Суд над трением
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

Юдахина Татьяна Михайловна

Занятие по физике «Суд над ТРЕНИЕМ»

Цели и задачи   разъясняются учащимся на этапе подготовки, примерно за неделю до предполагаемого занятия.  Распределяются роли. Учащиеся самостоятельно готовят материалы для выступления. Учитель помогает подобрать материал и корректирует работу учеников.

Цель Обобщить и закрепить теоретические знания и практические умения учащихся по теме “Сила трения”

Дидактические (формирование познавательных УУД) - повторить понятие силы трения, повторить формулу для расчета силы трения, вспомнить способы уменьшения и увеличения силы трения.

Воспитательные (формирование коммуникативных УУД) - рассмотреть историю исследования силы трения учеными, показать важность наличия трения в быту, показать вредность наличия трения в технике и промышленности, активизировать творческие способности учеников, повысить мотивацию к изучению предмета.

Развивающие (формирование регулятивных УУД) - закрепить умение решать качественные задачи по теме “Сила трения”, способствовать развитию аналитического и логического мышления учеников, экспериментально проверить зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей и от величины прижимающей силы.

  Вид занятия: ролевая игра

Действующие лица: Сила Трения, Адвокат, Прокурор и свидетели

Присяжные заседатели – учащиеся 7 класса; судья – учитель физики.

Оформление: по правую сторону от стола учителя стоит стол, за которым сидят адвокат и обвиняемая, по левую сторону – место для прокурора и потерпевшей. На доске висят плакаты по теме; Свидетели одеты согласно их роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_treniem.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по физике «Суд над ТРЕНИЕМ»

Цели и задачи   разъясняются учащимся на этапе подготовки, примерно за неделю до предполагаемого занятия.  Распределяются роли. Учащиеся самостоятельно готовят материалы для выступления. Учитель помогает подобрать материал и корректирует работу учеников.

Цель Обобщить и закрепить теоретические знания и практические умения учащихся по теме “Сила трения”

Дидактические (формирование познавательных УУД) - повторить понятие силы трения, повторить формулу для расчета силы трения, вспомнить способы уменьшения и увеличения силы трения.

Воспитательные (формирование коммуникативных УУД) - рассмотреть историю исследования силы трения учеными, показать важность наличия трения в быту, показать вредность наличия трения в технике и промышленности, активизировать творческие способности учеников, повысить мотивацию к изучению предмета.

Развивающие (формирование регулятивных УУД) - закрепить умение решать качественные задачи по теме “Сила трения”, способствовать развитию аналитического и логического мышления учеников, экспериментально проверить зависимость силы трения от рода соприкасающихся поверхностей и от величины прижимающей силы.

  Вид занятия: ролевая игра

Действующие лица: Сила Трения, Адвокат, Прокурор и свидетели

Присяжные заседатели – учащиеся 7 класса; судья – учитель физики.

Оформление: по правую сторону от стола учителя стоит стол, за которым сидят адвокат и обвиняемая, по левую сторону – место для прокурора и потерпевшей. На доске висят плакаты по теме; Свидетели одеты согласно их роли.

Суд над ТРЕНИЕМ

Встать! Суд идёт!

Главный судья (Бушуева): Сегодня слушается дело по обвинению Силы Трения. Она обвиняется в том, что по её вине происходит изнашивание деталей машин и оборудования. Неуловимые на глаз изменения размеров и форм деталей, вызванные износом, приводят к вибрациям и биением в машинах, снижают их качество и создают угрозу аварии. Кроме того, Сила Трения обвиняется в стирании подошв обуви и других каверзных деяниях, о которых  расскажут свидетели. Мы призываем сегодня обстоятельно разобраться в поставленных вопросах, справедливо и беспристрастно выслушать обвинительную речь прокурора, показания свидетелей обвинения и показания свидетелей защиты, заслушать адвоката и вынести справедливый приговор.

      Ввести подсудимую. Установим её личность. Подсудимая, ваша фамилия и имя.

Сила Трения(Яшина Полина): Сила Трения.

Главный обвинитель:   Как вы объясните суду то, что у вас много названий?

Сила Трения (Яшина Полина): Иногда меня называют силой трения покоя. Это когда я, Сила трения, препятствую возникновению движения одного тела по поверхности другого. Если тело скользит, то действующая при этом сила трения называется силой трения скольжения. Сила трения качения действует на катящиеся  тела.

Главный судья (Бушуева): Слово предоставляется прокурору.

Прокурор (Киркачев Данил): Госпожа Трение, вы обвиняетесь по нескольким статьям общечеловеческого кодекса России. Во-первых, в течение многих лет вы портили и приводили в негодность автомобили и станки. Сейчас их число превысило миллион. А это классифицируется как нанесение ущерба в особо крупных размерах. Во-вторых, из-за вас, госпожа Трение, мы не можем быстро ездить. Нам приходится тратить много смазки и применять подшипники, а это уже диверсия и саботаж. В третьих, все знают, что из-за вас, госпожа Трение, возникают искры, которые могут привести к пожару и гибели людей, а это квалифицируется как нанесение вреда здоровью и угроза жизни.

Главный судья: Переходим к заслушиванию свидетелей обвинения.

Свидетель 1 (Шмелев) Я рабочий Государственного подшипникового завода.. Вот у меня какая претензия. Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части, и с этой целью наш завод выпускает подшипники. Сколько их можно выпускать? Всё выпускаем, выпускаем, а их все не хватает.

Прокурор (Киркачев): Я прошу всех сидящих в этом зале отнестись серьёзно к этому  вопросу, ибо многие из вас страдали по вине обвиняемой, и вспомнить примеры из вашей жизни, изобличающие эту преступницу.

Главный судья (Бушуева): Приглашается второй свидетель.

Свидетель 2 (Варламов): Я занимаюсь лыжным спортом. Однажды у нас были соревнования. Ребята из моего класса были почти уверены в моей победе. И всё было бы хорошо, если бы не сила трения, - я забыл смазать лыжи перед соревнованиями. Когда же соревнования начались, то я с ужасом заметил, что отстаю, потому что лыжи плохо скользят. Ни о какой победе не могло быть и речи. А во всем виновата сила трения! Это она препятствовала моему движению. Именно из-за неё я не попал на областные соревнования и потерял доверие ребят из моего класса.

Свидетель 3(Магдиев): Я инженер конструкторского бюро. Вот уже много лет мы  бьёмся над созданием сверхскоростного самолёта. Но все наши попытки безуспешны. А во всём виновата сила трения. Это из-за неё мы не можем создать этот самолёт, т.к. нагрев при трении о воздух очень большой, потому что сила трения сопровождается выделением теплоты.

Свидетель 4 (Отлячкин): Я работаю в конструкторском бюро по созданию искусственных спутников земли. Должен сказать, что, к сожалению, искусственные спутники не вечно крутятся вокруг Земли. В конце концов атмосфера Земли, как бы ни была разряжена на большой высоте, тормозит их движение, орбиты уменьшаются, и в конце концов спутник сгорает. В этом виновато трение!

Свидетель 5 (Нуждин): Я шестерёнка. У меня много братьев и сестёр. Мы живём в часах. День и ночь мы выполняем важную работу – отсчитываем время. Но госпожа Трение вставляет нам палки в колёса, она делает всё, чтобы нам помешать! Её присутствие портит наше здоровье: стираются наши зубчики, мы начинаем проскальзывать. Мы просто чахнем день ото дня…Помогите нам обуздать эту вредную госпожу!

Свидетель 6 Бабка: (Павлушева) Посадил мой Дед репку. Выросла она большая – пребольшая. Пошел он ее тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. А все почему? Потому  что она, Сила Трения окаянная, не отпускает. Ох, и намучились мы! Дед мозоли натер. Я спину надорвала. Внучка ногти сломала. Жучка лапы наколола. Кошка хвост ободрала. А мышка, и того хуже, сознание от усталости потеряла. Накажите вы ее, эту Силу трения, чтоб она впредь людям не мешала и козней своих не творила!

Свидетель 7 (Софьичев): Я плотник. Часто мне приходится «разводить» пилы (наклонять соседние зубья в противоположные стороны), этим я уменьшаю трение движущейся пилы о стенки пропила, т.к. при разведённой пиле пропил имеет ширину больше, чем толщина полотна пилы.

Свидетель 16 Швея.(Бирюкова) Я работаю в ателье пошива одежды. Вы знаете, я по натуре модельер. Мне хочется придумывать новые модные модели платьев. И Знаете, чем мне приходится заниматься? Штопать изношенные штаны и ставить на них художественные заплаты. А виновата она, сила трения!

 

Свидетель врач1 (17) Григорьева Я лечу детей. Не представляете, сколько разбитых носов и ободранных коленок я вижу каждый день. Дети страдают из-за того, что трение наносит им травмы.

Главный судья Бушуева: У обвинения есть ещё свидетели?

Прокурор(Киркачев): Нет, Ваша честь.

Главный судья Бушуева : Вызываются свидетели защиты.

Адвокат(Парфенова): Господа, сидящие в зале, постарайтесь вспомнить, сколько хорошего сделала для вас сила трения, и сообщите эти факты суду.

Свидетель врач 2 (16). Бузаева Я тоже врач. Я хочу напомнить моей коллеге о том, сколько людей с переломами поступает к нам во время гололеда. А почему? Хотите, чтобы исчезло трение? Вот, пожалуйста, трение исчезает! Какой результат? Травмы куда серьезнее, чем ободранные колени.

Свидетель 8 (Яшин Виталий): Я рыбак, и недавно поймал двухкилограммовую щуку. Тело рыбы покрыто слизью, эта смазка уменьшила силу трения так, что рыба выскользнула из рук обратно в речку. Я вернулся домой без улова. Обидно… А вот была бы сила трения больше, рыба осталась бы в моих руках!

Свидетель 9(Николаев): Я хорошо разбираюсь в машинах и в том, что с ними связано. И поверьте мне, друзья, что сила трения останавливает автомобиль при торможении, а без трения покоя автомобиль  вообще не смог бы начать движение! Вы только представьте, если бы не было транспорта, то мы бы не имели связи с другими городами и странами. Ну а если бы и имели, то на это уходило бы очень много времени. Спасибо Силе трения!

Свидетель10 (Хайруллина): Я по профессии биолог. Заверяю вас: многие растения и животные просто не могли бы существовать без трения. Гусеницы передвигаются по поверхности растений, потому что есть трение. Корни деревьев находятся в земле опять благодаря трению. Всеми любимые беседки из живого винограда не могли бы создавать тень, где хорошо посидеть в жаркий летний день. Без сомнения, Трение – это основа существования. Без него нет жизни!

Свидетель14 Доктор исторических наук: (Яшин Д) Я хочу предоставить свидетельство того, что нельзя исключать Силу Трения из нашей жизни. Представьте, что на улице гололедица. Застигнутые ею, мы оказываемся беспомощным, рискуем упасть и получить травму. Приходится тратить тонны песка, чтобы увеличить трение и уменьшить травм опасность. Вот какую информацию я обнаружил в исторических архивах. Газета за 1927 год пишет: “21 декабря в Лондоне вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение было заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук и ног”. Еще одна публикация: “При столкновении вблизи Гайдн-Парка трех автомобилей и двух трамваев машины были совершенно уничтожены из-за взрыва бензина…”. Следующая статья: “Париж, 21. 1927 года. Гололедица в Париже и ее пригородах вызвала многочисленные несчастные случаи …”   Подобное происходит и в наши дни, поэтому мы должны ратовать за увеличение трения. 

Адвокат (Парфенова): Слово предоставляется очень важному свидетелю.

Свидетель11 (Вовка) (Никеров): Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало с кровати на пол и поднять его было невероятно трудно – оно непременно старалось выскользнуть из рук. Всё же, наконец, я уснул, и мне приснилось, что, оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Очевидно, исчезло трение, поэтому я упал с кровати, а все вещи под действием силы тяжести двинулись в один угол: там пол был немного ниже. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать я пришёл к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги всё время разъезжались, но всё- таки я кое-как добрался до умывальника и с удивлением остановился: вода сильной струёй била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом завинтил было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас развинтился, и вода полилась с прежним напором. Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати, тоже крутящейся на полочке, и определённо не хотело поддаваться. Махнув рукой, я сунул руки под струю воды и почувствовал резкий толчок, от которого едва не упал. Всё-таки я умылся, хотя и без мыла. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они всё норовили свалиться, а пиджак тоже всё время сползал с плеч. Так же плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные морские узлы, которые я научился делать. Случайно подвернулся кусок проволоки, которую я продел в дырочки для шнурков и закрутил. С большой осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба; нож вёл себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав её обеими руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пить пришлось по-кошачьи: стакан взять в руки было абсолютно невозможно. Как я был счастлив, когда проснулся и понял, что трение снова появилось!

Свидетель мореплаватель12 Кропачев Именно трение не позволяет развязываться морским узлам, без которых мореплавание было бы не возможно. Позволю себе привести небольшую историческую справку. Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы вязались людьми и раньше, но, к сожалению, не сохранились. На рубеже каменного и бронзового веков выделяется своеобразное искусство вязки узлов и плетений. Появляются особые узлы, имеющие культовое значение (группа священных узлов). Вера в магическую силу узлов распространилась на особенные симметричные узлы. К примеру, древние греки почитали Геркулесов (прямой) узел. Его носили на шее как талисман. Им перешивали раны пострадавшим воинам. Будьте милосердны. Сила Трения в разумных дозах полезна обществу.

Свидетель 13 (музыкант) Васильева: Вы любите музыку? Я очень люблю классическую музыку. Она невозможна без звуков скрипки. А почему скрипка звучит? Сила трения помогает ей извлекать из струн мелодичные звуки. Исчезнет сила трения  - исчезнет музыка из нашей жизни!

