Урок лабораторного эксперимента в 9 классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Манохина Ирина Алексеевна

Урок лабораторного эксперимента   в 9-м классе по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» был проведен с применением технологии «Личностно-ориентированного обучения». Данная технология предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку,  способствует раскрытию их творческих способностей, не ущемляя их личных достоинств. Как и любая образовательная технология, технология «Личностно-ориентированного обучения» имеет описание целей, последовательность шагов (фаз) и условий для их достижения. При проведении данного урока используется  работа в группах. Группы сформированы  по  разному уровню работоспособности.  Каждая группа  получает задания разные по уровню сложности.  После работы каждая   группа   составляет  творческий отчет, который потом защищает у доски. Урок  проводится с применением   презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Манохина Ирина Алексеевна

учитель физики

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение  лицей №1 им. Н.К. Крупской  г. Камбарки

Удмуртской Республики

 Урок лабораторного эксперимента в 9 классе по теме:             «Изучение явления электромагнитной индукции»

               

 Цель урока: Изучить явление электромагнитной индукции в лабораторных условиях.

  Вызвать интересс к уроку, придать ему проблемно-творческий характер.

План урока:

1.    Актуализация знаний. Перекрестный опрос между группами.

2.    Работа в группах по выполнению лабораторных заданий.

3.     Выступление групп. Обсуждение выступлений.

4.     Выводы по уроку.

Оборудование:

  1. лабораторное оборудование;
  2. компьютер или ноутбук;
  3. экран, проектор.

 Задания группам.

       1 группа. Получение   индукционного тока в катушке  с помощью постоянного магнита (Задание №1).

       2 группа.  Получение  индукционного тока при замыкании и размыкании цепи (Задание №2).

       3 группа.  Получение  индукционного тока при изменении силы тока в катушке и исследование              влияния сердечника на силу индукционного тока (Задание №3)

       4 группа.  Получение  индукционного тока при работе генератора (Задание №4)

                                                   Ход урока:

     Учитель. Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы с вами проведем лабораторную работу по теме : «Изучение явления электромагнитной индукции». Прежде чем перейти к выполнению лабораторной работы, повторим материал прошлых  уроков. Для этого каждая группа задаст по одному вопросу  другой группе. Или иначе устраиваем перекрестный опрос. При составлении вопросов используйте ключевые слова : магнитный поток, индукционный ток, магнитная индукция, электромагнитная индукция, генератор. Учащиеся задают вопросы.

                              Примерные вопросы.

1.Что называется магнитным потоком? От каких величин зависит магнитный поток?

2 Какая величина  является  силовой характеристикой магнитного поля?

3. Какой ток называется индукционным?

4. В чем состоит явление электромагнитной индукции?

5. Кем и когда было открыто это явление?

            Учитель. Спасибо. Молодцы.  А теперь переходим к выполнению лабораторной работы.При выполнении лабораторной работы обратите внимание на ключевые слова.    Каждая группа  получит листок с заданием. Внимательно прочитайте его если, что не понятно задайте вопросы. (учащиеся знакомятся с заданиями). После выполнения заданий вы должны подвести итог своей работы, т.е. сделать вывод и предоставить его классу. Ваш отчет должен носить творческий характер.

           Для оформления отчета на столах лежат фламастеры, бумага. Учащиеся приступают к выполнению заданий. Учитель выполняет роль консультанта. Напоминает учащимся о соблюдении ТБ.

Оформление доски.

ЯВЛЕНИЕ   ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

СОСТОИТ В ПОЛУЧЕНИИ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА КОТОРЫЙ

МОЖНО ПОЛУЧИТЬ :

 

                 

                                                                                     

КОТОРЫЙ:

возникает

При изменении  магнитного потока.              

зависит

От скорости изменения магнитного потока и материала сердечника.

получают

В генераторах  

применяют

В осветительной сети.                

Вывод по уроку. В заключении в качестве закрепления учитель показывает опыт: «Отталкивание аллюминевого кольца от сердечника катушки». Учащимся предлагается обсудить этот опыт.

   Учитель благодарит всех за урок. Учащиеся сами себя оценивают, используя следующие критерии:  1 б – хорошо;   2- очень хорошо; 3-превосходно;

Затем подводят  общий итог урока. Говорят друг другу до свидания.  

Задание №1

Задание:  Получение   индукционного тока в  катушке  с помощью постоянного магнита.

         

Цель: Пронаблюдать и сделать вывод при каком условии в катушке возникает       индукционный ток.

 

Приборы и материалы: миллиамперметр, катушка-моток, дугообразный магнит.

Ход работы:

1.Подключите катушку-моток к зажимам милламперметра. (рис. 152. стр. 235 учебник физики для 9 кл. под ред. А.В.Перышкина, Е.М.Гутник).

2. Вдвигая магнит внутрь катушки, определите направление индукционного тока. Выдвигая магнит из катушки, определите другое направление индукционного тока.( О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра.)

3. Проверьте, существует ли ток, если магнит покоится относительно катушки.

4.Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнита; во время остановки.

5.Проверьте, как влияет скорость движения магнита на силу  индукционного тока.

6.На основании  проведенных экспериментов сделайте  и запишите  вывод о том при каком условии в катушке возникал индукционный ток.

Вопросы:

  1. Как  менялось направление индукционного тока при приближении и удалении магнита?
  2. Как изменялся  магнитный поток через катушку при приближении и удалении магнита?
  3. Как меняется сила индукционного тока  при быстром и медленном удалении и приближении магнита?

Вывод: В ходе проделанных опытов установили, что напрввление индукционного тока при …. магнита  … , при … магнита … . О направлении тока  судили по …. миллиамперметра. Также установили, что магнитный поток… . Потому что магнитный поток зависит от вектора магнитной индукции и от площади контура. Скорость движения магнита  также влияет на силу индукционного тока. Чем быстрее движется магнит, тем…, чем медленне движется магнит тем …

Задание №2

Получение  индукционного тока при замыкании и размыкании цепи.

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

  1. Соберите электрическую цепь по рис. 153 учебника, (стр. 236.).
  2. Замкните цепь и проследите, возникает ли индукционный ток во второй катушке при включении и выключении тока в первой катушке. Определите его направление. Проверьте, есть ли индукционный ток во второй катушке, когда сила тока в первой катушке не меняется.
  3. Размыкая цепь, проследите возникает ли индукционный ток во второй катушке. Определите его направление и сравните с направлением тока при замыкании первичной цепи.
  4. На основании проведенного опыта сделайте и запишите вывод о возникновении индукционного тока при замыкании и размыкании цепи.

Вопросы :

  1. Как меняется направление индукционного тока, при замыкании и размыкании цепи?
  2. Менялся ли магнитный поток пронизывающий катушку? Если да, то как?

Вывод: В ходе проделанного опыта мы ….

Задание №3

Получение индукционного тока  при изменении силы тока  реостатом  и исследование влияние сердечника  на силу индукционногог тока.

Цель:

Оборудование:

Ход работы:

1.   Соберите цепь по рис 153 учебника  ( стр. 236).

2.   Составьте план выполнения  работы.

3.   На основании опыта сделайте и запишите вывод.

                                                 

Вопросы:

  1. Как меняется  направление индукционного тока  при изменении силы тока реостатом?

  1. Как меняется магнитный поток  пронизывающий катушку?

  1.  Как влияет наличие стального, аллюминевого, деревянного и медного сердечников на силу индукционного тока?

Вывод:

Задание №4

Получение индукционного тока при работе генератора.

Цель:

Оборудование:  модель генератора переменного тока.

Ход работы:

    Пронаблюдайте возникновение электрического тока в модели генератора. Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток. Объясните устройство генератора.

Вывод:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всероссийская научно-методическая конференция "Педагогическая технология и мастерство учителя" Презентация к уроку физики 9 класс. Автор: Манохина И.А. учитель физики МБОУ лицей №1 им. Н.К.Крупской г.Камбарка УР

Слайд 2

Изучение явления электромагнитной индукции Урок лабораторного эксперимента

Слайд 3

Цель урока Изучить явление электромагнитной индукции в лабораторных условиях.

Слайд 4

Ключевые слова Магнитный поток Индукционный ток Магнитная индукция Электромагнитная индукция Генератор Переменный ток

Слайд 5

Задания группам: 1 группа. Получение индукционного тока в катушке с помощью постоянного магнита. 2 группа. Получение индукционного тока при замыкании и размыкании цепи. 3 группа. Получение индукционного тока при изменении силы тока в катушке и исследование влияния сердечника на силу индукционного тока. 4 группа. Получение индукционного тока при работе генератора.

Слайд 6

ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ СОСТОИТ В ПОЛУЧЕНИИ ИНДУКЦИОННОГО ТОКА КОТОРЫЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ :

Слайд 7

Постоянным магнитом

Слайд 8

При замыкании и размыкании цепи

Слайд 9

При изменении силы тока реостатом

Слайд 10

При работе генератора

Слайд 11

КОТОРЫЙ: Возникает (при изменении магнитного потока); Зависит(от скорости изменения магнитного потока и материала сердечника); Получают (в генераторах); Применяют (в осветительной сети, в трансформаторах).

Слайд 12

Все способы получения индукционного тока связаны с изменением магнитного потока, пронизывающего контур проводника. В этом заключается явление электромагнитной индукции.

Слайд 13

P.S : Когда М.Фарадей опубликовал своё открытие, что изменение магнитного потока создаёт Э.Д.С. электромагнитной индукции его спросили: «Какая от этого польза?». Ведь всё, что он обнаружил, было очень странным - в проводе, возле которого передвигался магнит, возникали очень маленькие токи. Фарадей ответил: «Какая может быть польза от новорожденного?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Изучение явления электромагнитной индукции"

Данный материал представляет собой описание проведения лабораторной работы "Изучение явления электромагнитной индукции" обучающимися 9 и 11 классов. Работа предполагает поэтапное изучение явления элек...

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"...

Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции

В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...

Лабораторная работа по физике 11 класс. Тема: «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа по физике 11 класс по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции»...

Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции»

экспериментальное изучение  явления электромагнитной индукции....

Лабораторная работа "Изучение явления электромагнитной индукции" в режиме дистанционного обучения

Данный файл содержит подробные указания для учащихся по методике выполнения  лабораторной работы "Изучение явления электромагнитные индукции" в 11 классе в домашних условиях в услових д...