Решение задач при подготовке к ГИА по физике в математическом аспекте
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс) на тему

новожилова ольга анатольевна

В настоящее время проблема подготовки учащихся к ГИА очень актуальна. Пока решение этой проблемы связано с пробами, ошибками. Но тем этот период и интересен, поскольку заставляет учителя творить

Конечно, готовить учащихся к экзамену в форме ГИА каждый учитель физики начинает буквально с первых дней изучения своего предмета.
Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ГИА, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.
Обучая учащихся работать с тестами, учитель вкладывает в их головы мысль, что поиски ответов должны быть лишены всяческого угадывания. Каждое задание непременно должно быть решено на черновике перед выбором ответа. Овладевая навыками работы с тестами, учащиеся привыкают к такому виду контроля, и при сдаче ЕГЭ они находятся в привычной ситуации, что в свою очередь, помогает им добиться более высоких результатов.
Но одним применением тестовой технологии добиться успеха в ГИА невозможно.

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки.


Самое трудное в подготовке к  ГИА,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к гиа54.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Структурное подразделение

 кафедра естественнонаучных и математических дисциплин                                           

Решение задач при подготовке к ГИА по физике в математическом аспекте

Итоговая работа

Срок обучения с «12» сентября 2017 г. по «27» октября 2017 г.

Исполнитель:

Кадошникова Любовь Николаевна,

 учитель физики

МБОУ « Борисовская средняя

общеобразовательная школа»

Крапивинский район

Новожилова Ольга Анатольевна,

учитель физики

МАОУ «СОШ № 93»

г. Кемерово

(контактный телефон или адрес электронной почты)

Консультант:

Урванцева Лариса Дмитриевна,

методист кафедры ЕНиМД  

Кемерово 2017


Содержание

Введение…………………………………………………………………..

3

1. Структура заданий  ГИА по физике

5

2.Этапы решения качественных  задач при подготовке к ГИА  по физике

8

3.Этапы решения задач по физике в математическом аспекте

4. Рекомендации по решению задач по физике в математическом аспекте

13

19

Заключение………………………………………………………………..

21

Литература………………………………………………………………..

22

Приложения ………………………………………………………………

23

Введение

В настоящее время проблема подготовки учащихся к ГИА очень актуальна. Пока решение этой проблемы связано с пробами, ошибками. Но тем этот период и интересен, поскольку заставляет учителя творить

Конечно, готовить учащихся к экзамену в форме ГИА каждый учитель физики начинает буквально с первых дней изучения своего предмета.
Такая подготовка заключается в применении тестовой технологии для проверки качества знаний на различных этапах урока. Но это, скорее, настрой ученика на экзамен сначала в рамках ГИА, а затем и ЕГЭ, так как у учащихся вырабатываются умения работать с тестами: концентрировать внимание, актуализировать в нужный момент знания и навыки, умело распределять время выполнения работы.
Обучая учащихся работать с тестами, учитель вкладывает в их головы мысль, что поиски ответов должны быть лишены всяческого угадывания. Каждое задание непременно должно быть решено на черновике перед выбором ответа. Овладевая навыками работы с тестами, учащиеся привыкают к такому виду контроля, и при сдаче ЕГЭ они находятся в привычной ситуации, что в свою очередь, помогает им добиться более высоких результатов.
Но одним применением тестовой технологии добиться успеха в ГИА невозможно.

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики касается большого числа явлений и закономерностей. В отличие от большинства других школьных дисциплин естественно-научного цикла, физика требует высокого уровня математической подготовки.


Самое трудное в подготовке к  ГИА,— это как раз научиться решать физические задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.

1.Структура заданий   ГИА по физике

ГИА по физике в 2017-2018 году

Если открыть Демонстрационный вариант ГИА по физике 2017 года проект по физике 2018года, например, на официальном сайте ФИПИ, мы увидим, что количество заданий КИМ изменится в меньшую сторону: 26 против 27 в прошлые годы. Заданий с кратким ответом теперь больше – 8. Максимальное число баллов (40) за весь экзамен осталось без изменений, как и распределение баллов по модулям. Также уже известно, что по физике претерпят изменения критерии для оценивания заданий с развернутым ответом. Чтобы увидеть, что ждет на экзамене,

Сама экзаменационная работа ГИА по физике 2017 года и  2018 года состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание. Здесь на 20 заданий нужно ответить кратко, а на последнее – развернуто. Вторая часть – это 4 задания, на которые нужно дать максимально развернутый и подробный ответ. Это нужно для точного понимания проверяющим уровня подготовки ученика.

