КОНСПЕКТЫ МОИХ УРОКОВ
план-конспект урока по физике на тему

Вашему вниманию предлагаются серия уроков в 8 и 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_v_8_klasse_po_teme.docx111.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе по теме:

ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ.

               ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ.                                                                                

Цель урока:

изучить понятия «электризация тел», «электрический заряд»,  понять сущность процессов электризации тел и взаимодействия заряженных тел, познакомить с историей возникновения электризации.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании и взаимодействии  двух видов электрических зарядов;
  • выяснение сущности процесса электризации тел;
  • определение знака заряда наэлектризованного тела.

Развивающие:

  • развитие творческих навыков выделять электрические явления в природе и технике.
  • ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

 Воспитывающие:

  • воспитание умения работать в коллективе;
  •  воспитание любознательности, развивать критическое мышление;
  • аккуратно выполнять эксперименты.

Приборы и материалы для обучени

стеклянная и эбонитовая палочки ( по 2 шт), кусочки фольги, ваты, бумаги, резиновый шнур, электрические маятники (2 шт), кусочки янтаря для наглядности

Раздаточной материал для эксперимента уч-ся на местах:

полоски бумаги, полиэтилена (по 2 шт), линейка, карандаш, шариковая ручка, штатив, металлический цилиндр

Презентация в MS Power Point;

Карточки с заданием (тест, вводный контроль), заданием для групповой работы

Литература :

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл., 2014г.
  2. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах. 2005 г.
  3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике: Учеб.пособие для учащихся 6-7 кл., 2006 г

№ п/п

Этап урока,  деятельность учителя

Время,

мин

Приемы и методы, деятельность учащегося

1.

Орг.момент

Вступление учителя к уроку (эпиграф ). Постановка задач урока. Вводная беседа.

3  мин

Подготовка уч-ся к уроку

Мотивация знаний

Тема урока

Цель урока.          Слайд 1-5

2.

Изучение нового материала. Постановка проблемноговопроса.

20 мин

Рассказ уч-ся об ученых, сделавших открытия в электризации, фронтальный эксперимент, демонстрационный эксперимент, фронтальный эксперимент на местах. Проблемно-диалоговый метод.   Слайд 6-11

3.

Физкультминутка

1 мин

Разминка для глаз, рук, шеи и спины.

Музыка.

4.

Вводный контроль по теме

4 мин

тест

5.

Закрепление материала

10 мин

Групповое решение задач, фронтальный опрос

6.

Подведение итогов

Д/З

1 мин

Беседа, подведение итогов, записи на доске и в дневниках

7.

Рефлексия

1 мин

Что узнали? Чему научились? Что понравилось?  Что было сложным?

  1. Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся АО физике.  6-7 кл, 2015г.
  2. Гальперштейн Л. Забавная физика. 2003 г.
  3. Газета «Физика», №19/2010 г., №23 /2015 г.
  4. Журнал «Физика в школе», №7/2016 г

Метод обучения: проблемный, исследовательский, с применением ИКТ

Форма организации: фронтальная, групповая, первичный контроль

План урока:  Модуль 1. Электризация тел. Два рода заряда.

Ход урока:

Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий

Деятельность учащихся

УЭ1 

Введение

Слайд 1-5

Цель. Введение новых понятий и терминов. Задача урока.

Задание: прослушав сообщение учителя, ответьте на вопросы. Постановка проблемных вопросов:

1. Как возник термин “электричество”?
2. Какое тело называют наэлектризованным?
3. Как надо понимать “телу сообщили электрический заряд”?

Сообщение ученика «Легенда о Фалесе
ответы на вопросы.

Частичные ответы на вопросы.

УЭ2 

Изучение нового материала.

Электризация тел.

Слайд 6

Физкультминутка

Музыка.

Цель. Выяснить, как можно наэлектризовать тело.

1. Поднесите эбонитовую палочку к гильзе, к кусочкам бумаги. Есть ли какое-нибудь действие?
2. Потрите эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой (стремитесь увеличить площадь соприкосновения), затем поднесите её к гильзе, к лёгким бумажкам. Что теперь видите?
Это свойство, которое приобрела палочка, потертая о шерстяную тряпочку, называют электризацией, а тело, обладающее им, наэлектризованным или получившим электрический заряд.
3. Потрите стеклянную палочку шёлком и поднесите к гильзе, к мелким бумажкам, затем поднесите к гильзе и кусочкам бумажек тряпочку. Какие предположения об электризации тел у вас появились?
4. Положите на плоское стеклянное дно резину, плотно прижмите. Разъединив, поочерёдно поднесите к гильзе и мелким бумажкам стекло, затем резину.

Ответьте на следующие вопросы:
1. Как электризуются тела?
2. Какой вывод по электризации тел можно сделать из опытов 3 и 4?
3. Приведите примеры электризации тел из окружающей жизни.

Проверьте правильность ответов в ходе фронтального эксперимента на местах

1. Расположите 2 полоски бумаги на столе и проведите по ним несколько раз линейкой. Отведите их и подведите их. Что видим?

2. Расположите таким же образом 2 полоски из полиэтилена, проведите по ним линейкой несколько раз. Отведите их и подведите. Что видим?

3. К штативу подвести петлю из полиэтилена и повести на ней карандаш. Поднести к н6ему шариковую ручку, потертую о ткань. Что видим?

Ответьте на вопрос: как взаимодействуют заряженные тела?

 Демонстрация учителя. Экспериментальная работа учащихся (исследование электризации различных тел).

Записи в тетради основных понятий, результатов исследования.

Полоски бумаги отталкиваются.

Наэлектризованные тела взаимодействую друг с другом: притягиваются и отталкиваются.

УЭ3 

Два рода электрических зарядов.

Слайд  7,8

Цель. Рассмотреть на опыте взаимодействие заряженных тел и сделать соответствующие выводы.

1. Наэлектризуйте стеклянную палочку и подвесьте её на нитяных петлях.
2. Наэлектризуйте таким же образом вторую стеклянную палочку.
3. Поднесите палочку к первой. Что наблюдаете?
Как взаимодействуют одинаково заряженные палочки?
4. Снимите стеклянную палочку с петель.
5. Проделайте аналогичный опыт с эбонитовыми палочками, потёртыми о шерстяную тряпочку и пронаблюдайте их взаимодействие.
6. Поднесите к подвешенной эбонитовой палочке наэлектризованную стеклянную палочку. Обратите внимание на их взаимодействие.

Какое предположение можно сделать о видах зарядов на эбонитовой и стеклянной палочках ?
Аналогичные опыты по взаимодействию заряженных тел проделайте с наэлектризованными подручными телами (пластмассовая линейка, ручка, полиэтиленовая пленка и т.п.).

Ответьте на вопросы:

1. Какие и сколько видов взаимодействия заряженных тел вы наблюдали?
2. Как взаимодействуют одинаковым образом наэлектризованные тела?
3. Как взаимодействуют не одинаково заряженные тела?
4. Какое предположение можно сделать о том, сколько разновидностей электрических зарядов существует?

Экспериментальная работа учащихся (исследование двух родов заряда, нейтрального тела)

Одноименные заряды отталкиваются, а разноименные - притягиваются.

УЭ4 

Определение видов электрических зарядов.

Цель. Узнать, как принято называть два рода электрических зарядов.
Стр.55, последний абзац. Прочтите, начиная со слов “Заряд, полученный на стекле…”

Выполните задания:

1.Определите вид заряда на стеклянной палочке, потертой о шёлк и на шёлке.
2.Определите вид заряда на эбонитовой палочке, потёртой о шерсть и на шерстяной тряпочке.
3.Определите виды зарядов на других телах, используемых в ваших опытах.

Работа с учебником

   

Сообщение ученика: Историческая справка о смоляном и стекольном электричестве.

УЭ5 

Вводный контроль

Цель. Установить первичный уровень запоминания нового материала.

Ответы на вопросы теста (4 варианта по 5 вопросов)

25.26УЭ 6

Закрепление нового материала.

