Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»
рабочая программа по физике на тему

Григорьева Жаннета Васильевна

Программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» разработана  для учащихся 5-6 классов и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать представления о явлениях окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни, а также привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности. Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику курса с определением целей и задач; описание места курса в плане внеурочной деятельности; ценностные ориентиры; основное содержание курса; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы и определением  основных видов  УУД  школьников; предполагаемые результаты освоения курса; содержание деятельности учащихся; описание учебно-методического обеспечения курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

 «Лаборатория измерений»

Григорьева Жаннета Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа № 2

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа разработана  для учащихся 5-6 классов и является пропедевтическим курсом физики, целью которого является сформировать представления о явлениях окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни, а также привить школьникам вкус к исследованию, вооружить их методами научно-исследовательской деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации общеинтеллектуального   направления «Лаборатория измерений»  разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области  - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
  4. Распоряжение Правительства  Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

Общая характеристика курса

В  основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход в обучении. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  Реализация принципа осуществляется через  формирование исследовательского поведения учащихся. Исследовательское обучение — это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений.  Дети от природы любознательны, стремятся сами всё попробовать, поэкспериментировать, исследовать. На этих занятиях им представится такая возможность.

На уроках окружающего мира школьники уже познакомились с лабораторными работами. Заинтересовавшиеся исследовательской деятельностью ребята  могут продолжить расширять свой кругозор и совершенствовать навыки экспериментально-исследовательской деятельности на занятиях внеурочной деятельности. Школьники научатся работать с современным учебным оборудованием для экспериментальных и лабораторных работ. А также  им представится возможность  участвовать в работе конференций различного уровня.

Целями изучения курса являются:

  • развитие устойчивого интереса к самостоятельной  исследовательской деятельности;
  • формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности.

           Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений окружающего мира;
  • формирование у учащихся знаний о физических величинах как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
  • формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира, выявлять главное, обнаруживать закономерности и делать выводы;
  • овладение общенаучными понятиями: явление, проблема, гипотеза, вывод;
  • научиться пользоваться лабораторным оборудованием для проведения опытов, экспериментов;
  • формировать умения учащихся практически исследовать природные объекты;
  • научить детей быть любознательными, наблюдательными, учить отгадывать тайны природы, тайны вещества.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Объем учебного времени, отводимого на изучение курса  16 часов. Преподавание осуществляется  1 раз в неделю в течение одного полугодия, или в рамках каникулярной школы.

Личностные, метапредметные УУД

Личностными результатами являются:

  • Формирование  познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к ученым;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • Готовность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Формирование умений воспринимать, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • Развитие речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Содержание курса

Содержание программы «Лаборатория измерений» состоит в решении проблемы организации внеурочной деятельности для детей, которые интересуются науками естественнонаучного направления.

Программа составлена таким образом, чтобы каждый ребенок самостоятельно приобретал знания в образовательном процессе.  

Темы:

Введение. Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры.

Методы научного познания. Методы эмпирического исследования.

Измерительные приборы. Физические приборы. Точность и погрешность измерений.

Пространство и его свойства. Пространство как форма существования материи.

Строение вещества. Опыты, доказывающие сложное  строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов.

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Инерция. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Масса тела. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела.

Время. Время как форма протекания физических процессов.

Температура. Температура как тепловая характеристика тела.

Лабораторные работы:

  1. Определение цены деления измерительного прибора
  2. Измерение размеров тел
  3. Измерение объемов тел
  4. Измерение размеров молекул
  5. Наблюдение броуновского движения
  6. Измерение параметров движения
  7. Измерение массы
  8. Измерение интервалов времени
  9. Измерение температуры

Перспективно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

УУД

Дата

Введение

1

Личностные УУД: Формируется учебная мотивация

Познавательные УУД:  Пробуют самостоятельно ставить перед собой цели

Регулятивные УУД:  Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные УУД: Позитивно относятся к процессу общения.

Методы научного познания

1

Личностные УУД: Формулирование собственного мнения

Познавательные УУД:  Владеют операциями классификации

Регулятивные УУД:  Представляют обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц

Коммуникативные УУД: Имеют навыки конструктивного общения

Измерительные приборы. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Учатся сотрудничать

Пространство и его свойства. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел»

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

Пространство и его свойства. Лабораторная работа №3

«Измерение объемов тел»

1

Личностные УУД: Формирование желания познавать новое

Познавательные УУД:  Организация учебной деятельности

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Умение решать проблемы, возникающие в ходе групповой работы

Строение вещества. Лабораторная работа №4

«Измерение размеров молекул» (по фотографиям)

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий в нестандартной ситуации

Познавательные УУД:  Владение методами исследования в процессе самостоятельной работы

Регулятивные УУД:   Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания

Строение вещества. Лабораторная работа №5

«Наблюдение броуновского движения»

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий в нестандартной ситуации

Познавательные УУД:  Владение методами исследования в процессе самостоятельной работы

Регулятивные УУД:   Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания

Механическое движение. Лабораторная работа №6

«Измерение параметров движения»

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

Масса тела. Лабораторная работа №7 «Измерение массы»

1

Личностные УУД: Освоение приемов действий в нестандартной ситуации

Познавательные УУД:  Владение методами исследования в процессе самостоятельной работы

Регулятивные УУД:   Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания

Время. Лабораторная работа №8 «Измерение интервалов времени»

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Продуктивное взаимодействие в группе

Температура. Лабораторная работа №9 «Измерение температуры»

1

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Учатся сотрудничать

Исследовательская  работа (по выбранной теме)

2

Личностные УУД: Формирование самостоятельности в приобретении новых знаний

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Конференция. Публичное выступление учащихся с  исследовательской работой

2

Личностные УУД: Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

Познавательные УУД:  Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные УУД:   Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД: Учатся публично выступать

Заключительный обзор

1

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения данного курса ученик научится:

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • описывать и объяснять физические явления;
  • приводить примеры практического использования полученных знаний.

Содержание деятельности учащихся

Занятие 1

Введение

Беседа по теме «Природа. Явления природы». Презентация «Природа. Явления природы». Систематизация материала в таблицу.

Занятие 2

Методы научного познания

Эмпирические методы познания. Наблюдения и опыты. Презентация «Материальный мир». Составление опорного конспекта.

 

Занятие 3

Измерительные приборы

Классификация измерительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

Оборудование: линейка, секундомер, измерительный цилиндр (мензурка), термометр, амперметр, вольтметр.

Ход работы:

  1. Изучите измерительные приборы.
  2. Найдите неизвестную вам информацию в предлагаемой литературе или Интернете.
  3. Заполните таблицу:

Название измерительного прибора

Назначение прибора

Цена деления шкалы прибора

Погрешность измерения данным прибором

Нижний предел измерения прибора

Верхний предел измерения прибора

1.

измерительный цилиндр (мензурка)

2.

линейка

3.

термометр

4.

амперметр

5.

вольтметр

6.

секундомер

  1. Сделайте вывод.

Занятие 4

Пространство и его свойства

Презентация «Основные свойства пространства».

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров тел».

Оборудование: мерная лента, линейка, штангенциркуль, микрометр, различные тела.

Ход работы:

  1. Определите цену деления приборов.
  2. Найдите неизвестную вам информацию в предлагаемой литературе или Интернете.
  3. Выполните необходимые измерения.
  4. Заполните таблицу:

Название

Длина

а, см

Ширина b,см

Высота

с, см

Диаметр d,см

1.

Тело 1

2.

Тело 2

3.

Тело 3

4.

  1. Сделайте вывод.

Занятие 5

Пространство и его свойства

Лабораторная работа №3 «Измерение объемов тел».

Оборудование: линейка, измерительный цилиндр (мензурка), мерный стакан, капельница, штатив с лапкой и муфтой, различные тела.

Ход работы:

  1. Эксперимент
  1. Измерьте размеры бруска.
  2. Вычислите его объем по формуле V=abc.
  3. Занесите данные в таблицу:

Название

Длина

а, см

Ширина b,см

Высота

с, см

Объем

V, см3

1.

Тело 1

2.

Тело 2

3.

Тело 3

4.

  1. Сделайте вывод.
  1. Эксперимент
  1. Определите цену деления мензурки
  2. Налейте воду в мензурку.
  3. Измерьте объем воды.
  4. Заполните таблицу:

опыта

Объем

V, мл

Объем

V, см3

Объем

V, м3

1.

2.

3.

4.

  1. Сделайте вывод
  1. Эксперимент
  1. Соберите установку: в лапке штатива закрепите пузырек с водой, присоедините капельницу, нижний ее конец поместите в стакан (не касаясь дна), откройте кран.
  2. Пока капает вода, считайте капли. Измерения прекратите, когда в мерном стакане станет 50 мл воды.
  3. Вычислите объем одной капли по формуле
  4. Заполните таблицу:

опыта

Число капель N

Объем

V, см3

Объем 1 капли

V, cм3

1.

2.

3.

4.

 5. Сделайте вывод.

Занятие 6

Строение вещества

 Презентация «Опыты, подтверждающие сложное строение вещества».

Лабораторная работа №4 «Измерение размеров молекул» (по фотографиям)

Оборудование: фотографии молекул, линейка

Ход работы:

  1. Выберите на фотографии любой ряд и измерьте его длину.
  2. Посчитайте число молекул в ряду.
  3. Вычислите размер молекул по фотографии.
  4. Учитывая, что увеличение микроскопа 70 000 раз вычислите истинный размер молекул.
  5. Заполните таблицу:

опыта

Длина ряда

 l, мм

Число частиц в ряду

N

Размер частицы на фотографии

d, мм

Истинный размер

d, мм

1.

2.

3.

6. Сделайте вывод.

Занятие 7

Строение вещества

 Презентация «Роберт Броун».

Лабораторная работа №5 «Наблюдение броуновского движения»

Оборудование: микроскоп, акварельные краски, стакан с водой, молоко.

Ход работы:

  1. Нанесите на предметное стекло акварельной кисточкой 3 капли воды. Затем коснитесь кисточкой поверхности краски и введите ее в приготовленные капли. Из этого раствора перенесите маленькую капельку на другое сухое и чистое стекло и покройте его покровным стеклом.
  2. Поместите препарат под микроскоп, отрегулируйте с помощью микрометрического винта резкость и пронаблюдайте движение частиц.
  3. Сравните движение крупных и мелких частиц.
  4. Сфокусируйте внимание на одной из частиц и пронаблюдайте за траекторией ее движения.
  5. Повторите опыты с молоком.
  6. Сделайте рисунки.
  7. Сделайте вывод.

Занятие 8

Механическое движение

 Лабораторная работа №6 «Измерение параметров движения».

Оборудование: рулетка, секундомер.

Ход работы:

  1. Эксперимент: определение длины собственного шага
  1. Пройдите 10 шагов. Отметьте метками начало и конец пути.
  2. Измерьте рулеткой пройденное расстояние.
  3. Определите длину собственного шага.
  4. Сделайте вывод.
  1. Определение расстояния от школы до дома
  1. Измерьте количество шагов, которое вы проходите от школы до дома.
  2. Зная длину своего шага, определите расстояния, которое вы проходите по дороге в школу.
  1. Определение скорости движения
  1. Измерьте время, которое вы затрачиваете по дороге в школу.
  2. Зная расстояние от дома до школы,  определите среднюю скорость своего движения.

Занятие 9

Масса тела

Лабораторная работа №7 «Измерение массы»

Оборудование: рычажные весы с разновесами, различные тела, медицинские весы.

Ход работы:

  1. Эксперимент: нахождения массы тела
  1. Внимательно рассмотрите весы. Изучите устройство рычажных весов и правила взвешивания.
  2. Уравновесьте весы.
  3. Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тел.
  4. Результат взвешивания запишите в таблицу (таблицу создайте самостоятельно).
  5. Сделайте вывод.
  1. Эксперимент: нахождение массы собственного тела.
  2. Эксперимент: нахождение массы портфеля.

Занятие 10

Время

 Презентация «Основные свойства времени».

Лабораторная работа №8 «Измерение интервалов времени»

Оборудование: секундомер, метроном.

Ход работы:

  1. Соберите установку: в лапке штатива закрепите пузырек с водой, присоедините капельницу, нижний ее конец поместите в стакан (не касаясь дна), откройте кран.
  2. Пока капает вода, считайте капли.
  3. Измерьте время, за которое упадет 50 капель.
  4. Вычислите время падения одной капли.
  5. Результаты занесите в таблицу (таблицу создайте самостоятельно).
  6. Сделайте вывод.

Занятие 11

Температура

Лабораторная работа №9 «Измерение температуры».

Оборудование: термометр лабораторный, термометр медицинский, стакан с холодной и горячей водой.

Ход работы:

  1. Определите цену деления термометра.
  2. Измерьте температуру  холодной и горячей воды,  а также температуру окружающего воздуха.
  3. Данные занести в таблицу (таблицу создайте самостоятельно).
  4. Сделайте вывод.

Занятие 12-13

Исследовательская работа

Приведенные ниже темы исследовательских работ являются примерными, их можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять по собственному усмотрению:

  1. Определение объема различных емкостей.
  2. Измерение площади стен комнаты.
  3. Измерение толщины нити.
  4. Вычисление скорости движения бруска.
  5. Измерение времени таяния снега.
  6. Исследование процесса испарения жидкости.
  7. Измерение атмосферного давления.
  8. Измерение влажности воздуха.
  9. Выращивание кристаллов.
  10. Измерение уровня шума.
  11. Взвешивание воздуха.
  12. Измерение скорости звука.
  13. Измерение расстояния наилучшего зрения.
  14. Измерение больших расстояний.
  15. Измерение времени реакции человека.
  16. Измерение высоты здания.
  17. Измерение толщины листа учебника.
  18. Исследование испарения из растений.
  19. Измерение освещенности кабинета.
  20. Измерение мощности, развивающей человеком.
  21. Определение плотности веществ.
  22. Определение центра тяжести тел.
  23. Расчет электроснабжения квартиры.
  24. Измерение тормозного пути.
  25. Измерение температуры нити накала.

Занятие 12-13

Конференция

 Публичное выступление учащихся с исследовательской работой.

Занятие 16

Заключительный обзор

Литература

  1. Журнал «Физика в школе»
  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
  3. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
  4. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»  разработана  для одаренных учащихся 6 классов (количество - 10 человек) и является пропедевтическим курсом физи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория измерений» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лаборатория сотворчества"

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательной деятельности  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Настоящая программа создает условия для развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности Лаборатория “The Citizen of the World” («Гражданин Мира») для II ступени обучения составлена в соответствии с федеральным государствен...

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...