План-конспект урока "Два рода электрических зарядов"
методическая разработка по физике на тему

В данном план-конспекте представлен ход проведения урока по теме "Два рода электрических зарядов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plan_2_roda_el_zaryadov.docx688.84 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока «Два рода электрических зарядов»

Пустой слайд

Оно несет нам свет, тепло,

Компьютер, видео включает.

Комфортно с ним, но без него

Удобство мигом исчезает.

(Электричество)

О происхождении этого слова узнаем позже.

На столах карточки желтого цвета «Эксперимент №1».

Оборудование для проведения экспериментов имеется . Работаем с ними. И делаем вывод. Обратите внимание: вывод должен быть один для всей серии экспериментов.

(Обсуждение результатов с учащимися)

Вывод: Все предметы различного химсостава притягиваются к заряженной пластмассовой линейке.

Следующий слайд

История развития электричества начинается с Фалеса Милетского, древнегреческого ученого.

Вначале свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев), от названия которого произошло слово «электричество»,  так как с греческого  elektron  -  янтарь.  

Способность тела притягивать другие тела после трения стали называть Электризация.

Мы подошли к теме нашего урока.

Как она звучит?

(Электризация)

Следующий слайд

Верно. Электризация. Но это еще не полная тема нашего урока. Сформулируем ее плоностью позже.

После Милетского долгое время не говорили об электризации.

Следующий слайд

Лишь в начале 17 века английский ученый Уильям Гильберт выяснил, что при трении могут электризоваться не только янтарь, но и многие другие  вещества: алмаз, сапфир, сургуч, и что притягивают они не только пушинки, но и металлы, дерево, воду, масло …

Посмотрим это на опыте.

Опыты учителя:

Опыт №1. Притяжение к наэлектризованной стекляной палочке листьев живого цветка.

Опыт№2.  Отклонение струйки воды от наэлектризованой эбонитовой палочки.

А теперь проделайте опыты Вы.

Опыты учащихся:

Опыт №1. На открытую бутылку ложат деревянную линейку и подносят к ней наэлектризованную пластмассовую линейку.

Опыт №2. Притяжение мелких  кусочков бумаги к наэлектризованной ручке.

И вот именно этот ученый задумался над тем, а как можно обнаружить это явление и изобрел прибор электроскоп.  (от греческих слов «электрон» и skopeo – наблюдать, обнаруживать )

Показываем прибор Электроскоп.

Изобретен в 1600 году Уильямом Гильбертом. Усовершенствован российским ученым Георгом Рихманом (1711-1753 гг.).

Итак, используем прибор в работе.

Посмотрим, как можно назлектризовать тело.

Опыты проводит учитель.

Опыт 1. Стекляную палочку натираем газетой. Подносим к электроскопу.

Опыт 2. Заряд от стекляной палочки передаем электроскопу.

Итак, можно по-разному наэлектризовать тела.

Следующий слайд

Следующий слайд

Одним из этапов развития учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике. Он постороил первую электростатическую машину, основанную на трении.

Опыт э электрофорной машиной и султанами. (притяжение разноименных и отталкивание одноименных).

Что наблюдаем: притяжение, отталкивание.

Впервы эти явления пронаблюдал именно Отто фон Герике.

На столах карточки зеленого цвета «Эксперимент №2».

Оборудование для проведения экспериментов имеется . Работаем с ними. И делаем выводы. Обратите внимание: выводы,  значит их несколько для всей серии экспериментов.

(Обсуждение результатов с учащимися)

Вывод:в природе существует два вида электрических зарядов.

Тела имеющие электрические заряды одинакового знака отталкиваются, а разного – притягиваются.

Чем больше заряд тел, тем интенсивнее взаимодействие.

Следующий слайд

Французский физик Шарль Дюфе изучая взаимодействие наэлектризованных тел, заметил, что в одних случаях наэлектризованные тела взаимно притягиваются, а в других — отталкиваются. Объяснил это явление тем, что существуют два рода электричества — «стеклянное» и «смоляное». Тела, заряженные электричеством одного рода, взаимно отталкиваются, а при разноименных - притягиваются…

Следующий слайд

Именно Бенджамин Франклин, американский ученый, назвал «стеклянное» электричество положительным, а «смоляное» — отрицательным. И в 1747 году он ввел представление о положительном и отрицательном зарядах.

Заряд, который образуется на стекляной палочке, потертой о шелк – назвали положительным.

Заряд, который образуется на эбонитовой палочке, потертой о мех – назвали отрицательным.

Названия эти относительные, ученые просто договорились из так называть.

Итак, теперь мы сможем полностью сформулировать тему нашего урока.

Ответ учащихся

Следующий слайд

А теперь дадим определение, что же такое электризация?

Ответ учащихся.

Следующий слайд

Что же происходит при электризации?

Ответ учащихся

Электроны с одного тела переходят к другому.

Далее видеофрагмент модель

Введем определение электрического заряда.

Ответ учащихся

Следующий слайд

Положительный заряд обозначают +, отрицательный -.

Теперь мы с вами можем сформулировать свойства тел, имеющих заряды.

Ответ учащихся

Следующий слайд

А теперь ребята, подумаем: какова была цель нашего урока?

Ответы учащихся

Цель урока

1. Познакомить с явлением электризации, выявить механизм.

2. Установить, что есть два типа заряда и сформулировать свойства заряженных тел.

Урок хочу закончить урок  словамиИсаака Ньютона (1643-1727): Сделал что мог, пусть другие сделают лучше. А вам хочу предложить общими силами составить синквейн по нашему уроку.

Итак … УРОК

Интересный, полезный.

Экспериментировали. Думали. Работали.

Много нового узнали.

Сотрудничали.

Следующий слайд

Следующий слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-лаборатория на тему "Электризация. Два рода электрических зарядов" Учитель физики Бейбулатова Е.А.

Урок изучения новаго материала с использованием дальтон-лаборатории....

Электризация тел. Два рода электрического заряда.

Электризация тел.Два рода электрического заряда. Цели урока: образовательные: формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существов...

план- конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс

план -конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс к учебнику Перышкину А.В. с презентацией....

Электризация тел. Два рода электрического заряда.

Электризация тел. Два рода электрического заряда. Цели урока: образовательные:формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существова...

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....

Сценарий урока-лаборатории по физике в 8 классе по теме "Электризация тел. Два рода электрических зарядов"

Материал содержит презентацию к уроку, технологическую карту и приложения с карточками -заданиями и тексты дальтон-тестов....

Конспект урока физики по теме: Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов.

Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов....