Технологическая карта изучения темы Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Технологическая карта изучения темы 
 Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx621.74 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: физика    Класс: 7    Тип урока: урок  «открытия» нового знания

Технологическая карта изучения темы

Тема урока №1.

§1-3       Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

Цели

Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формирование УУД:

- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения нового материала..

- Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, умение полно и точно выражать свои мысли.

- Познавательные УУД:  выделение и формулирование познавательной цели, умение структуировать знания, умение строить речевое высказывание, смысловое чтение,

Планируемый результат

Предметные:

Знать понятия: физика, физические явления, физические тела, материя, вещество.

Уметь объяснять, чем отличаются наблюдения от опытов, что такое гипотеза; приводить примеры мханических, оптических, звуковых, световых явлений.

Личностные: осознание важности изучения физики, проведения наблюдений, формирование познавательных интересов.

Метапредметные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу, способам решения новой задачи.

Основные понятия

Предмет физика, физические явления, физические тела, материя, вещество.

Ресурсы:

Учебник «Физика 7 кл» (А.В.Пёрышкин),  

 сборник задач по физике.

Оборудование:  1. Деревянный брусок, тележка, наклонная плоскость; лист бумаги.. 2. Лампочка, батарейка, ключ. 3. Магнит дугообразный, мелкие металлические и неметаллические предметы.4. Вогнутые и выпуклые линзы, листы с текстом. 5.Стакан с водой, ложка .                                                                                                                                                                        

ИКТ: презентация «Что изучает физика»

Таблицы:  нет

Рабочая тетрадь: нет

Демонстрации

1.Механическое движение. 2 Электрические явления..3. Магнитные явления.. 4.Оптические явления. 5.Звуковые явления.

Организация пространства

Фронтальная работа, самостоятельная работа с учебником

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

I. Мотивация к учебной деятель-ности

Цели:  выработка на личностно-значимом уровне внутренней готов-ности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Ознакомление с техникой безопасности в кабинете физики.

Проверка наличия учебников, тетрадей, сборников задач.

II.Формулирование темы урока, поста-новка цели

Цели:  постановка целей учебной деятельности и выбор способов их реализации

Выдвигают предположения о теме урока.

Осуществляют актуализацию личного опыта

Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока.

-Что такое физика?

-Что изучает физика?

III. Изучение нового материала

Цели:  

Взаимодействуют с учителем во время беседы во фронтальном режиме, участвуют в показе демонстраций.

Рассуждают, делают предположения.

Пытаются объяснить наблюдаемые явления.

Организует работу по наблюдению физических явлений, попытке их объяснить 

1. Из истории физики.

Учитель. Сегодня у нас  с вами очень необычная тема, т.к.на уроке произойдет ваше первое знакомство с удивительной и интересной наукой – ФИЗИКА.

 Учитель. Давайте подумаем о том, как можно изучать физику. Откуда появляются у человека знания? ( Ответы учащихся- многие  знания появляются из собственных повседневных наблюдений).  Источники физических знаний – наблюдения.  

Учитель. Именно с наблюдений и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции, такие как Аристотель, Архимед, Демокрит, в основном вели наблюдения. Из наблюдений они пытались установить закон, которому подчиняется то или иное наблюдаемое явление, и поставить знание установленного закона на службу человеку.

В начале XVII века итальянец Галилео Галилей ввел в практику опытный метод.

Опыт  обдумывание его результатов  рождение гипотезы  вновь проверка опытом  создание теории  применение на практике.

Учитель.  Изучение явлений – это достаточно долгий и тернистый путь – от гипотез, догадок, интуиции, наблюдений, через опыты к выводам. То есть источником физических знаний являются наблюдения и опыты.

Иногда звенья этой цепочки могут меняться местами.

Методы изучения физики:

  • Наблюдения
  • Опыты, эксперименты

Опыты в отличие от наблюдений проводят с какой-то целью. На природные наблюдения человек влиять не может.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Задача понять и объяснить мир без привлечения таинственных сил была впервые поставлена древними греками в период рабовладельческого строя. В Греции впервые появились профессиональные ученые и учителя: Платон, Фалес, Анаксимандр, Демокрит и многие другие, которые пытались понять и объяснить мир. Закономерности различных явлений подмечались, записывались и хранились в глубокой тайне. Систематизировал знания о мире один из величайших мыслителей древности Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Им было написано много работ, в том числе и книга (трактат) «ФИЗИКА» , physis (от греч.) – природа. Но под природой он понимал не естественную среду, окружающую человека, а скрытую от его чувств сущность вещей и событий. В русский язык это слово ввел в 18 веке М. В. Ломоносов, когда он издал в переводе с немецкого на русский первый в России учебник физики. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Изучение физики – это, в общем, бесконечный процесс, который можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.

Вопрос “почему?” - главный вопрос в физике. Задавайте его почаще себе, учителям, товарищам. Именно те, кого вопрос “почему” мучает всю жизнь, и становятся физиками.

