставляют отметки в лист самоконтроля, анализируя причины своих успехов и неудач.

Лист самоконтроля сдают учителю, для выставления отметок в журнал.

Домашнее задание

П.13, 14, упр. 7 (устно) на стр. 33

Проведите эксперимент «Наблюдение за отвердеванием воды». Самостоятельно составьте план проведения эксперимента. По результатам эксперимента постройте график. Задание для желающих)

                   


Литература и электронные издания

1.Пёрышкин А.В. «Физика -8 класс» , М.Дрофа, 2006 г

2. Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2005

3. Минькова Р.Д., Панаиоти Е.Н. Тематическое и поурочное планирование по физике (к учебнику  Пёрышкина А.В. «Физика 8»), Москва «Экзамен», 2004

4. ФЦИОР www.fcior.edu.ru 

5. ЕК ЦОР school-collection.edu.ru

                                 Приложение к Плану-конспекту урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

-

Организует работу учащихся

Организация работы

2

2

Подготовка к усвоению нового материала. Мотивация

-

Постановка цели для учителя и учащихся

Постановка цели для учащихся

2

3

Актуализация опорных знаний

1.Фазовые переходы

№133843

Ставит проблемный вопрос, сопровождая демонстрацией фильма

Наблюдают, отвечают на вопросы

3

4

Освоение нового материала

2.Агрегатные состояния вещества   №48247

3.Агрегатные состояния вещества №205991

4.Плавление и отвердевание кристаллических тел №205981.  

Объясняет, задаёт вопросы, сопровождая иллюстрацией

Первичная проверка

Объясняет, задаёт вопросы, сопровождая иллюстрацией

Наблюдают, отвечают на вопросы, формулируют выводы

Отвечают на тест

Наблюдают, отвечают на вопросы, формулируют выводы

14

5

Фронтальный эксперимент

4.Плавление и отвердевание кристаллических тел №205981.  

Организует эксперимент, проводит инструктаж, иллюстрирует график

Проводят эксперимент, сравнивают результаты

10

6

Закрепление и контроль знаний

6.Плавление и отвердевание кристаллических тел  

7.График плавления и отвердевания олова

№69485

Организует закрепление знаний

Контроль знаний

Выполняют тест

Отвечают на вопросы, выполняют тест

10

7

Подведение итогов, рефлексия. Информация о домашнем задании

8.Определение температуры плавления в капилляре.

Подводит итоги, выставляет оценки, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Подводят итоги, знакомятся с инструкцией эксперимента

2

            ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Фазовые переходы

№133843

мультимедиа

фильм

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69c7c37e-eb55-4c7a-2ad5-2449d9549c14/00144676746987409.htm

Агрегатные состояния вещества   №48247

И-модуль

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/14130/agregatnye-sostoyaniya-veshestva.html

Агрегатные состояния вещества №205991

Тест, интерактивное задание

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5274-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Плавление и отвердевание кристаллических тел №205981.  

Интерактивное задание

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf

Агрегатные состояния воды №1338552

мультимедиа

видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644fda5c-fa87-0742-5447-ca1c13f52ec6/00144676669092274.htm

Плавление и отвердевание кристаллических тел   №205992,

Тест интерактивное задание

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5275-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

График плавления и отвердевания олова

№69485

П-модуль

тест

http://www.fcior.edu.ru/card/11340/grafiki-plavleniya-i-otverdevaniya-olova.html

Определение температуры плавления в капилляре. Тренажер

П-модуль

иллюстрация

http://www.fcior.edu.ru/card/3607/opredelenie-temperatury-plavleniya-v-kapillyare-trenazher.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики "Агрегатные состояния вещества"

Разработка урока физики по теме "Агрегатные состояния вещества" в 8 классе. Урок обобщения и систематизации знаний. УМК: С.В. Громов, Н.А. Родина....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

Урок разработан в виде деловой игры с сохранением основных этапов урока....

Урок соревнование "Агрегатные состояния вещества"

Повторительно- обощающий урок по теме "Агрегатные состояния вещества". Урок с использованием игровой технологии....

Презентация к уроку "Изменение агрегатных состояний вещества"

На уроке рассматриваются сразу все фазовые переходы....

Презентация к уроку по теме "СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА",5 класс. Курс "Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание"

Данная презентация может использоваться на уроках естествознания в 5-6 класах, как вспомогательный материал, обеспечивающий визуализацию поданного материала. Это способстует лучему усвоению материала....

Конспект урока: "Характеристика твердого состояния вещества."

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и свойствами твердых тел, деформацией, ее видами и характеристиками, тепловым расширением твердых тел....

презентация 7 класс Урок № 9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел"

поэтапная структура урока 7класс урок №9 "Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей  и твердых тел"...