элективный курс по физике 11 класс
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

Тырина Надежда Владимировна

Тема элективного курса "Решение задач по физике. Подготовка к ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_11_kl.docx26.03 КБ
Файл plan.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике. 11 класс

Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 11 класса. 

Элективный курс «Решение задач по физике. Подготовка к ЕГЭ» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.



 Основные цели курса

  • Развитие интереса к физике и решению физических задач;
  • Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
  • Формирование представлений о методах решения физических задач;
  • Подготовка учащихся 11 класса к выпускным экзаменам;
  • Способствовать развитию творческих способностей.

Задачи курса:

  • Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
  • Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
  • Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
  • Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
  • Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание. 
  • Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.

После изучения курса учащиеся должны:



Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;


Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;


Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.

 Содержание изучаемого курса.

  1. Единицы физических величин в системе СИ и СГС. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.
  2. Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
  3. Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
  4. Решение графических задач по кинематике.
  1. Движение тела по вертикали. Падение тел.
  2. Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
  3. Тестирование. Анализ.
  4. Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
  5.  Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
  6. Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости).(Движение по окружности). (Движение связанных тел).
  7. Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1v1+m2v2=m1v1/+m2v2/
  8. Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
  9. Свободные и вынужденные колебания.
  10. Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.
  11. Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
  12. Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате. Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела.
  13. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
  14. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов.
  15. Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
  16. Практические задачи:

    - плотность вещества;

    - давление;

    - механическое движение;

    - коэффициент трения.

Методические рекомендации.

В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.

На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.

На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.

Виды деятельности

- работа с дополнительной литературой

- лабораторные работы

-уроки экспериментальных задач и творческого характера

- семинары по решению задач

- конференции

- тестирование

- доклады и рефераты.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Кинематика

10

2

Динамика

7

3

Законы сохранения

5

4

Колебания

1

5

Термодинамика

7

6

Электростатика

3

Итого

33

Литература для учителя и учащихся.

1.   Л.Н. Терновая, Е.Н. Бурцева, В.А. Пивень, под редакцией В.А.Касьянова. Учебное пособие. Издательство «Экзамен», Москва, 2007.

  1. В.А. Касьянов. Физика 10. Физика 11. Учебники. Издательство «Дрофа», 2002.
  2. Методические материалы (КИМ) для подготовки к ЕГЭ 2016-2017г.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике. 11 класс

Дата проведения

Тема урока

Количество

часов

Примечание

План

Факт

Кинематика (10 часов)

1.1

04.09

Физические величины. Измерения физических величин. Размерность.
Кратные и дольные единицы.

1

2.2

11.09

Закон движения

1

3.3

18.09

Средняя скорость. Относительность скорость движения тела.

1

4.4

25.09

График равномерного прямолинейного движения

1

5.5

02.10

Равноускоренное движение. Закон равноускоренного движения.

1

6.6

09.10

Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел.

1

7.7

16.10

Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость.

1

8.8

23.10

Баллистическое движение.

1

9.9

Л.Р. «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

1

10.10

Итоговое занятие по теме «Кинематика»

1

Динамика (7 часов)

11.1

Как выбирать профессию? Физика в профессиях.

1

12.2

Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел.

1

13.3

14.4

Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения.

2

15.5

Движение тел по наклонной плоскости.

1

16.6

Движение связанных тел.

1

17.7

Зачетное занятие

1

Законы сохранения (5 часов)

18.1

19.2

20.3

Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения.

3

21.4

Зачетное занятие

1

22.5

Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.

1

Колебания (1 час)

23.1

Колебательное движение

1

Термодинамика (7 часов)

24.1

25.2

Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы.

2

26.3

27.4

Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

2

28.5

29.6

Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел.

2

30.7

Волны. Звук. 

1

Электростатика (3 часа)

31.1

Электростатика
Поверхностная плотность заряда

1

32.2

Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в э/с поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля.

1

33.3

Творческие экспериментальные задачи

1





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физике в 8 классе "Чудеса физики"

В архиве находятся: буклет, презентация к первому уроку, программа курса....

Программа элективного курса по физике для 10 – 11 классов "Решение нестандартных задач по физике"

Программа элективного курса по физике для 10 – 11  классов.  Тема:          Решение нестандартных задач по физике  Пояснитель...

Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»

В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...

Методическая разработка занятия на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Пространственные и временные масштабы Вселенной». Разработка представлена в формате описания действий...

Методическая разработка занятия на тему «Как увидели расширение Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Как «увидели» расширение Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осущест...

Методическая разработка занятия на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика космических стихий»

Предлагаем в качестве примера методическую разработку одного из занятий элективного курса на тему «Закон Хаббла и возраст Вселенной». Разработка представлена в формате проблемного изложения, осуществл...

Элективный курс по физике "Физические приборы и графики в курсе физики средней школы"

Элективный курс рассчитан на профильное обучение физике.Содержание1.Пояснительная записка2.Содержание тем курса3.Требования к знаниям учащихся4.Тематическое планирование5.ЛитератураМатериал подобран т...