Итак, приглашаю Вас, дорогие ребята, в захватывающий путь по исследованию простых явлений окружающего мира методами физической науки. Желаю успеха в постижении тайн мироздания, в раскрытии смысла понятий и законов физики!

Откройте тетради, запишите тему урока : “Что изучает физика. ”

Далее по ходу лекции учителя, учащиеся составляют опорный конспект (используя различный цвет шрифта).

Природа —> Физика —> Техника

Физика – это наука о наиболее простых и наиболее общих свойствах мира.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с различными изменениями, которые происходят в окружающем нас мире. В физике принято эти изменения называть – физическими явлениями или просто явления. Главная задача физики состоит в том, чтобы открывать различные закономерности, которые позволяют нам объяснить и объединить разные физические явления.

 Каким образом человек познает мир? Каким образом он исследует явления природы, получая научные знания о нем?

С самого рождения человек познает мир при помощи своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышечное чувство) и своей умственной деятельности. Самые первые знания человек получает из наблюдений за природой. И у вас уже имеются некоторые научные знания.

Проверим их.

Что произойдет с шариком, если его выпустить из рук? Откуда у вас проявились эти знания? С детства вы видели, что все предметы, выпущенные из рук, падают вниз, на землю. Проверим, на сколько вы наблюдательны.

Возьмем два шарика одинакового размера, но один пластмассовый, а другой стальной. Скажите, какой из этих шариков упадет на пол быстрее? Почему вы так решили? А как это проверить?

Оказывается не так просто ответить на этот вопрос.

«Доверять неразумным ощущениям – свойство грубых душ» Гераклит.

Чтобы получить правильные знания об этом движении нужно провести эксперимент – специально подготовленный опыт.

(провести опыт)

Оказывается, шарики упадут одновременно, независимо от их массы. К этому выводу впервые пришел итальянский ученый Галилео Галилей. Легенда рассказывает, что он для изучения вопроса о падении тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда шары, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный), которые с грохотом падали на землю. Наблюдая за их падением, он установил закон падения.

Физические законы основываются и проверяются на фактах, установленных опытным путем. Не менее важный способ познания – теоретическое описание явления. Физические теории позволяют объяснить известные явления и предсказать новые, еще не открытые. Например, Дж. Максвелл создавая теорию электромагнитного поля предсказал существование электромагнитных волн, которые были обнаружены спустя несколько лет другим ученым Герцем. Наблюдая за окружающим миром можно заметить, что со всеми телами происходят изменения: день сменяет ночь, снег тает, вы растете, кусок мела уменьшается. Изменения, происходящие с телами, называются физическими явлениями.

 Физические явления делятся на несколько видов.

2. Виды физических явлений:

1. механические;

2. электрические;

3. тепловые;

4. магнитные;

5. оптические;

6. звуковые

  • Механические (скатывание шарика по желобу, колебание математического маятника)
  • Электрические (действие электрофорной  машины, электризация султанов)
  • Тепловые ( кипение воды  и конденсация на стекле)
  • Звуковые (звучание камертона)
  • Магнитные( действие магнитов на железные опилки и получение магнитных спектров разных видов магнитов)
  • Световые (получение изображения свечи на экране при помощи линзы, демонстрация дисперсионного спектра)

(к каждому виду явлений показать опыт)

  • шарик скатывается по наклонному  желобу
  • звучит камертон
  • груз колеблется на пружине
  • колебание тела на нити
  • получение  различных  по размеру изображений свечи на экране
  • притяжение металлических опилок к магниту
  • картины магнитных линий  постоянного магнита
  • электризация  султанов и их взаимодействие
  • плавление свечи при ее нагревании

Учитель. При изучении физики мы будем разговаривать с  использованием специальных терминов. С ними будим знакомиться постепенно из урока в урок и очень скоро вы сможете сами самостоятельно постигать язык этой удивительной науки. Давайте познакомимся с некоторыми  терминами прямо сейчас.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Вещество - это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

Материя – это всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные и др.)

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами.

Физические величины -  это измеряемые свойства тел или явлений. Физические величины -   это объем, температура, время, площадь, скорость, масса. Физическую величину можно измерить, т.е. сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины. Каждая физическая величина измеряется в своих единицах. Например, единицей времени считается секунда, единицей длины – метр.

Физические приборы – это специальные устройства, которые предназначены для измерения физических величин и проведения опытов. Какие приборы вы знаете? Учащиеся приводят примеры: линейка, секундомер, термометр, барометр, весы (учитель показывает демонстрационные приборы, которыми оснащен кабинет физики).