В каждом экзаменационном варианте в начале теста приведена таблица с полезными данными, которые пригодятся для решения заданий. Это таблицы с десятичными приставками и константами, а также таблица плотности, температура плавления и кипения различных веществ. Эти данные также можно использовать в решении задач.

Чтобы экзамен считался сданным, нужно переступить необходимое количество баллов. При этом в отличие от ЕГЭ, здесь баллы переводятся в оценки. Так, экзамен на тройку по физике можно сдать, набрав минимальные 10-19 баллов. Далее для четверки – 20 – 30 баллов, для оценки на «отлично» – 31 – 40 максимальных баллов.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 180 минут.

Экзамен проводится в кабинетах физики. При необходимости можно использовать другие кабинеты, в которых соблюдаются необходимые требования к обеспечению безопасного труда учащихся при выполнении экспериментальных заданий.

На экзамене присутствует специалист по физике, который проводит перед экзаменом инструктаж по технике безопасности и следит за соблюдением правил безопасного труда во время работы учащихся с лабораторным оборудованием.

На экзамене разрешается использовать непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование.

Экзамен в форме  ГИА имеет ряд существенных особенностей, которые нужно обязательно учитывать при подготовке. Но самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике.  Задания КИМов охватывают всю программу. Любой пробел в знаниях обернётся потерей баллов.  В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач, тщательно подобранных преподавателем с учётом особенностей каждого конкретного ученика.

В процессе преподавания курса физики и проведении тематического контроля знаний рекомендуется шире использовать тестовые задания, направленные на проверку всех содержательных особенностей изучаемого элемента знаний. Обращаю внимание на задания, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей, условий протекания различных опытов и явлений, а также их проявления в природе и применения в технических устройствах. Понимание учителем особенностей применения тестовой технологии становится насущной необходимостью, а умение грамотно проанализировать тестовые материалы – одним из важных профессиональных навыков.

  Тест по физике имеет большой объем и рассчитан на выполнение в течение определенного количества времени. Очень важно научиться правильно распределять время на экзамене. Желательно, сначала выполнить все те задания, которые для данного тестируемого являются легкими или знакомыми, а для этого необходимо научиться пропускать трудные задания. Затем в оставшееся время можно вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в соответствующие бланки. При выполнении заданий с выбором ответа необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в «ловушку» знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного ответа.

2. Этапы решения качественных  задач при подготовке к ГИА

Решаются качественные задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, графически и экспериментально. Математические действия над физическими формулами не производятся, но ссылки на них допускаются.  При  решении таких  задач по физике,  нужно стремиться к тому, чтобы анализ и синтез были неразрывно связаны между собой. Тогда можно говорить о едином аналитико-синтетическом методе решения физических  качественных задач.

Следует сразу сказать ребенку, о том, как будет оцениваться его ответ на экзамене. Максимальное количество баллов – 2. Если ученик правильно указал явление, описываемое в задаче, он получает 1 балл.

На следующем этапе решения задач можно начинать с определения явления, о котором идет речь в задаче. Здесь можно попробовать выделить с учащимися ключевые слова, которые указывают на данное явление.

Главная особенность качественной задачи состоит в том, что  внимание учащегося акцентируется на качественной стороне физических явлений, свойств тел, вещества, процессов и т.п.

Для решения качественной задачи можно применить  следующую схему решения простой качественной задачи:

  1. Чтение условия задачи. Анализ описанных в ней явлений.
  2. Вопрос задачи.
  3. Первая логическая посылка: данные условия задачи.
  4. Вторая логическая посылка: соответствующий физический закон, или определение, или свойство тел и т.п.
  5. Умозаключение: ответ на вопрос задачи.

