Технологическая карта урока физики 9 класса «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»
учебно-методический материал по физике (9 класс) по теме

Технологическая карта урока физика 9 класс «Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики» с межпредметными связями по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikiforovp.tehn_.karta_uroka_fiziki9kl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Никифоров Павел Владимирович, учитель физики МБОУ «СОШ № 10»  города Славгорода Алтайского края

УМК

Учебник физики 9 класс. А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник ( 2014г).

Тема

«Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики»

Предмет

физика

Класс

9

Тип урока

усвоение новых знаний

Технология построения урока

технология  развития критического мышления

Цели

для учителя

-создать условия для получения новых знаний через использование технологии развития критического мышления;

- познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое колеблющееся тело является источником звука,

-сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой и неживой природе

-развивать исследовательские навыки учащихся через виртуальный эксперимент

 - воспитывать у учащихся уверенность в познаваемости окружающего мира.

для ученика

-познакомиться с источники звука и его характеристиками,     

-развивать умение самостоятельно получать информацию;

- развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;
- высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать умение говорить, спорить,

доказывать, анализировать, делать выводы;

- работая с таблицами развивать умения сравнивать и критически оценивать содержание информации.

Основные термины, понятия

звуковые колебания, тембр, громкость, высота, амплитуда, частота, интенсивность звука

Межпредметные связи

Биология раздел «Человек»

Планируемые образовательные результаты

предметные

знание: знать характеристики звука;

понимание: обосновывать своё мнение; делать выводы в ходе рассуждений;

применение: уметь отбирать нужную информацию при составлении  таблицы;

анализ: анализировать информацию, совершенствовать речевую практику;

оценка: проводить самооценку по предложенным заданиям.

личностные: развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

- установление связи между целью деятельности и ее результатом;

-оценка собственной деятельности;

 метапредметные

Регулятивные УУД:

 -определять цель деятельности на уроке;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять познавательную рефлексию;

познавательные УУД:

 -  выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

- анализ учебного материала;

 - преобразовывать информацию из одного вида в другой.

коммуникативные УУД:

- учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;

- умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

-умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Образовательная среда урока

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Средства обучения

Параграф 30__ учебника (текст для изучения нового материала).

Пружинный маятник, математический маятник, камертон, различные предметы издающие звук, линейки металлические, правила написания синквейна, текст с заданием, справочные таблицы.

Технология изучения

Этапы урока, время

Методы, приёмы, формы

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Организационный момент

Психологический настрой: Учитель. Сегодня наш кабинет превратиться в маленькую исследовательскую лабораторию. Мы попытаемся провести небольшие, но самостоятельные открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Вы готовы? Тогда запишите дату в тетрадь. 

Записывают дату урока в тетрадь

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Стадия «Вызов»

Приём проблемного диалога

«Верите ли вы»

Прием ЗХУ

Актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации

Учитель. Тему урока вы определите сами, прочитав следующие строки М. Ивенсена «Музыка»:

«Послушай: музыка вокруг, она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зеленой тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень – песенкой без слов все на одной звенящей ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!»

 – Как вы думаете, о чем идет речь? (Правильно, о звуке).

Учитель. Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг.

Пытаются шептать клочки афиш,
Пытается кричать железо крыш,
И в трубах петь пытается вода,
И так мычат бессильно провода. (К.Я.Ваншенкин).

-Что представляет собой звук? Как его можно получить?  (Сам по себе звук не появляется, должен быть источник, т. е. колеблющееся тело).

– Какой будет тема урока? Верно: “Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики”. А цели?

-Значит, цель нашего урока – рассмотреть особенности возникновения звука; выяснить, в каких средах распространяется звук, и познакомиться с характеристиками звука.

-Реализацию цели начнём с выполнения задания. Верите ли вы, что:

-звук- это поперечная волна?

-звук - это продольная волна?

-всякое колеблющееся тело звучит?

-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?

-всякое звучащее тело колеблется?

- верите ли вы, что от колебаний может разрушиться мост?

-На какие вопросы вы уже знаете ответ? Заполните таблицу ЗХУ. В колонке «Знаю» напишите все, что вы знаете о звуке.

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

 

 

 

-Что бы вы еще хотели узнать о звуке? (запись в колонке «Хочу узнать»)

Учитель: Услышав какой-то звук, мы обычно можем установить, что он дошел до нас от какого-то источника. (Демонстрируются возникновение звуковых волн с помощью разных источников: постучать по столу, в ладоши, по полу).

Ученики высказывают свои мысли.

Учащиеся обдумывают какая тема данного урока может быть. Записывают тему в тетрадь.

В результате диалога формулируют цели урока:

- выяснить, что такое звук, какие источники звука существуют, от чего зависит громкость, тембр и высота звука.

 

Заполняют таблицу (запись в колонке «Знаю»)

Учащиеся обмениваются своими знаниями, проговаривая всё, что знают о звуке и всё то, что хотят узнать.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Коммуникативные:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

 самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

Стадия

«Осмысление»

Приём

«Инсерт»

Фронтальная беседа

Работа в паре

Физминутка

Эксперимент

Демонстрация слайдов

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Прием ЗХУ

Чтобы узнать какие тела являются источниками звука, я предлагаю вам  выполнить задание:

-Внимательно прочитайте текст §30 учебника  и карандашом на полях поставьте соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения.

«!» - знакомая информация

«+» - новая информация

«-» - думал иначе

«?» - непонятно

«!»

«+»

«-»

«?»

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текстов.

Что из того, что Вы узнали, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

На какие вопросы мы сегодня смогли ответить?

Учащимся  предлагается обсудить содержание своих таблиц в парах перед общей дискуссией в классе

А теперь самостоятельно заполните остальные колонки таблицы: “Хочу узнать” и “Узнал новое”.

Учитель: Переходим к следующему этапу урока и теперь уже, зная источники звука, познакомимся с их характеристиками. А поможет нам в этом эксперимент.

1) Извлечение  звуков  с помощью деревянного молоточка от ударов по камертонам.
2) Извлечение  звуков  от двух разных по размеру колокольчиков.
3)Извлечение  звуков  с помощью линейки или карандаша от банок разного размера, в которых налита вода до разных уровней.
4)Наблюдение зависимости периода колебаний пружинного маятника от его массы.

Учитель. Какие выводы можно сделать, проделав данные опыты?  Как вы думаете, почему Вы слышали звуки этих различных тел? Что общего было в том, что они начали звучать?

Учитель. Какие характеристики существуют у звука  и как они подразделяются? Слайды (1-7). После просмотра заполнить таблицу.

Величина

Обозначение

Единица измерения

Формула

Амплитуда

Период

Частота

Фаза

Циклическая частота

Длина волны

Скорость волны

Период колебаний

математического маятника

Период колебаний

пружинного маятника

Учитель. Вы справились со всеми заданиями, теперь обобщим полученную информацию.

Что было вам известно о звуке?

Что было новым для вас?

О чём думали иначе? Заполните графу «Узнал».

-Есть у нас ещё вопросы, на которые нужно найти ответ? Тогда давайте снова обратимся к суждениям в начале урока.

Как сейчас  ответите Вы?

Итак, ребята посмотрите, на все ли вопросы мы  ответили. А на вопрос урока? А сейчас подведем итоги нашего сегодняшнего урока  и   вернёмся к определению цели нашего урока. Достигли цели? 

Учитель. А сейчас проверим, как Вы усвоили новый материал.

Читают параграф 30 и на полях карандашом делают предложенные учителем пометки.

 После проработки текста заполняют таблицу

Обсуждают содержание своих таблиц в парах.

Учащиеся  предлагают  свои  варианты

Самостоятельная работа «Заполните таблицу».

Каждому ученику дается шаблон таблички, в верхней части которой ученик записывает свою фамилию. Работы собираются.

Заполняют таблицу "Знал. Хочу узнать. Узнал»

Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли и идеи в устной форме.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (работа с таблицей)

Познавательные: поиск, анализ, фиксирование и выделение необходимой информации из текста.

Регулятивные:

умение выполнять задание в соответствии с целью и планом

Коммуникативные: умение слушать товарища, обосновывать свое мнение и принимать совместное решение

Познавательные УУД:

 проводить анализ учебного материала

Регулятивные: Осуществление контроля и коррекции своей деятельности

Стадия «Рефлексия»

Домашнее задание

.

Приём ПМИ

Тест.

 1.Выберите правильный ответ:

а) всякое звучащее тело колеблется;

б) всякое колеблющееся тело звучит.

2. Какие колебания называют ультразвуковыми?

а) механические колебания, частоты которых выше 20000 Гц;

б) механические колебания с частотой выше 16 Гц;

в) механические колебания, частоты которых от 16 до 20000 Гц.

3. От каких величин зависит высота тона?

а) от амплитуды;

б) от частоты;

в) от громкости.

4. От чего зависит громкость звука?

а) от частоты колебаний;

б) от амплитуды колебаний;

-Сверьте свои ответы с «эталоном ответа» и выставьте себе оценку.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения.

Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью

таблицы ПМИ (недостатки, достоинства, перспективы)

  • П – «плюс», положительные черты, достоинства
  • М – «минус», отрицательные черты, недостатки
  • И – «интересно», возможности для развития

П.

 

М

 

И

 

Учитель объясняет сущность домашнего задания:

1 уровень – прочитать параграф, ответить на вопросы

2 уровень – составить тест из 10 вопросов

3 уровень – составить синквейн по изученной теме.

Спасибо за урок!

Новое осмысление информации, предложенной в начале урока.

Код ответов:

1а, 2а, 3б, 4б.

Записывают домашнее задание..

 Личностные: установление связи между целью деятельности и ее результатом; оценка собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

 осуществлять познавательную рефлексию;

выбор критерий оценивания работы;

оценка качества и  уровня усвоения;

  1. Источник информации:

Лопатченко И. Д. Конспект урока по Физике "Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука" 9 класс http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-fizike-istochniki-zvuka-zvukovie-kolebaniya-visota-tembr-i-gromkosty-zvuka-9-klass


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

9 класс Урок: Источники звука. Звуковые колебания.

Интегрированный урок физики, музыки и информатики.Цель урока:Познакомить учащихся с понятием "звук", характеристиками звука; научмит различать звуки по громкости, тембру, показать, как эти характерист...

Урок по физике Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука

Урок по физике для 9 класса по теме Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.Целью урока являются:Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое к...

Интегрированный урок (физика + биология) по теме "Источники звука. Звуковые колебания и волны".

Урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. На уроке учащиеся узнают, что является источником звука, что такое звуковые колебания, причины их возникновения и некоторые практические применения звука в н...

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»

Урок физики в 9 классе.                              Тема урока:«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики зв...