Цель. Умение работать в коллективе. Работа в парах.

Задания для обсуждения.

УЭ 7

Д/з

Цель: понаблюдать электризацию дома, объяснить их происхождение. К этому вопросу можно подойти творчески: мини- сочинение на электрическую тему.

Запись в дневник: §§ 25,26

Два варианта из первичного контроля: Рефлексия: Что узнали? Чему научились? Что понравилось?  Что было сложным?http://festival.1september.ru:8080/articles/310156/img3.gif

  

Получились следующие результаты:

8 класс

     2014г.  

2015 г.

2016 г.

А

  57%          

69 % из 13 чел

52% из10чел

Б

  54%

36%  из 14 чел

56% из15чел

8 класс. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.

Цель: изучить понятие электрического сопротивления, как величину и свойство проводника, познакомиться с законом Ома для участка цепи, подтвердить его экспериментально.

Задачи:

Обучающая: формирование понятий сопротивления проводника эл.току, единицы сопротивления, знакомство с законом о зависимости силы тока от сопротивления проводника ( закон Ома, словесная и буквенная формулировка), техника построения графика зависимости величин.

Развивающая: видеть свойства металлов проводить по-разному эл.ток, выдвигать гипотезы, ее проверять, выводить зависимость трех величин (I, U, R),уметь разрешать различные ситуации, возникающие на уроке по теме, подводить итог.

Воспитывающая: знать об опасности эл.  тока, соблюдать технику безопасности во время эксперимента, уметь работа в коллективе.

Метод обучения: проблемный, исследовательский.

Форма и средства: фронтальный, проверочный, групповой.  

Оборудование и материал к уроку:

  1. Набор «Электричество-1»
  2. Лабораторный практикум по электричеству .
  3. Портрет ученого Г.Ома
  4. Наглядность: график зависимости, листы надписями, логический треугольник для формулы, карточки с заданиями, значки – условные обозначения элементов эл. цепи для физкультминуты.

Литература:

  • Перышкин  А.В. Физика 8 класс/учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.
  • Кирик Л.А. Разноуровневые  самостоятельные  работы. 8 кл, Вако, 2007 г.

План урока:

  1. Орг.момент. Подготовка  к уроку.
  2. Повторение по теме «Электрический ток. Зависимость силы тока от напряжения». Физический диктант- тест с проверкой.  Работа учащегося у доски. Выставление оценок.
  3. Новый материал.
  1. Опыт №1. Демонстрация  проводимости меди и нихрома, зависимость силы тока от материала проводника. Задание проблемного вопроса (выдвижение гипотезы: сила тока зависит от материала проводника).

  1. Ввод новой физ.величины – электрическое сопротивление проводника.
  2. Фронтальная лабораторная работа по исследованию зависимости силы тока на участке цепи от величины сопротивления этого участка (учитель читает инструктаж). Вывод.
  3. Опыт №2. Демонстрация зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при неизменном напряжения, приложенном к  этому участку (для подтверждения гипотезы). Вывод.
  4. Введение закона Ома для участка цепи.  
  1. Физкультминутка. Упражнения на руки и кисти рук. Смена цветных знаков (для глаз).
  2. Закрепление: работа в парах, тестовые задания на закрепление формулы.
  3. Д/з: составить задания для теста, используя прошлую  и сегодняшнюю темы с ответами (по 8-10 заданий для 1 варианта).

§§ 43,44 , подготовить сообщения о сопротивлении человека эл. току, о лечебных свойствах эл. тока.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Подготовка к  уроку. Приветствие. Вступление учителя. Цель (формулируют ученики).
  2.  Повторение по прошлой теме. Проверочный физический диктант-тест.

Один ученик работает в это время у доски, решает задачу по карточке.

Вариант 1.

  • Электрический ток это …

А) движение заряженных атомов в электрическом поле;  Б) движение заряженных частиц в проводнике; В) упорядоченное движение заряженных частиц в проводнике; Г) упорядоченное движение частиц в проводнике.

2) Какую величину обозначают этой буквой? ( учитель показывает карточку с буквой  I).

А) время;  Б) заряд; В) силу тока; Г) напряжение.

3) Напряжение это …

А) работа электрического поля; Б) характеристика работы электрического поля; В) работа электрического заряда; Г) работа силы тока.

4) Каким прибором измеряют силу тока?

А) вольтметром; Б) электроскопом; В) амперметром; Г) часами.

5) Единица напряжения …

А) кулон;  Б) ампер; В) вольт; Г) ньютон.

Ответы: 1.В;  2. В;  3. Б;  4. В;  5. В.

Проверить ответы учащихся (взаимоконтроль), учитель называет ответы. Ученики ставят отметки.

Проверка ученика у доски.

Задача:

При напряжении на концах участка цепи, равном 2 В, сила тока в проводнике 0,4 А. Каким должно быть напряжение, чтобы в том же проводнике сила тока была 0,8 А? Сделай соответствующий вывод.

Решение:

Если I ~ U, то  ==  == 4B

                                                                                             Ответ:U= 4В.

Вывод: сила тока прямо пропорциональна напряжению.

  1. Учитель: Проблемный вопрос: если сила тока зависит от напряжения, то от какой еще величины  и как она могла бы завесить?

Ученик:  от сопротивления.

  1. Опыт №1. Проводимость меди и нихрома эл. током.

Результат эксперимента:

нихром

0,2 В

0,5 А

медь

0,2 В

1,3 А

Нихром   Медь                

Вывод: металлы  проводят эл. ток по-разному, медь лучше, чем нихром.

Гипотеза: сила тока зависит от сопротивления проводника, т.е. от свойств проводника. Значит,  разные проводники обладаю разными сопротивлениями.

  1.  Ввод новой величины сопротивления, обозначение, единица измерения:

R [ Ом ]   1 Ом = .    1 мОм = 0,001 Ом, 1 кОм = 1000 Ом,

Учитель: Почему проводник обладает сопротивлением и что это такое?

Ученик: слово «сопротивление»- значит сопротивляюсь чему либо.

Учитель: значить испытание каких –то препятствий. Надо «заглянуть» в проводник.

Диалог между учеником и учителем. Выяснение сопротивлении проводников эл.току.

  1. Фронтальная  лабораторная  работа. Исследовать зависимость силы тока от сопротивления проводника.  Цель: установить зависимость силы от сопротивления проводника.

Учащимся предстоит испытать два проволочных резистора на 6 и 12 Ом (заранее ученикам сопротивления неизвестны)

R,Ом

U,В

I,А

12=R1

2

0,2

6=R2

2

0.4

Результат:

Вывод: предположим, что сила тока зависит от сопротивления обратно пропорционально.

  1. Опыт№2. Проверка зависимости силы тока от сопротивления учителем.

R,Ом

U,В

I,А

1

3

1,5

2

3

1

3

3

0,5

Вывод: убеждаемся еще раз, что сила тока зависит от сопротивления обратно пропорционально. Изображают график.

  1. Вывод закона Ома для участка цепи(буквенная и словесная формулировки)

I ~U,   U – const  =>              I = ,   Георг Ом, немец.физик, 1827 г.

I ~ ,   U – const  =>

  1. Физкультминутка. Смена цветных значков (условных обозначений)элементов эл. цепи, ученики выполняют упражнения руками, изображая значок. Упражнения на кисти рук.
  2. Закрепление. Работа в парах.

Карточка – задание:

  1. Какова сила тока в проводнике, при напряжении на концах равном 24 В, если сопротивление проводника 12 Ом?                  А) 0,5 А;  Б) 288А;   В) 2А; Г) 12 А
  2. Сила тока в лампе 0,2А, при напряжении на ее концах спирали220В. Сопротивление лампы …                                 А) 1100 Ом;  Б) 110 Ом;  В) 44 Ом; Г) 0,11 Ом.
  3. Сопротивление металлического провода 4 Ом.  Силу тока увеличили с  0,4 А до 0,8 А. Как изменится напряжение на концах этого провода?

А) увеличится в 2 раза, Б) уменьшится в 2 раза, В)увеличится в 4 раза Г) уменьшится 4 раза.

Ответы: 1. В,   2. А,  3. А

  Результат диктанта – теста:

8  – на «5 и 4» -65% из 12 чел.

         Ситуациями в ходе урока являются проводимость металлов эл. тока, что вызвало удивление  у учащихся. Они делали проверку этого факта и выход из данной ситуации, выяснив главную характеристику металла. Решив проблемы, установили экспериментально закономерность физических величин, закрепили знания в ходе решения задач.  Ученическим исследованием является то, что уже открыто в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного. Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.

Типы учебных ситуаций и уровни событийного тестирования:

А) В первом втором и третьем заданиях учащийся впервые встречается с новой предметной ситуацией, и открывают новые математические понятия.

1-3 ступеньки – порождение нового понятия.

Б) Понять, как новое понятие работает в более сложных предметных ситуациях.  4-6 ступеньки – раскрыть понятие.

В) Решение трудных задач с помощью нового понятия.  7-9 ступеньки – осваивание нового понятия.

Г) Учащимся не могут сразу разрешить ситуацию, используя новое понятие. Им предстоит решить задания – загадки, задания – проблемы. 10 -12 ступеньки – сумеют ли учащиеся догадаться, как действовать в такой ситуации?

Я считаю, что на всех уровнях – «ступеньках» тесты помогают учащимся:

- порождать математические понятия;

- раскрывать смысл новых понятий;

- развивать понятия и строить систему понятий, с помощью которой можно    решать целый класс учебно-практических задач;

- обнаруживать границы понятий и задумываться над загадками и проблемами данного учебного предмета

Комплекс уроков в 11 классе.

 План всех блоков заранее дается ученикам, указывая дополнительный материал для изучения темы.

Так, например: для изучения резонанса в механических колебаниях, ребятам предлагается  найти исторические сведения о вреде резонанса,  как устранить его и о пользе.

Раздел: Механические и электромагнитные колебания и волны.        

Блок 1. Механические колебания  (7 уроков)

Модуль 1. Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Колебательные системы.

Модуль 2. Динамика колебательных процессов. Величины. Характеризующие колебания. Фаза колебаний.

Модуль 3. Гармонические  колебания.

Модуль 4. Исследование ускорения свободного падения тела при помощи нитяного маятника (лабораторная работа)

Лабораторную работу провожу в разных вариантах.

Модуль 5. Вынужденные колебания. Превращения энергий. Резонанс и борьба с ним.

Модуль6. Практикум решения задач. Использую задачи разных уровней и типов.

Модуль 7. Зачет (письменный и устный).

Блок 2. Электромагнитные колебания. (7 уроков)

Блок 3. Производство, передача и использование электрической энергии. (3 урока)

Блок 4. Механические волны.(2 урока)

Блок 5. Электромагнитные  волны.

Блок 5. Заключительный в разделе.  Итоговый зачет (провожу в форме тестирования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и средств мультимедиа на моих уроках французского языка

В наше время необходимо уметь пользоваться компьютером и Интернетом.  Это способствует развитию социокультурных знаний,мотивирует на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.В этой стать...

Использование ИКТ и средств мультимедиа на моих уроках французского языка

В наше время необходимо уметь пользоваться компьютером и Интернетом.  Это способствует развитию социокультурных знаний,мотивирует на самостоятельную исследовательскую работу учащихся.В этой стать...

Разработки моих уроков

В данном разделе представлены авторские  разработки некоторых из моих уроков для учащихся 5-11 классов, которые были даны мною в последнее время....

Презентация "Отрывки из моих уроков"

Моменты, запечталенные на моих уроках татарского языка и литературы. Хожу на работу с удовольствием, ведь она мне дарит море впечатлений и эмоций. Я горжусь своей профессией и учениками!...

Конспекты моих занятий

Здесь представлениы разработки конспектов занятий проводимых в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей программы "Гармония в единстве" , направленность: художественная, дисци...

Конспект открытого урока "Книга в моей жизни" 8 класс. Английский язык

План-конспескт открытого урока. Английский язык....