Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине.
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Белавцева Татьяна Викторовна

Проведение  урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине направлено на реализацию следующей   цели по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

Ø     формулирование плана действий по «созданию» понятия о физической величине;

Ø     распознавание ситуации, в которой можно создать понятие физической величины;

Ø     создание обобщенной схемы деятельности по  «созданию» понятия о физической величине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания – «создания» понятия о физической величине.

Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

  • формулирование плана действий по «созданию» понятия о физической величине;
  • распознавание ситуации, в которой можно создать понятие физической величины;
  • создание обобщенной схемы деятельности по  «созданию» понятия о физической величине.

Дидактические материалы: учебная карта со схемами действий при «создании» понятия о физической величине.

Ход урока

Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя

Действия (ответы) учащихся

1

2

Актуализация знаний и действий (5 мин)

На прошлом уроке мы написали контрольную работу по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Какие физические величины Вы использовали в работе?

Отвечают: скорость, путь, траектория, масса, плотность тела.

Какие ЕЩЁ физические величины Вам знакомы?

Отвечают: время, объем, температура

Что такое ФВ?

Отвечают: ФВ – это характеристика тела или явления, которую можно измерить.

Какие из названных ФВ являются характеристикой тела, а какие – характеристикой явления?

Отвечают

Говоря о той или иной ФВ, мы каждый раз выполняем одни и те же  (или похожие) «шаги». А давайте попробуем  разработать план действий, по которому Вы сможете формулировать понятие ФВ.

Организация деятельности учащихся по созданию обобщенной схемы

(20-25 мин)

Для создания общей схемы формирования понятия ФВ мы должны обобщить действия, сформулировать их так, чтобы схемой было удобно пользоваться.

Итак, первый шаг. Что общего в формулировке этого действия?

Обнаружено, что множество объектов обладают одним и тем же свойством, но в количественном отношении это свойство проявляется у каждого по-разному.

Это исходная ситуация

Как назовете второй шаг?

ПЗ

Как Вы сформулируете  ПЗ?

Как выразить ФВ свойства числом?

Найдите единицу свойства.

1.надо получить формулу для  связи искомой величины с величинами, значение которых можно измерить.

2. по полученной формуле определить единицы измерения ФВ.

Опишите  процедуру сравнения данного свойства  ФВ с единицей свойства (найдите значение физической величины).

Значение   ФВ вычисляют, подставив в уравнение связи значение величин, полученных измерением. Полученное при этом значение ФВ показывает во сколько раз эта величина больше или меньше ее единицы.

Термин ФВ и  его буквенное обозначение вводит учитель

Дайте определение термина

Порядок действий:  напишите термин, поставьте тире, напишите слова «это физическая величина, которая характеризует», далее указываем свойство ФВ и формулу для ее расчета.  

Введите единицу новой физической величины.

Ввести можно так: в уравнении  связи все ФВ приравнять к единице, записать единицы ФВ в системе СИ, получаем единицу измерения новой ФВ.

Термин для наименования единицы ФВ и символ для его обозначения вводит учитель

Дайте определение единицы физической величины

Формулируем физический смысл ФВ.

Итак, учебная карта действий при создании понятия о ФВ:

1. Исходная ситуация

2. Сформулируйте ПЗ

3. Найдите единицу свойства

4. Опишите  процедуру сравнения данного свойства  ФВ с единицей свойства (найдите значение физической величины).  

5. Вводится термин ФВ и  его буквенное обозначение

6. Дайте определение термина

7. Введите единицу новой физической величины

8. Термин для наименования единицы ФВ и символ для его обозначения

9. Дайте определение единицы физической величины

Самоанализ урока

Урок проведен в 7 классе, изучение физики на  базовом уровне,   2 часа в неделю.

Уровень обученности: 80 % - допустимый; 20% - оптимальный.

Деятельностный подход на уроке применен впервые, ранее применялся фрагментально.

Интерес и активность учащихся на уроке порядка 75 %.

 Цели урока достигнуты, однако требуется  дальнейшая отработка применения учебной карты действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер"

Разработка сценария урока   обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер" в соответствии с ФГОС...

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Урок получения новых знаний "Масштаб"

Урок предназначен для учителей математики, работающих в 6 классе по учебнику  «Математика. 6 класс», А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. М.: «Вентана - Граф», 2015г.;Осн...

Мастер-класс "ФГОС: урок получения новых знаний"

Мастер-класс проведен в рамках  межрегионального семинара «Найди свой путь к успеху!» Тема: «ФГОС: урок получения новых знаний». Педагог на теме "Массовая доля элемен...