Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.
статья по физике на тему

Редькина Тамара Германовна

Предметная неделя в школе и ее попенциал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redkinatg.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Центр электронного обучения

 Института развития образования

 Республики Татарстан

Итоговая  творческая работа

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

     Автор: Редькина Тамара Германовна учитель физики МАОУ «СОШ№15» г. Набережные Челны

                                                                                     

      

2016

1. Одаренные дети в  общеобразовательной школе

 Под одаренностью понимаем качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов,  в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Или тех детей, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Основные цели, задачи и принципы работы

образовательного учреждения с одаренными детьми

 Цель работы – это целевое комплексное развитие специальных способностей одаренных детей.

 Задачи:

- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

-  отслеживание развития одаренности каждого ребенка через создание и ведение банка данных;

-  создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого и морально-физического развития одаренных детей;

-  разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работу с одаренными детьми;

- создание условий для реализации одаренными детьми их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой и учебной деятельности;

- создание условий для комфортного развития и становления одаренного ребенка как социально адаптивной и социально ответственной личности.

Принципы:

- Не навреди! В работе с одаренными детьми необходимо в первую очередь определить сильные и слабые стороны каждого ребенка. Этот принцип особенно значим при построении индивидуальной траектории развития ребенка.               

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

- Принцип научности, согласно которому необходима хорошо организованная, эффективная и постоянно действующая система выявления одаренности, причем в этой работе должны быть задействованы не только дети, но и педагоги и родители.

Этот принцип реализуется через диагностико-статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого-педагогический инструментарий

- Принцип взаимодействия с семьей?

Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда будут иметь положительную динамику, когда школа и семья будут работать в тесном контакте.

Этот принцип реализуется через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Как правило, эту категорию родителей бывает не сложно привлечь к совместной работе, и отдача всегда ощутима. Поэтому необходимо проводить родительские лектории, собрания и тренинговые занятия, как для родителей, так и для родителей совместно с детьми и педагогами. 

- Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реалистичного представления о себе является важнейшим принципом работы. И это закономерно в свете того факта, что школьное детство является сенситивным периодом для формирования самооценки и уровня притязаний детей. Ребенок, имеющий представление о своих потенциальных и актуальных способностях, обретает еще больше возможностей для индивидуальной самореализации.

- Принцип доступности.

У большинства детей уже в раннем детстве проявляются способности достаточно широкого спектра. Важным аспектом психолого-педагогической работы является развитие ребенка как в направлении уже выявленных и реализуемых способностей, так и развитие других сторон специальной одаренности, и формирование новых качеств личности. Принцип доступности дает возможность ребенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

-  Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несовпадения его требований с темпами роста интересов сверстников.

- Принцип коммуникативности.

 Означает возможность общения детей разного возраста. Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад, организацию научного общества учащихся.

- Принцип сотрудничества, реализуемый через совместную продуктивную творческую деятельность, предполагает специальную подготовку педагогов к работе с одаренными детьми.   Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации педагогов, самообразование, методическую работу.

- Принцип «ближайшего» развития (Л. С. Выготский) предполагает обеспечение поступательного хода развития одаренного ребенка.

 Классификация детской одаренности

Для создания в школе комплексной системы работы с одаренными детьми мы рекомендуем использовать разработанную отечественными психологами классификацию детской одаренности, которая включает четыре основных вида одаренности.

- Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

- Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

- Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

- Потенциальная или скрытая одаренность - показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий

Психолого-педагогический инструментарий

диагностики детской одаренности

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми.  Таблица

диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности»1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект                                 Р. ФКсттелла (модификация CF2 А)2.

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

 

 2. Развитие одаренности детей через внеурочную деятельность

Каждый человек, а творец тем более, неповторим, но при всём индивидуальном своеобразии реальных проявлений креативности ФС существует   много черт, характерных для большинства творцов. Причем большинство из них проявляется в детстве. Среди этих свойств, есть такие, которые часто проявляются в поведении и деятельности. Знание этих особенностей необходимо для адекватного построения образовательного процесса.
Эти свойства выделяли и описывали не только психологи. Успех всегда был привлекателен, а потому первыми стали выделять особенности мышления и специфические поведенческие характеристики талантливых людей историки и биографы.
Большинство из них пришли к выводам о том, что в детстве у многих выдающихся людей чаще всего встречались такие характеристики:
- 90% из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремясь выделиться;
- 75% рано созрели, были не по годам развиты в умственном отношении, отличались нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
- почти 90 % были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
- по крайней мере, 75% были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью: они получали удовлетворение от своей работы.
Многие выдающиеся люди имели ряд личностных качеств, существенно отличавших их от других людей. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают
любознательность. Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, обычно называют оригинальностью мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от явлений одного класса к другим, называют гибкостью мышления. Высокий уровень «гибкости мышления» - явление редкое. Его наличие свидетельствует об исключительности характерной для одаренных детей. Ну и, конечно, ученые выделяют феноменальную память.
Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. И прекрасной возможностью для этого является
внеурочная деятельность.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
В нашу школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов.
Очень понравилось мне высказывание психолога Богоявленской: «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития».
Я согласна со многими психологами и учителями, которые говорят, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».
Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию.
Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. В нашей работе на занятиях внеурочной деятельностью создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.