  1. слайды 1-3, в тетрадь записывают выводы (физика – это…; физика изучает…)
  2. демонстрации: 1. Механическое движение (движение по наклонной плоскости тележки и деревянного бруска; уронить лист бумаги, затем скомкать его и снова уронить). 2 Электрические явления (собрать простейшую электрическую цепь с лампочкой, замыкать и размыкать цепь).3. Магнитные явления (с помощью магнита поднимать мелкие металлические и неметаллические предметы).4.Оптические явления (попытаться прочитать текст учебника с помощью выгнутой и вогнутой линз). 5.Звуковые явления (размешивать воду ложкой в стакане на весу и на столе).
  3. Слайды 4-8: виды физических явлений – запись схемы в тетрадь
  4. Слайды 9: связь физики с другими науками,
  5. Новые термины: тело и вещество. Объясните эти понятия.
  6. Слайды 10-11: понятие физического тела и вещества - запись в тетрадь.

IV. Закрепление  нового

Цель:  усвоение учащимися новых понятий, включение их в систему знаний

Читают текст.

Отвечают на вопросы.

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Анализирует ответы учащихся.

  1. Чтение вслух § 2. Беседа по вопросам к § 2.    
  1.  Что такое физика?
  2. Что изучает физика?
  3. Почему физику считают одной из основных наук о природе?
  4. Какие физические термины вам известны?
  5. Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

 По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

img1

V. Контролирующие задания

Цель: повторить и закрепить изученный материал, подготовить учащихся к изучению следующих разделов курса.

Выделяет существенную информацию по д/з .

  1. Устное решение задач из сборника задач: № 5,6,11,13,14.
  2. – Как мы получаем знания о явлениях природы?

- Чем отличаются наблюдения от опытов?

- Достаточно ли одних опытов для того, чтобы получить научные знания?

  1. Слайд 12: ученые-физики; какие еще фамилии ученых – физиков и их вклад в науку вам известны?
  2. Домашнее задание: внимательно прочитать §1-3, выучить выделенные определения

В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

1.

Тело

Вещество

Явление

 

 

 

2.

Механические явления

Тепловые явления

Звуковые явления

Электрические явления

Световые явления

Магнитные явления

 

 

 

 

 

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы, делают выводы. Выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

Организует обсуждение достижений. Предлагает определить уровень своих достижений, наметить  перспективы работы.

  1.  учащимся предлагается  выбрать окончания фраз:    

 Сегодня  я узнал…              Было интересно…           Было трудно…                     Я понял, что…                       Я научился…                  Меня удивило…

  1.    Слайд 13 – стих о физике

III. Проверка усвоения изученного материала

(Фронтальный опрос учащихся; предварительно учитель сообщает о разной степени сложности заданий и желает учащимся успехов в выполнении более высокого уровня сложности ; количество заданий можно сократить).

Начальный уровень

1. Приведите примеры тел, изготовленных из следующих веществ: дерева, бумаги, пластмассы.

2. Из каких веществ состоят следующие физические тела: книга, линейка, парта.

3. Назовите, какие физические тела могут быть сделаны из стекла, из резины, из пластмассы.

4. Какие из приведенных явлений являются механическими: движется автобус, плывет лодка, кипит вода.

5. Какие из приведенных явлений являются тепловыми: ученики греются у костра, Солнце нагревает крышу дома, летит мяч.

Средний уровень

1. Укажите, что относится к понятию “физическое тело”, а что к понятию “вещество”: автобус, трамвай, медь, мел, мед, очки.

2. Какое из приведенных ниже слов обозначает физическую величину: алюминий, длина, килограмм, термометр, Земля.

3. Какое из приведенных ниже слов обозначает единицу физической величины: объем, температура, плавление, метр, скорость.

4. Назовите из приведенных ниже явлений только физические: таяние снега, кипение воды, гниение картофеля, выпадение снега, почернение серебряной монеты.

5. Какими основными физическими явлениями сопровождается выстрел из пушки?

Достаточный уровень

1. В двух бидонах находилось молоко. В одном из них молоко скисло, а в другом отстоялись сливки. В каком из бидонов произошло физическое явление? Какое?

2. Мальчики во время похода попали в грозу. Они обратили внимание на то, что гром слышен всегда после удара молнии. Какое предположение можно сделать на основе этих наблюдений?

http://www.stendy-vsem.com/image/data/shkolnye/fizika-tehnika-bezopasnosti.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины

Первй урок физики - особенный урок. Нужно решить много дидактических задач: объяснить детям, чем отличается физика от других наук; дать понять, какое место занимает физика среди других наук; ввести те...

Технологическая карта изучения темы «Зачем изучать английский язык?»

Материал представляет собой разработку урока к УМК  М.З. Б иболетовой  "Английский с удовольсьвием" 7 класс  по теме "Зачем изучать английский язык?"...

Первый урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты"

Цели урока:Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса.Определить место физики как науки в системе школьных дисциплин.Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физическ...

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты...

Что изучает физика. Некоторые физические термины

Методическая разработка по физике к учебнику «Физика. 7 класс. Перышкин А.В.»...

Конспект урока по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины."

Конспект урока по теме: "Что изучает физика. Некоторые физические термины." 7 класс...

Презентация к уроку: "Что изучает физика. Некоторые физические термины."

Презентация к уроку: "Что изучает физика. Некоторые физические термины." 7 класс....