Выступление на тему "Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС"
материал по теме

Леонова Елена Даниловна

Современный урок физики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_fiziki.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Современный урок физики в аспекте

реализации задач ФГОС ООО»

Подготовила Леонова Е.Д.

                                                                  учитель физики

                                                                                 МБОУ СОШ п. Жилино

г.Неман   2017г.

Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС ООО

           Образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ФГОС. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, но и на метапредметные, и личностные результаты. Результат образования сегодня – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

       Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Требование времени – развернуть обучение на достижение результата. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке.  Урок был и остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.

             Урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. Уроки по физике и другим предметам должны строиться по совершенно иной схеме. Если до этого больше всего был распространен объяснительно- иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навык применения в реальной жизни. Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания.

          Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок физики – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный урок, значит, важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Как же построить такой урок? Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представляется в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. На современном уроке физике основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному «открытию» нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться. На современном уроке физики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию.

              Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в основной и старшей школе и, в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке. Ему необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке физики организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок физики, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи.

Современный урок физики – это урок, с которого не хочется уходить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре "Уроки физики в соответствии с ФГОС"

выступление на семинаре " Особенности ФГОС на второй ступени обучения"...

Разноуровневый урок физики «Решение комплексных задач на смешанное соединение проводников»

Материал урока физики в 8 классе включает в себя: конспект урока, бланки для работы учеников, самостоятельную работу, презентацию для интерактивной доски и тест-презентацию...

Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"

В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала  следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...

Выступление на педсовете "Урок английского языка в системе ФГОС"

                                                      ...

Доклад для семинара учителей физики и математики на тему: Современный урок физики в свете требований ФГОС .

              Основной формой организации обучения был и остается урок, поэтому я решила в своей статье поразмышлять о том каким должен быть современный урок....

Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...

Формирование читательской грамотности на уроках физики. Типы текстовых задач

Анализ результатов  показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих ...