Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме " Плотность вещества"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Карчушкина Галина Владимировна
Урок физики в 7 классе. Тема " Плотность вещества". Ученик Г.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_7_klass_plotnost_veshchestva.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока

Предмет: физика

Урок № 19

Класс 7

Учебник: Л.Э.Генденштейн, А.Б.Кайдалов «Физика 7 класс»

Задачник: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат

Тема: Плотность вещества

Тип урока: урок открытия нового.

Цель урока: 1.Рассмотреть понятие плотности на основе практико- ориентированного подхода. Научить  работать с таблицей плотностей, делать выводы.

Задачи: 1. Учить работать с учебником, выбирать главное.

             2. Создать условия для  поисковой деятельности.

             3.Формировать наблюдательность, умение объяснять разные  значения плотностей.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, весы, тела   разной формы и одинаковой формы, разной и одинаковой массы, три сосуда с водой.

Знать определение плотности тела и единицы измерения

Уметь определять плотность вещества и анализировать табличные данные, переводить значения плотностей в СИ, применять знания из курса природоведения, математики и биологии.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(включая УУД)

1.

Организационный момент. (2 мин.)

Здравствуйте, ребята.

Обратите своё внимание на доску (слайд №1) , эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы их понимаете? Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами на уроке будем добывать знания опытным путём.

Читают  высказывание.

Любое знание желательно добыть опытным путём.

Ребята разбиваются на рабочие группы.

Цель - создание  комфортной образовательной среды. Группы и роли

2.

Актуализация (3 мин.)

Но вначале давайте немного повторим теорию.  Раздает тестовые задания. (слайд 2).

Учащиеся выполняют тест, проверяют результаты по слайду, оценивают результаты, выставляют оценки в листах самооценки.

Познавательные УУД:  анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

3.

Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)

Начинаем наш урок с опыта.

Опыт (слайд 3).

Сравнение масс 2 железных цилиндров, имеющих  разные объемы.

Что общего и чем отличаются изображенные на рисунке цилиндры?

Слайд № 4 – А на этом рисунке, что общего и чем отличаются данные цилиндры?

Так какие характеристики тела взаимосвязаны с собой? С такими физическими величинами, как объём и масса вы знакомы, разрешите вам представить ещё одну, которая непосредственно с ними связана. Это - плотность. Слайд № 5

Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?

Правильно, изучать новую физическую величину вот по этому плану (прил. №1), который я вам раздала.

(Цилиндры имеют одинаковую массу и форму, но разные по объёму. Цилиндры имеют одинаковую форму и объём, но изготовлены из разных материалов.)

Формулируют гипотезу: Масса тела зависит от рода вещества и от объема тела.

Объём, масса, род материала.

Записывают в тетрадях название темы урока.

Называют цели

- узнать что такое плотность;

- узнать, как она обозначается;

- узнать от чего она зависит;

- узнать какие единицы измерения;

- узнать способы измерения.

Цель - Активное включение в образовательный процесс и формулировка цели урока, составление плана урока.

Методы обучения: проблемный, Формы обучения: фронтальная

Регулятивные УУД: составляют план и определяют последовательность действий

4.

Изучение нового материала (13 мин)

Опыт (слайд 6). Сравнение масс 2 разных тел одинакового объема. Сформулируйте вывод.

Вывод: 2 тела равного объема имеют разные массы, имеют разную плотность.

Цель – ввести понятие плотности, раскрыть физический смысл данного понятия

Методы обучения: проблемный

Формы обучения: фронтальная

Определение плотности (слайд 7). Формула и схема для запоминания формулы  ρ= (слайд 8,9)

Записывают определение, формулу.

Массы разных веществ в одинаковом объеме (слайд 10) что показывает плотность?

Учащиеся: Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1 метр кубический. Работают с таблицами плотностей.

5.

