Алгоритмизация информации на уроках физики как метод развития познавательных ууд
учебно-методический материал по физике на тему

Матвиенко Александр Владимирович

Учителю необходимо организовать учебный процесс так ,чтобы учащиеся получили прочные знания по основным элементам физических знаний. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее, анализировать, делать обобщения и выводы, т.е. развитие познавательных ууд.

Использование алгоритмов дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала.

Данные алгоритмы позволяют не только изучать материал на уроке, но и использовать его при повторении темы на повторительно-обобщающем уроке или повторении материала в11 классе, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Использование алгоритмов изучения основных понятий позволяет учащимся постоянно пополнять запас фактических знаний. Прочно усвоенный материал – основа всякого творчества.

Алгоритмы доступно применять и в других областях знаний  (биология, география, история и т. д.)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритмизация информации на уроках физики как метод развития познавательных ууд учитель физики: Матвиенко Александр Владимирович ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

Слайд 2

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе. Г. Галилей Алгоритмизация – это описание очередности выполнения различных операций, необходимых для решения той или иной задачи в форме алгоритма. Алгоритм – это с овокупность последовательных шагов, схема действий, приводящих к желаемому результату.

Слайд 3

Проблема : Во-первых, в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по физике, выделятся необходимость проверки следующих видов деятельности: Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:знание и понимание смысла понятий, физических величин, физических законов, умение описывать и объяснять физические явления Во-вторых, в последнее время в связи с использованием ИКТ ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания. Использование планов обобщенного характера дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала. Актуальность работы: Учителю необходимо организовать учебный процесс так ,чтобы учащиеся получили прочные знания по основным элементам физических знаний. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее , анализировать, делать обобщения и выводы, т.е. развитие познавательных ууд . Использование алгоритмов дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала.

Слайд 4

Цель работы формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся. Задачи: Образовательная : • изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов; • изучение практической направленности полученных знаний; Развивающая: • способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; • развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. Воспитательная: • способствовать формированию научного мировоззрения; • пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.

Слайд 5

Своеобразие работы Данные алгоритмы позволяют не только изучать материал на уроке, но и использовать его при повторении темы на повторительно-обобщающем уроке или повторении материала в11 классе, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Использование алгоритмов изучения основных понятий позволяет учащимся постоянно пополнять запас фактических знаний. Прочно усвоенный материал – основа всякого творчества. Алгоритмы доступно применять и в других областях знаний (биология , география, история и т. д.) Например , план изучения явлений является общим для физических , химических и биологических явлений. То же относится к планам изучения приборов, законов и теорий. Алгоритмы изучения основных понятий (всего их 7) оформлены в формате А4 (При необходимости количество алгоритмов может быть увеличено)

Слайд 6

Алгоритм изучения… … физической величины 1. Наименование величины 2. Что характеризует 3. Определение 4. Формула 5. Единица величины в СИ 6. Способы измерения величины …физического опыта 1. Цель опыта 2. Схема опыта 3. Условия, при которых осуществляется опыт 4. Ход опыта 5. Результат опыта …физического явления 1. Признаки явления 2. Условия, протекания явление 3. Связь данного явления с другими 4. Объяснение явления на основе научной теории 5. Примеры использования ( или проявления в природе

Слайд 7

…физического закона Фо рмулировка закона Математическое выражение закона Опыты, подтверждающие справедливость закона Объяснение закона на основе современных научных теорий Примеры, применения закона Условия применимости закона … физической теории Основные положения теории Опытное обоснование теории Математический аппарат теории Явления объясняемые теорией Практическое применение теории Следствия, вытекающие из теории …рассказа о приборе 1. Название и назначение прибора 2. Основные части и их назначение 3. Принцип действия 4. Правила пользования 5. Применение …рассказа об устройствах, механизмах, машинах 1. Назначение устройства 2. Схема устройства 3. Принцип действия устройства 4. Правила пользования и применения устройств

Слайд 8

Алгоритм изучения физической величины 1. Наименование величины 2. Что характеризует 3. Определение 4. Формула 5. Единица величины в СИ 6. Способы измерения величины Импульс тела

Слайд 9

Алгоритм изучения физической теории Основные положения теории Опытное обоснование теории Математический аппарат теории Явления объясняемые теорией Практическое применение теории Следствия, вытекающие из теории Агрегатные состояния вещества

Слайд 10

Алгоритм изучения устройства, механизма, машины 1. Назначение устройства 2. Схема устройства 3. Принцип действия устройства 4. Правила пользования и применения устройств Двигатель внутреннего сгорания

Слайд 11

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.Фрунзенский муниципального района Большеглушицкий Самарской области Отчет учителя-предметника Учебный год: 2016/2017 Учитель: Матвиенко А.В Предмет: Физика Детализация по классам/параллелям № Класс Период Кол-во уч-ся Оценки н/а осв. % кач. % усп. СОУ "5" "4" "3" "2" 1 7 1 четверть 20 6 14 30,0 100,0 44,4 2 четверть 20 5 15 25,0 100,0 43,0 3 четверть 20 9 11 45,0 100,0 48,6 4 четверть 20 8 12 40,0 100,0 47,2 Годовая 20 9 11 45,0 100,0 48,6 Итоговая 20 9 11 45,0 100,0 48,6 2 8 1 четверть 22 3 10 9 59,1 100,0 57,5 2 четверть 22 6 8 8 63,6 100,0 63,6 3 четверть 22 6 11 5 77,3 100,0 67,5 4 четверть 22 6 12 4 81,8 100,0 68,7 Годовая 22 6 12 4 81,8 100,0 68,7 Итоговая 22 6 12 4 81,8 100,0 68,7 3 9 1 четверть 16 3 8 5 68,8 100,0 62,0 2 четверть 16 2 11 3 81,3 100,0 63,3 3 четверть 16 2 8 6 62,5 100,0 58,0 4 четверть 16 2 10 4 75,0 100,0 61,5 Годовая 16 2 10 4 75,0 100,0 61,5 Итоговая 16 2 10 4 75,0 100,0 61,5 4 10 1 полугодие 4 1 1 2 50,0 100,0 59,0 2 полугодие 4 1 1 2 50,0 100,0 59,0 Годовая 4 1 1 2 50,0 100,0 59,0 Итоговая 4 1 1 2 50,0 100,0 59,0 5 11 1 полугодие 4 1 3 100,0 100,0 73,0 2 полугодие 4 1 3 100,0 100,0 73,0 Годовая 4 1 3 100,0 100,0 73,0 Итоговая 4 1 3 100,0 100,0 73,0 Состояние на 25.02.2018 0:48:04 © АСУ РСО 4.05.39025

Слайд 12

Результаты ЕГЭ

Слайд 13

Выводы: Использование алгоритмов изучения основных понятий позволяют решить следующие задачи: устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса; повысить качество знаний; более рационально использовать учебное время каждого; вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность. Реализация на уроках физики алгоритмов изучения основных понятий показала себя эффективным средством обобщения знаний учащихся и повышающим качество результатов экзаменов.



Предварительный просмотр:

Заявка на участие в Ярмарке методических инноваций

№ п/п

Разделы заявки

Заявка

1.

Фамилия Имя Отчество

Матвиенко Александр Владимирович

2.

Место работы

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

3.

Должность

Учитель физики

4.

Номинация

общее образование

5.

Направление

физика

4.

Образование, какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность

Высшее, СамГПУ, 2004г., учитель физики

5.

Педагогический стаж

13 лет.

6.

Квалификационная категория

Первая

7.

Тема представленного материала

Алгоритмизация информации на уроках физики как метод развития познавательных ууд

8.

Форма представления

выступление с презентацией

9.

Мобильный телефон

-

10.

Другие сведения

-

Матвиенко Александр Владимирович

ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Фрунзенский

Учитель физики

Алгоритмизация информации на уроках физики как метод развития познавательных ууд

Проблема:

Во-первых, в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по физике, выделятся необходимость проверки следующих видов деятельности:

- владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий,  физических величин,  физических законов, умение описывать и объяснять физические явления

Во-вторых, в последнее время в связи с использованием ИКТ ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания. Использование планов обобщенного характера дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала.

Актуальность работы:

Учителю необходимо организовать учебный процесс так ,чтобы учащиеся получили прочные знания по основным элементам физических знаний. Перед учителем стоит задача научить ученика ориентироваться в информации, уметь находить нужную, уметь осмысливать ее, анализировать, делать обобщения и выводы, т.е. развитие познавательных ууд.

Использование алгоритмов дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала.

 Цель работы

  • формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий,
  • создание условий, пробуждающих самообразовательную активность обучающихся.

Задачи:

Образовательная:
• изучение понятий и свойств физических величин, явлений, законов;
• изучение практической направленности полученных знаний;

Развивающая:
• способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
• развивать умение выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:
• способствовать формированию научного мировоззрения;
• пробуждать познавательный интерес к предмету и окружающим явлениям.

Своеобразие работы 

Данные алгоритмы позволяют не только изучать материал на уроке, но и использовать его при повторении темы на повторительно-обобщающем уроке или повторении материала в11 классе, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Использование алгоритмов изучения основных понятий позволяет учащимся постоянно пополнять запас фактических знаний. Прочно усвоенный материал – основа всякого творчества.

Алгоритмы доступно применять и в других областях знаний  (биология, география, история и т. д.)

 Например, план изучения явлений является общим для  физических, химических и биологических явлений. То же относится к планам изучения приборов, законов и теорий.

Алгоритмы изучения основных понятий (всего их 7) оформлены в формате А4

(При необходимости количество алгоритмов может быть увеличено)

Выводы:

Использование алгоритмов изучения основных понятий позволяют решить следующие задачи:

  • устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
  • повысить качество знаний;
  • более рационально использовать учебное время каждого;
  • вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность.

Алгоритмы доступно применять и в других областях знаний (биология, география, история и т. д.)

Реализация на уроках физики алгоритмов изучения основных понятий показала себя эффективным средством обобщения знаний учащихся и повышающим качество результатов экзаменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности"

Итоговая работа "Формирование универсальных учебных действий на уроках физики,как условие развития познавательной самостоятельности" по программе "Исследовательски ориентированная деятельность - услов...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника.

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как средство развития познавательной активности воспитанника....

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...

Методы развития познавательного интереса на уроках математики

В статье излохены методы . способствующие  развиввать познавательную активность учащихся на уроках математики...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся».

Дается определение "визуализация", указаны плюсы и минусы использования на уроках данного метода, актуальность выбранной темы, новизна опыта....

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...