Талантливые дети – ценность для общества, ими гордится школа, район. Они повышают уровень образовательного учреждения и по праву заслуживают особого внимания.
Каждая школа имеет свой опыт работы с одаренными, талантливыми детьми.
Далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. И очень многое зависит от семьи и школы.
Задача школы – поддержать ребёнка, развить его способности и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остаётся классный руководитель в основном звене и учитель начальной школы в начальной школе, так как именно они является тем звеном, которые соединяют всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, учеников, администрацию школы, общественные организации и т.д.).
Важно именно в школе выявить интересы детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе организуется внеурочная деятельность обучающихся. Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, развитие одаренности. Главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка.
Чтобы проводить внеурочную работу с обучающимися мы вначале выявила их интересы. Выявив интересы и любимые виды деятельности учеников, планируем занятия. Внеурочная деятельность осуществляется через посещение учениками кружков, секций, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, предметных неделях, научно – практических конференциях, социально – значимых делах и других классных и школьных мероприятиях. Мы знакомим родителей с организацией внеурочной деятельности, и они с интересом узнают об успехах своих детей. Не отрицая и не преувеличивая влияние внеурочной деятельности на развитие у обучающихся личностных качеств и ценностных отношений, необходимо избрать показатели, характеризующие продуктивность внеурочной деятельности, ими могут стать следующие:
- Знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий
внеурочной деятельностью;
- Достижения обучающихся в различных видах внеурочной деятельности;
- Желание учеников заниматься внеурочной деятельностью.

  3. Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

Факультативы. Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Театрализованные праздники. Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.  Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Предметные недели. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

 

План

проведения недели математики, информатики и физики

МАОУ «СОШ № 15» г Набережные Челны РТ

на 2015-2016 учебный год

ДАТА

МЕРОПРИЯТИЕ

МЕСТО

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

08.02.2016

Конкурс  газет  « МИФ вокруг нас».

актовый зал

Плохова ИН  

Конкурс «Кроссвордомания».  

301каб

Грук ВЮ

09.02.2016

Онлайн-конкурс «Лучший домашний эксперимент».  

группа вконтакт

Редькина ТГ

Конкурс творческих проектов: «Физика вокруг нас»

актовый зал

Редькина ТГ

10.02.2016

КВН  «МИФ  ассорти» (интегрированное мероприятие математика+ информатика + физика)

актовый зал

Плохова ИН  

Конкурс «Лучшая рабочая тетрадь по математике, физике, информатике»

каб 201, 310, 205

Никитина ГГ

Онлайн-конкурс «Физики и лирики».  

группа вконтакт

Редькина ТГ

11.02.2016

Кинолекторий  "Производство электроэнергии"

каб 201

Редькина ТГ

Викторина «Ох, уж эта энергия!»

актовый зал

Редькина ТГ

12.02.2016

Математическая эстафета

актовый зал

Никитина ГГ

Онлайн-конкурс задач «Мой город цифрах и фактах»

группа вконтакт

Никитина ГГ

13.02.2016

Физический футбол

зал хореографии

Грук ВЮ

Соревнование по шашкам и шахматам

актовый зал

Туктарова РМ

Вечер, итог недели

актовый зал

Редькина ТГ       Следь ИВ

4. Литература:

1 . Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 . Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3. Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4. Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

5. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

6. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

7. Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

8. Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Поиск, выявление и развитие одаренных детей в условиях ОУ""

Разработка мастер-класса для педагогов (текст мастер-класса, презентация). Идея может быть использована при проведении заседаний методических объединений....

«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».

Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...

Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей

Творческая работа, содержащая как теоретический так и практический материал по выявлению иразвитию одаренных детей на примере предметной недели по английскому языку...

Педагогический проект "Выявление и развитие одаренных детей, через вовлечение в изучение культурных традиций, ремесел родного края, используя проектную деятельность".

В проекте дано описание применения проектной деятельности учащихся при изучении традиционных народных промыслов Тамбовского края, как одного из эффективных методов обучения и развития творческой и исс...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Развитие способностей одаренных детей одно из наиболее приоритетных направлений работы  с обучающимися в свете современных требований к образованию. .В данной статье рассматриваются наиболее эффе...

Творческая работа по теме: Предметная неделя в школе как форма работы по выявлению и развитию одаренных детей.

Предметная неделя - это не только традиционное внеурочное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологически...

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ....