Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Леонова Елена Даниловна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по физике в 7 классе

УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин

Тема урока: Архимедова сила

Технологическая карта

Тема

Архимедова сила

Цель

Предметно-дидактическая: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов,

 усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность.

Задачи

1. Познакомить со способами экспериментальной проверки формулы для определения архимедовой силы.

2. Познакомить с законом Архимеда.

3. Научить решать задачи на расчет архимедовой силы и веса тела в жидкости.

4. Научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит архимедова сила.

Планируемые результаты обучения учащихся

  1. Умеет описывать ход и результаты эксперимента, доказывающего справедливость формулы для расчета выталкивающей силы.
  2. Знает формулировку закона Архимеда.
  3. Умеет решать задачи на вычисление архимедовой силы и вес тела в жидкости.
  4. Приводит примеры, объясняет и описывает физические явления в основе которых лежит действие архимедовой силы.

Планируемые образовательные результаты урока

Предметные: знакомство с новыми определениями, находить в различных источниках и анализировать информацию, делать обобщающие выводы.

Метапредметные: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: развитие способностей к  выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе наблюдения – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных  интересов, учебных мотивов.

Тип урока:

1.По ведущей дидактической цели: урок «открытия» новых знаний

2.По способу организации: урок коллективного способа обучения

3.По ведущему методу обучения: проблемный урок

Методы обучения:

1.Основной: проблемный метод

2.Дополнительные: Кейс-метод, исследовательский метод

Основные понятия

Выталкивающая (архимедова) сила, вес тела, масса, объем, плотность.

Ресурсы:

- учебник; тетрадь; видеоролик по теме

- физические приборы (штатив, ведерко Архимеда, стакан с отливным носиком, стакан с водой, стакан с растительным маслом, груз, динамометр), оборудование для мини-эксперимента (набор грузов по механике, стакан с водой), мультимедийный проектор, ноутбук.

Технология проведения

этапов урока

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организационный этап.

Настраиваются на активную работу, на сотрудничество.

Создает рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

II.Актуализация знаний

Учащиеся высказывают свои предположения.

Проверка домашнего задания.

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик. 
Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Проводит демонстрационный эксперимент. Бросает в воду мяч.

  1. Почему не тонет в речке мяч?
  2. Как направлена сила, действующая на мяч?
  3. Как на опыте можно определить значение выталкивающей силы?
  4. На каждое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила?

Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа.

Личностные УУД: смыслообразование, установление обучающимися связи между телами помещѐнными в жидкость и необходимостью знания физических основ данного явления;

Регулятивные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

III.Формулирование темы урока, постановка цели

Отвечают на проблемные вопросы.

Формулируют тему и цели.

(Изучить выталкивающую силу, т.е. выяснить от каких величин зависит, а от каких не зависит данная сила, научиться определять еѐ и узнать, где эта сила нашла своѐ применение.) Записывается тема в тетрадях и на доске.

Демонстрация опыта с ведерком Архимеда

1.Почему сократилась пружина при погружении цилиндра в воду?

2.Что нужно сделать, чтобы пружина заняла первоначальное положение?

Вывод: сила, выталкивающая целиком погруженное в газ или жидкость тело, равна весу газа или жидкости в объеме этого тела.

Впервые выталкивающую силу рассчитал учѐный Архимед. Поэтому выталкивающую силу называют Архимедовой.

Сегодня мы с вами будем изучать выталкивающую силу, действующую на тела, погруженные в жидкость и выясним, от каких величин она зависит. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на её существование и определил характеристики, от которых зависит эта сила. Еще эту силу называют подъемной, так как она заставляет плавать воздушные шары.

Сообщение на тему:

 « Легенда об Архимеде»

Тема нашего урока «Архимедова сила»

1.Проведем опыт по обнаружению выталкивающей силы:
а) определим вес данного тела в воздухе Р1;
б) определим вес этого тела в воде Р2;
в) сравним результат и сделаем вывод.

2. Почему вес тела в воде меньше веса его в воздухе?

3. Это единственная сила, которая действует на тело?


4. Как можно найти величину выталкивающей силы? 

Какая цель нашего урока?

Коммуникативные:

вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе известного.

IV. Изучение нового материала

Ответы на проблемные вопросы, просмотр демонстрации опыта, работа с текстом учебника.

Вывод формулы для определения выталкивающей силы.

Объяснение нового материала через проблемные вопросы при проведении демонстрационного эксперимента.

Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какой вывод можно сделать исходя из результатов этого опыта?

Направляет учащихся к выводу: архимедова сила равна весу жидкости в объеме этого тела, т.е.  Fa = Pж = mg = https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/14/s_58c7d18993c03/586194_2.jpegжgVт.

Проблемный вопрос: как можно вычислить вес тела поргуженного в жидкость?

Проанализировать объяснение нового материала.

Ответить на проблемные вопросы:

В.: Где на практике вы встречались с данным явлением и т.д.

Вывести формулу для определения выталкивающей силы.

Указать от чего зависит сила Архимеда.

Понимание смысла закона Архимеда.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга;

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

интересуются чужим мнением и высказывают свое;

умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;

проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

Познавательные: навык работы с формулойвыделения различий, умение структурировать знания, смысловое чтение.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

V. Закрепление нового материала

Самостоятельная работа в группах.

Выдвигают предположения (гипотезы):

- от объѐма погруженной части тела;

- плотности тела;

- плотности жидкости;

- от объѐма тела;

- глубины погружения.

Все гипотезы записывают в тетрадь.

Называют предполагаемые цели: - выяснить, от каких факторов зависит архимедова сила;

- выяснить, от каких факторов не зависит архимедова сила.

Выполняют работы в группах, делают выводы.

Анализ решения задач у доски.

Рассчитать силу Архимеда.

.

М.В. Ломоносов говорил «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождѐнных только воображением». Поэтому давайте проверим экспериментально все наши гипотезы. Для этого разделимся на группы.

Решение задач с учащимися.

Какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы?

Какие цели мы ставим в наших исследованиях?

Проанализировать способы решения задач. 1.Тело объёмом 25см полностью погружено в воду, чему равна сила Архимеда.

Умение измерять Силу Архимеда.

Умение применять на практике Закон Архимеда.

Познавательные: навык работы с таблицей, сравнения результатов.

Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга;

адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

интересуются чужим мнением и высказывают свое;

умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;

проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.

VI.Контролирующее задание

Самостоятельное решение задач с выбором уровня.

Запись домашнего задания.

Координация деятельности учащихся при выполнении задания.

Пояснение домашнего задания.

1. задача.

Медный цилиндр массой 178г. Полностью погружен в воду. Чему равна выталкивающая сила?

2.задача. (Повышенная сложность).

Составьте задачу на закон Архимеда. Запишите полное условие, краткое условие и решение.

Изучить дома § , подготовить вопросы к нему, решить задачи.

Умение использовать полученные знания на практике.

Умение использовать полученные знания в быту.

Познавательные: навык работы с формулой.

Регулятивные: составление задачи - навык планирования, ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заполнить бланк.

Раздать бланк.

Оценивание работы учащихся с анализом их бланков.

На квадратиках написаны этапы урока. Детям предлагается раскрасить каждый этап разными цветами в зависимости от того, как они оценивали свою деятельность на уроке: красный – я активно работал и выполнял все задания учителя; желтый - я выполнял все задания, но отвечал только тогда, когда меня спрашивал учитель; зелёный – я выполнял все задания, но иногда отвлекался и понял не весь материал; синий – мне не удалось запомнить новый материал, я часто отвлекался.

Коммуникативные: при диалоге с учителем формирование умения объяснять свой выбор.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Личностные: смыслообразование.

VIII. Этап подведения итогов учебного занятия

Обучающиеся подводят итог урока, начиная со слов: «Я могу…», «Я знаю как…» Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники.

Задаёт домашнее задание.

Домашнее задание с учѐтом индивидуальных способностей обучающихся: А. § 49, вопросы к параграфу; Б. А и Л. № 108; В. А. и Б., ответить на вопрос «Проявление Архимедовой силы в природе, быту и технике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике , 8 класс.

Технологическая карта урока по физике , 8 класс....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»

Презентация к технологической карте урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Механическая работа. Единицы работы»...

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Технологические карты уроков по физике 7 класс

Технологические карты уроков по теме: «Взаимодействие тел»...