Как видно из схемы, решение простой качественной задачи осуществляется пятью этапами:

  1. Знакомство с условием задачи (текст, чертеж, прибор и т.п.)
  2. Осознание условия задачи (анализ данных, введение дополнительных условий, уяснение вопроса задачи).
  3. Составление плана решения задачи (выбор и формулировка физического закона, соответствующего условию задачи, установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи).
  4. Осуществление плана решения задачи (синтез данных условия задачи с формулировкой закона, получение ответа на вопрос задачи).
  5. Проверка ответа.

При решении качественных задач применяются основанные на аналитико-синтетическом методе следующие три приема: эвристический, графический и экспериментальный. Они могут и сочетаться вместе, дополняя друг друга.

Эвристический прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимосвязанных целенаправленных качественных вопросов. Каждый из них имеет свое самостоятельное значение и решение и одновременно являются элементом решения всей задачи.

Графический прием состоит в составлении ответа на вопрос задачи на основании исследования графика функции, чертежа, схемы, рисунка, фотографии и т.п.

Экспериментальный прием заключается в получении ответа на вопрос качественной задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с ее условием.

При правильно поставленном опыте ответ получается быстро, он убедителен и нагляден.

На начальном этапе решения качественных задач лучше подсказать ученику информацию  о каком физическом явлении идет речь. Так после объяснения темы «конвекция» подбирается несколько качественных задач, в которых необходимо упомянуть данное явление или для объяснения использовать часть определения.

Например:

  • Где располагается спираль в электрочайнике?
  • Почему листья осины колеблются в безветренную погоду?
  • Какое самое холодное и теплое место в деревенском доме?

На втором этапе лучше перемешать задачи. Взять несколько явлений. Например: теплопроводность, конвекция, излучение. Теперь учащемуся необходимо самому определить явление, а затем объяснить решение задачи с применением названия явления и его определения.

  • Почему походная алюминиевая кружка обжигает чаем губы, а фарфоровая - нет?
  • Как нас в темноте находят комары?
  • Вам нужно как можно быстрее охладить кастрюлю с компотом. Куда следует поместить лед: под кастрюлю или на крышку кастрюли?

В качественной задаче ставится такой вопрос, ответ на который ученик должен составить сам, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике.

Рассмотрим пример решения качественной задачи: Одинаковы ли выталкивающие силы, действующие на один и тот же деревянный брусок, плавающий сначала в воде, а потом в керосине?

Ключевые слова: выталкивающая сила, плавающий.

Явление:  плавание тел.

Закон: условие плавания тел.

Решение: Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу вытесненной им жидкости. Тело плавает, если вес тела равен весу вытесненной им жидкости. Так как в обеих жидкостях один и тот же брусок плавает, то выталкивающие силы в них одинаковы. Последнее умозаключение (ответ на вопрос задачи) можно было сделать, синтезировав известный закон (о величине выталкивающей силы и условии плавания тела) и данные условия задачи (тело плавает в обеих жидкостях).

Для совершенствования методики выделения ключевых слов хорошо использовать работу с текстом. Подобное задание так же используется в ГИА по физике.               

Вопрос: Что является колебательной системой в ручных часах? Ответ поясните

Рекомендации к решению:

  1. Выделяем ключевое слово: колебательная система.
  2. Ищем в тексте ключевые слова , определяющие составные части колебательной системы: балансир.
  3. Выписываем полностью информацию о том, что представляет собой балансир (т.е. – колесико, к оси которого прикреплена спиральная пружина.) и как он работает, т.е. до конца последний абзац.

Решение сложной качественной задачи также осуществляется этими пятью этапами, но при знакомстве с условием задачи обращается внимание на конечную цель решения. При составлении плана решения задачи строится аналитическая цепь умозаключений, начинающаяся с вопроса задачи и оканчивающаяся данными ее условия.

На четвертом этапе составляется синтетическая цепь умозаключений, начинающаяся с формулировки соответствующих законов и оканчивающаяся ответом на вопрос задачи. Ответ можно проверить, сопоставив его с общими принципами физики (законами сохранения энергии, массы заряда и др.).

Более сложные качественные задачи удобно решать, используя метод ключевых ситуаций. Объясню все на примере раздела  «Электростатика».

В школьном курсе по теме «Электростатика» сотни  задач. Но если посмотреть на всё множество этих задач «с высоты птичьего полёта», то нетрудно заметить, что подавляющее их большинство группируются вокруг нескольких типичных учебных ситуаций, таких как:

  • перераспределение электрических зарядов;
  • взаимодействие заряженных и незаряженных тел;
  • конденсаторы;
  • заряженное тело в электростатическом поле.

Разбираем ключевую ситуацию учитывая, что

  • ключевые ситуации должны строится как своеобразные «точки удивления»;
  • ключевая задача должна быть как небольшое исследование;
  • фокус внимания — на том, что дано, а не на том, что надо найти;

Затем приступаем к решению тщательно подобранных  устных задач.

И последнее. Необходимо заранее продумать решение задач. Так как существуют задачи с несколькими абсолютно правильными решениями.

Пример: Деревянный брусок плавает на поверхности воды в миске. Миска покоится на поверхности Земли. Что произойдет с глубиной погружения бруска в воду, если миска будет стоять на полу лифта, который движется с ускорением, направленным вертикально вверх? Ответ поясните, используя физические закономерности.

Ответ: глубина погружения не изменится

Решение качественных задач это творческий процесс и хочется, чтобы он был доступен каждому учащемуся.

3. Этапы решения задач по физике в математическом аспекте

При подготовке учащихся к сдаче экзамена необходимо помнить, что успех выполнения теста зависит не только от прочности и глубины знаний по физике, но и от психологических аспектов подготовки выпускников к этому итоговому испытанию.

Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты. В процессе подготовки к экзамену необходимо предоставить учащимся возможность неоднократно выполнять тесты с записью результатов в аналогичные бланки ответов. Школьники должны научиться, например, решать на черновике задачи, экономя время. В этом случае на экзамене выпускники, хорошо знакомые с формой теста, не будут тратить время на чтение инструкций или допускать ошибки при перенесении ответов в соответствующие бланки.

При планировании учителем подготовки к экзаменам следует обратить внимание на обобщенный план экзаменационной работы, представленный в спецификации, определить соотношение вопросов по различным разделам школьного курса физики и в соответствии с этим распределять отведенное на повторение время.

Для каждой из тем целесообразно выделить следующие этапы:

- повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;

- самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем;

- решение типовых задач;

- тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований;

- обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;

- самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста.

Проблемы при подготовке к ГИА по физике:
1. Зачастую условия задач ученики прочитывают бегло, а поэтому понимают неправильно. Мешают невнимательное прочтение текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решенными ранее подобными задачами.
2. Выписывая результат верно решенной задачи, выпускник часто нарушает правила заполнения бланков ответов, при проверке компьютером они не засчитываются.
3. Бывает, что задача физически решена верно, но произведен неверный математический подсчет.
4. Многие считают, что задания второй части ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Поэтому школьники даже не пытаются приступать к их решению.
5. Выпускники устают после решения заданий первой части, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях второй части.

Самое трудное в подготовке к ГИА,— это как раз научиться решать физические задачи. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Всё это приходит с опытом. Задания, построенные на контексте описания опытов, выполняются существенно хуже, чем проверяющие аналогичные элементы содержания теоретические вопросы.
В процессе обучения необходимо использовать больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений, законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не может являться инструментом для формирования таких умений.
По всему видно, что при подготовке к итоговой аттестации следует сосредоточить внимание на обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, а также на выборе способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых результатов на правдоподобие. Следует сосредоточить особое внимание на формировании умения применять полученные знания в повседневной жизни и практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы. Подготовка к экзамену означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.
Для дифференциации наиболее подготовленных выпускников в ГИА используются, как правило, расчетные задачи с нетрадиционным контекстом (но несложные с точки зрения математических преобразований) или задачи, в которых в явном виде не задана физическая модель, которую можно использовать при решении.
Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки. Занятия проводятся таким образом: повторение основных тем, решений заданий по сборнику и проверка усвоения материала.
а) Повторение основных тем – это ежедневные 25-минутные повторения и отработки навыков конкретной темы, например «Прямолинейное равномерное движение», «Прямолинейное равноускоренное движение», «Законы Ньютона », подробно полностью повторяется теория, записываются примеры решения задач. Затем отбор заданий с объяснением ученика, и самостоятельная работа на 15-20 минут по данной рассмотренной теме. Домашнее задание дается по этой же теме и, конечно же, закрепление теории.
б) Выбираются задания из сборника «самые простые». Каждое задание записывается на доске, записывается его объяснение, объяснение проговаривается учителем. Ученик только слушает. После объяснения учителя, разбираются все непонятные моменты решения данного задания, и ученик записывает решения в тетрадь. Можно стереть с доски решение задания, чтобы ученики восстановили сами – здесь уже открывается поле творчества и изобретательности. А дальше проводится самостоятельная работа, задается домашнее задание и зачет лишь после того, как безошибочно справляется с заданиями.
в) Проверка усвоения материала проводится по нескольким вариантам. Работа по такой схеме достаточно эффективна.
Для решения расчетной задачи можно применить  следующую схему решения:
1.        Чтение условия задачи. Анализ описанных в ней явлений, законов.

2.        Вопрос задачи.

3.      Данные условия задачи.

4.        Определить соответствующий физический закон, выбрать формулу для расчета.

5.        Подстановка числовых значений, получения ответа на вопрос.

Успешное  выполнение расчетной задачи возможно лишь в том случае, если подготовка идет не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач. Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иных законов или теоретических положений, которые необходимы для решения.

№7.Механические явления (расчетная задача)

№10.Тепловые явления (расчетная задача)

№16 Электромагнитные явления (расчетная задача)

Задания 25 и 26 представляют собой задачи, для которых необходимо записать полное решение. Полное правильное решение задач должно включать запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу. При необходимости следует сделать рисунок, поясняющий решение.

Примеры заданий №25,26

№25.Вагон массой 20 т, движущийся по горизонтальному пути со скоростью 2 м/с, сталкивается с другим вагоном  такой же массы, движущимся ему на встречу со скоростью 1 м/с, и автоматически с ним сцепляется. Какой путь они пройдут до полной остановки, если будут двигаться после сцепки с ускорением 0,005 м/с^2 ?

№26.В алюминиевый калориметр массой 50 г налито 120 г воды и опущен электрический нагреватель мощностью 12,5 Вт. За какое время калориметр с водой нагреется на 24 °С, если тепловые потери в окружающую среду составляют 20 %.  

Груз массой 1 кг подняли с высоты 1 м над полом на высоту 3 м. Работа силы тяжести при поднятии груза равна

 №7 Механические явления (расчетная задача)

Чему равна работа силы тяги, действующей на вагон, массой 10 т, если начав двигаться из состояния покоя с постоянным ускорением 1 м/с2, вагон прошел путь 200 м? Трением пренебречь. Ответ представить в кДж.

 № 10Тепловые явления (расчетная задача)

Какова масса воды, если известно, что при охлаждении на 7 °С помещенной в нее медной детали массой 300 г вода нагрелась на 1 °С? Тепловыми потерями можно пренебречь. Ответ привести в граммах.

№10. Чему равна масса воды, взятой при температуре 10 °С, если при ее охлаждении и дальнейшей кристаллизации выделилось количество теплоты 3720 кДж?

  1. Рекомендации по решению задач по физике в математическом аспекте.

Как подготовиться к ГИА 2017- 2018 года по физике

В сети есть множество сборников заданий и учебных пособий, которые помогут для подготовки к экзамену:

  1. http://beta-ege.ru/gia-po-fizike/Серия «ОГЭ-2015. ФИПИ — школе» Е.Е. Камзеевой – сборник заданий по темам, где удобно проработать конкретный раздел физики для улучшенного освоения материала;
  2. http://beta-ege.ru/gia-po-fizike/ГИА 2013. Физика. Сборник заданий. 9 класс. Ханнанов Н.К. – отличный сборник заданий, который поможет симулировать реальную сдачу ГИА для самоконтроля и самопроверки учащимся.

Для подготовки к ГИА по физике 2017-2018 года можно использовать кодификатор, где перечислены все требования к знаниям учащегося, а также открытый банк заданий ФИПИ с тренировочными вариантами экзамена. Это банк всех возможных вариантов заданий, из которых будут комбинироваться варианты для экзамена. Найти или скачать полезные материалы можно не только на официальном сайте ФИПИ, но и на других ресурсах, например, на http://opengia.ru/subjects/physics-11/topics/1.

Также для подготовки отлично зарекомендовали себя онлайн-тесты ГИА по физике. Это тесты на сайтах, где в режиме онлайн можно пройти «настоящий» экзамен. Фиксируется отведенное для экзамена время, согласно структуре реального задания ученик отвечает на вопросы, после чего ему дается результат. Для самоподготовки и контроля за знаниями – вариант очень удобный.

В соответствии со школьным расписанием и распорядком дня важно придерживаться оптимального расписания подготовки к ГИА. Самообразование играет ключевую роль. Важно перестать бояться экзамена, распланировать процесс подготовки так, чтобы не «зубрить» все в последний день. Подготовка и сам экзамен должны ассоциироваться не со страхом и ужасом, а с комфортом и шагом вперед: для этого создайте атмосферу на рабочем столе, превратите учебу в наслаждение с помощью поощрений (например, во время подготовки кушайте любимые сладости) и комфорта (можно учиться на диване или в любимом кресле)

Заключение

Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в этом материале, привожу его знания по физике в определенную систему. Поэтому первый этап подготовки - систематизация  теоретического материала. Затем поэтапно тренироваться в решении задач разного уровня сложности. Завершить подготовку следует решением вариантов КИМов с целью выработки стратегии выполнения заданий на экзамене.

Теория рассказывается сжато в виде формул и законов физики, необходимых для решения задач, и интересных физических фактов, обязательно обсуждается на житейских примерах и иллюстрируется красочными мультимедийными презентациями. Учащиеся смогут «увидеть», как распадается атом или движутся молекулы в газе, и своими руками менять физические параметры, чтобы понять, как их изменение влияет на систему.

Однако основной упор в преподавании делаю на отработку навыков решения задач по физике, поскольку именно этот навык требуется для сдачи экзамена. И поскольку научиться решать задачи можно, только решая их самостоятельно, много времени на занятии уделяется практике: в течение одного выделенного занятия (консультации и т. д.), как правило, решается 10-15 задач, при этом 30-50% школьник решает сам с подсказками, комментариями и помощью преподавателя.

В заключении добавлю, что преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются  мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учащихся. К тому же внедрение ИКТ в образование является насущной и  объективной потребностью. Наше образование должно соответствовать требованиям современного информационного общества,  поэтому процесс внедрения ИКТ в образование должен нести системный характер.

Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов,   активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. На протяжении нескольких лет я нахожу различные пути применения ИКТ  в моей педагогической практике, как у урочное время, так и при индивидуальной работе с учащимися во время подготовки к экзаменам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические письма об использовании результатов ЕГЭ.

2. Александрова Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/Е. Александрова//Воспитательная работа в школе.-2008.-№6.-С. 27-46.

3. И. Л. Касаткина. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ. 2012

4. Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме. Народное образование. -2008. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика решения задач при подготовке учащихся 9 класса к ГИА

Выступление на РМО учителей математики "Методика решения задач при подготовке учащихся 9 класса  в ГИА" (презентация)...

Решение задач при подготовке к ЕГЭ

Решение задач на движение, пропорции, смеси, на работу....

Применение производной к исследованию функции в решении задач при подготовке к ЕГЭ. 11 класс.

     Данный урок является одним из уроков, отведенных в 11 классе по теме "Производная" Ход урока: I. Организационный момент (1 мин)....

Рабочая программа элективного курса в 9 классе по математике «Практикум по решению задач для подготовки к ОГЭ.»

Данная программа элективного курса предназначена для обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки обу...

Рабочая программа факультативного курса ,,Решение задач при подготовке ОГЭ,,

Факультативный курс предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии с чем и составлена данная программа, состоящая из трёх разделов (модуль «...