Главный судья Бушуева: Еще есть свидетели? Слово предоставляется  прокурору

Прокурор(Киркачев) Отрицательные последствия общения с трением известны человечеству давно. По причине разрушительного действия подсудимой Силы Трения человек вынужден покупать новую обувь и одежду, так как старая изнашивается. Ученые не могут создать сверхскоростной самолет, так как из-за трения о воздух он сильно нагревается. Колющие и режущие предметы приходится постоянно затачивать, потому что от трения они притупляются. Лыжники на соревнованиях переводят килограммы мази, чтобы уменьшить трение о снег. Стачиваются зубы, стираются шины машин, натираются мозоли. А то, что страдают дети, просто немыслимо! Думаю этих примеров достаточно для вынесения сурового приговора – оградить общество от Силы Трения

Главный судья Бушуева: Слово предоставляется  адвокату.

Адвокат(Парфенова): Ваша Честь, господин прокурор и уважаемые свидетели! Я рада приветствовать вас сегодня в этом зале, где слушается дело госпожи Силы Трения. Я являюсь её адвокатом и сейчас представляю её интересы, равно как и ваши. Ваша Честь, господин прокурор и уважаемые свидетели! Вы спрашиваете, почему?  Представим на миг, что наш мир медленно покидает Сила Трения. Ужасная картина предстаёт перед нами: движущиеся по дорогам машины начинают сталкиваться друг с другом, не имея возможности остановиться. Множество автомобилей медленно движутся, ломая и круша всё на своём пути. Толпа зевак, прибежавших посмотреть, что происходит, ужаснётся, поняв, что не в силах остановиться. Затем начнут расползаться на части прямо на своих владельцах и обувь, и одежда, станет разваливаться мебель, со стен попадают картины и часы. Но вот моя подзащитная останавливается, чтобы в последний раз посмотреть на этот мир, и сразу всё становится вдруг на свои места: разрушения прекращаются! Но лишь на миг люди получают возможность управлять собой, ибо госпожа Сила Трения возобновляет свой путь, навсегда покидая нас. И тут начинается самое страшное! Рушится всё, что считалось прочным и надёжным: дома, мосты и …наша жизнь. И, что самое главное, моя подзащитная останется неосужденной, потому что ни вы, глубокоуважаемый судья, ни господин прокурор, ни свидетели не сможете сделать ни шагу! Вправе ли мы судить госпожу Силу Трения – гражданку мира нулевого года рождения от сотворения мира?

Главный судья Бушуева: Суд удаляется на совещание.

Главный судья Бушуева: (зачитывает решение суда) Наш суд скорый и правый, внимательно выслушав обе стороны, пришёл к следующему решению: учитывая некоторые отрицательные стороны деятельности подсудимой, суд тем не менее, полагаясь на свой собственный опыт, на мнение уважаемой защиты, считает большую часть обвинения преувеличенной, а посему постановляет: с учетом полезности положительных сторон деятельности Силы Трения и вредности отрицательных, расширять  использование положительных и вести борьбу с отрицательными, для чего постоянно изучать и осмысливать законы физики, проникать в тайны природы и ставить их на службу человека.

                    Заседание суда считаю закрытым!


РОЛИ

за

№ в игре

против

№ в игре

Яшин Виталий (рыбак)

8

Шмелев (подшипники)

1

Николаев (водитель)

9

Варламов (лыжник)

2

Хайруллина (биолог)

10

Магдиев (инженер сверхскорость)

3

Никеров (Вовка)

11

Отлячкин (спутники)

4

Яшин Денис (историк)

14

Нуждин (шестеренка)

5

Васильева (музыка)

13

Павлушева (бабка)

6

Кропачев (мореплаватель)

12

Софьичев (плотник)

7

Бузаева (врач2)

16

Бирюкова (Швея)

 15

Григорьева (врач1)

17

18 Прокурор Киркачев

19 Судья Бушуева

20 Обвиняемая Яшина Полина

21 Адвокат Парфенова

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

урок - исследование по физике в 7 классе по теме: "Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя»

При разработке урока я использовала технологию проблемно-диалогического  обучения. Постановка учебной проблемы - от пройденного материала, подводящий к теме диалог. Поиск решения - подводящие к з...

Разработка урока физики в 7 классе по теме "Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения"

Разработка урока составлена для изучения физики по учебнику А.В. Пёрышкина. Урок изучения новых знаний. В урок включены элементы исследовательской деятельности учащихся, использованы приёмы груп...

Урок в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение покоя, скольжения, качения. Трение в природе и технике»

Цель: ознакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила.Задачи урока: Познавательные: формировать умений систематизироват...

Конспект урока в 7 классе "Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя."

Цель: сила трения, причины возникновения силы трения, трение скольжения, трение качения, зависимость силы трения от веса тела, сравнение сил трения скольжения и трения качения....