Закрепление изученного материала

  (14 мин)

Учитель показывает на доске решение задачи для нахождения плотности деревянного бруска, показвает перевод в  , дает учащимся задание перевода единиц измерения . Проверка перевода. Самостоятельно найдите плотность цилиндра (из алюминия.)

Сравнить правильный ответ с таблицей   в учебнике на стр. 95, 96.

1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.

2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?

3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?

Жидкий алюминий, сравнить с таблицей (слайд 11). Обратите внимание на плотность жидкого и твердого алюминия.

Учащиеся решают 4 задачи. Проводят взаимопроверку. Оценка «5» за 4 положительных ответа, оценка «4» за 3 положительных ответа, оценка «3» за 2 положительных ответа. Сравнивают свои ответы с таблицей (слайд 7, 8). Ставят оценки в листах самооценки.

Работа по учебнику.

- Самая большая плотность,  из таблиц,  у золота, самая  низкая у водорода.  

- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.

- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.

Коммуникативные УУД: обмениваются знаниями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений.

6.

Заключительный этап (5 мин)

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения.

Корректирует оценки  учащихся за урок. Дает домашнее задание. Раздаёт памятки по выполнению домашней лабораторной работы.

Вспоминают цель урока. Анализируют степень ее достижения. Формулируют выводы. Ставят оценку за урок в листах самооценки.

Записывают домашнее задание в дневниках.

Цель – формирование ценностного отношения к совместной деятельности, развитие рефлексивных умений.

 Формы обучения: выставление средней арифметической оценки за урок. Самооценка.

7.

Рефлексия учебной деятельности

(5 мин)

Предлагает оценить урок и свою деятельность. Задает вопросы: План урока выполнили? Цель урока достигли? Гипотезу опровергли или подтвердили? Что было интересно на уроке? Сложно или трудно?  Металлическую деталь нагрели. Как измениться масса, плотность и объем детали?

Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.

Домашнее задание: У. §13 (пп.1-4)

                                     З.  №13.17, 13.33.

                          Выполнить домашнюю лабораторную работу.

Список литературы:

1.Физика 7 кл учебник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

2. Физика 7 кл задачник.: учеб. для общеобразоват. учреждений  / Л.Э Генденштейн, А.Б. Кайдалов.- М.: Мнемозина,  2012 г.

3. Задачи по физике для основной школы с примерами решений: Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат – М.: Илекса, 2011г.

4.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы  / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы 

1.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/450/78450626_2222299_koshka_i_mishka.jpg

2.http://newton-yar.ru/photos/catalog/ct/1430.jpg

3.http://www.fizika.ru/fakultat/tema-02/02242b.gif

4. http://collection.edu.yar.ru/dlrstore/43ed52f1-ebb8-7ace-d4a9-a784f4360ee0/0200301.gif

5. http://microscopesindustry.com/images/Beaume%20Hydrometer.jpg

6. http://nauroki.ru/upload/forum/a99b84879fbfcc6eefbdb25825505081.jpg.jpg

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок физики 7 класс "Масса тела. Плотность вещества"

Разработка урока включает в себя презентацию и конспект. На уроке запланированы такие этапы, как физический диктант по формулам, проведение мини-исследования по определению содержания крахмала в разли...

Нестандартный урок физики в 7кл по теме "Плотность вещества"

Урок рассчитан на "мальчишеский" класс, отличается большим разнообразием демонстрационных экспериментов и самостоятельных экспериментальных работ для учащихся, предложена интересная нестандартная эксп...

Конспект урока физики 7 класс по теме "Плотность вещества"

Конспект урока 7 класса по теме "Плотность вещества" разработан с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"

Технологическая карта урока физики 8 класса на тему: "Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Пути совершенствования тепловых двигателей. Холодильник"...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Давление. Единицы давления."

Технологическая карта урока физика 7 класс по теме : "Давление. Единицы давления."...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме. "Передача давления жидкостями и зазами. Закон Паскаля"...

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме :"Вес воздуха. Атмосферное давление."

Технологическая карта урока физики 7 класс по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...