Разработка семинара по физике по теме :"Механические колебания и волны" 9 класс
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Ковригина Юлия Романовна

Разработка семинара по физике 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_seminara_po_fizike.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка семинара по теме: «Механические колебания и волны»  

для  9 классов  

Выполнила : учитель физики

Ковригина Юлия Романовна

ГБОУ школа № 1795

ВАО

г. МОСКВА

7 апреля 2018г.

Программой  изучения физики для 9 классов отведено на   изучение раздела «Механические колебания и волны»  11 часов, предусмотрено изучение  следующих тем:

  • Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник
  • Величины, характеризующие колебательное движение
  • Лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний»
  • Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания
  • Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
  • Длина волны. Скорость распространения волн
  • Источники звука. Звуковые колебания.
  • Высота и тембр звука. Громкость звука.
  • Распространение звука. Скорость звука.
  • Отражение звука. Эхо
  • Контрольная работа № 4 «Механические колебания и волны. Звук.»

Характеристика основных видов деятельности учащихся при изучении данного раздела: применять знания о колебаниях и волнах для решения задач, уметь объяснять особенности распространения колебаний, волн, звука в различных средах, знать и применять характеристики колебаний и волн для объяснения явлений в природе и решения задач,  работать с оборудованием во время экспериментальной деятельности и применять эти знания и умения при работе с радиоэлектроникой, объяснять и применять закон сохранения энергии  для определения полной энергии колеблющегося тела, объяснять процесс колебаний маятника, исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний, исследовать закономерности колебаний груза на пружине, вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн, экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.

.


Разработка семинара

по теме «Механические колебания и волны»

в 9-м классе

Тема: «Механические колебания и  волны»

Урок № 30

Тип урока: семинар

Цель урока:  обобщить и закрепить знания по теме «Механические колебания и волны», создать целостное представление о пройденном материале и создать образовательный продукт, выполнить требования  по деятельностной подготовке   - освоить необходимые способы и методы получения, применения и анализа знаний.

Задачи урока:

• образовательные задачи –  научить наблюдать и объяснять   физические явления  с использованием знаний по теме «Механические колебания и волны», научить владеть приемами письменной и устной речи, монологической и диалогической  речи, владеть основными видами ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы  выполнения работы, уметь коллективно работать;

воспитательные задачи    продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, сформировать нравственные  и эстетические представления, систему взглядов на мир, сформировать мотивы социального поведения и ценностной ориентации;

развивающая задача – развитие речи , мышления, сенсорной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей, развитие умственной деятельности, развитие самостоятельности, развитие умения применять знания и теории на практике.

Оборудование к уроку: дидактический материал, мультимедийный проектор, компьютер, лабораторное оборудование

План урока:

Этап урока

Время (мин)

Приемы и методы

1

Организационный

1

Подготовительная беседа – мотивация учебной деятельности (словесные)

2

Подготовка к основному этапу занятия

6

Обращение учителя – постановка цели и задачи урока, краткое описание форм и методов работы на уроке, краткое повторение пройденных тем, актуализация темы, занесение в таблицы  ранее полученных  знаний (словесные, проблемные)

3

Практическая работа

10

Выполнение практической  части, работа по группам (наглядные, практические, словесные)

4

Закрепление знаний

12

 Подготовка презентаций по основным свойствам колебаний или  по экспериментальным установкам  с помощью знаний по теме «Механические колебания и волны» и метапредметных знаний, а также используя,  экспериментально полученные и вновь подобранные   материалы, написание рецензий (словесные, проблемные, практические)

5

Подведение итогов урока

15

Дебаты и создание образовательного продукта урока (практические, наглядные, словесные)

6

Объяснение домашнего задания

1

Разъяснение о порядке выполнения домашнего задания (словесные, проблемные, наглядные)

Домашнее задание: подготовить анимационную презентацию по итогам семинара.

Ход урока:

№ эт.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Прогнозируемый результат

1

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок

Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок

Создание рабочего настроя на урок

2

Учитель  кратко обозначает цель и задачи урока. Рассказывает о формах работы на уроке. Организует групповую форму работы и повторение необходимых для данного урока  ранее изученных понятий, используя заранее подготовленные  таблицы.

Внимательно слушают учителя. Готовятся быть активными на уроке. Осознают цели и задачи урока. Вспоминают  и    анализируют имеющиеся знания по данной теме, систематизируют материал, вносят ранее изученные понятия в таблицы, производят взаимопроверку в группах,  составляют экспертное заключение

Понимание целей и задач урока. Активизация мыслительной деятельности,  развитие навыка оценивая результатов

3

Учитель проводит практическую часть семинара, раздает дидактический материал, выдает необходимое лабораторное оборудование, выдает планы работ , группам, экспертам и менеджерам

Самостоятельно работают с оборудованием, составляют отчет о проведении лабораторной работы, анализируют экспериментальные данные и производят расчеты, работают с текстом, решают качественные задачи, составляют экспертное заключение

Развитие навыка  работы  с лабораторным оборудованием, развитие    навыка самостоятельного добывания знаний,  развитие навыка оценивая результатов, навык работы с текстом и решения задач

4

Корректирует и направляет работу групп, выполняет роль консультанта по созданию презентаций, корректирует работу экспертов и менеджеров.

Осмысливают полученные результаты, вспоминают ранее полученные знания, создают образовательный продукт- презентацию, развивают письменную и устную монологическую речь, анализируют связи физических понятий в объекте изучения, учатся работать в группе, пишут рецензию

 Усвоение сущности усваиваемых знаний , развитие навыка логического мышления , развитие навыка увидеть общее и частное в изучаемой теме, развитие навыка работы в группе, развитие речи и творческих способностей, развитие мыледеятельности учащихся

5

Участвует в обсуждении презентаций, при необходимости корректирует правильность и грамотность изложения материала, корректирует экспертов и менеджеров, подводит итоги урока

Систематизируют знания о понятии «Механические колебания и волны», учатся излагать свои мысли грамотно и аргументировано, преодолевают боязнь публичных выступлений, дают рецензии и экспертные заключения, подводят итоги урока, производят оценку и самооценку образовательного продукта и своей роли в его  в создании , развивают устную монологическую речь, обмениваются мнениями, развивают коммуникативные навыки

Закрепление и систематизация физических понятий по  теме «Механические колебания и волны», развитие ученика как всесторонне развитой личности, подготовка к  адаптации в  жизни после окончания школы

9

Разъясняет домашнее задание. Благодарит за урок.

Осмысливают домашнее задание, ставят перед собой цель – завершить оформление образовательного продукта – презентации.

Активация учащихся, развитие творческой активности

Ход урока:

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!

Конфуций

1.Вступительное слово учителя:

Цель сегодняшнего  урока:  обобщить и закрепить знания по теме «Механические колебания и волны», создать целостное представление о пройденном материале и создать  образовательный продукт, освоить необходимые способы и методы получения, применения и анализа знаний.

Повторение пройденного материала.

Учитель: Сейчас мы разобьем класс на четыре группы и каждая группа получит задание, которое будет выполнять самостоятельно. Вам предлагается заполнить пустографы по пройденной теме. На данное задание вам отводится 3 минуты. Распределите задание между всеми членами группы,  для того чтобы мимизировать время выполнения. У каждой группы на столе находится дидактический материал. После выполнения данного задания будет произведена взаимопроверка в группах. Ваши заполненные таблицы будут переданы экспертам других групп по часовой стрелке. Потом будет дано 3  минуты на обсуждение правильности выполнения задания. Для  этого  в каждой  группе необходимо выбрать два эксперта. Один из которых будет оценивать работу  конкурирующей группы учащихся всегда положительно, а другой всегда отрицательно. Также необходимо в каждой группе выбрать менеджера по рекламе деятельности группы и образовательного продукта, который она производит.

Задание№ 1.Внесите в таблицу основные величины, которые были изучены в этом разделе.

Название

Обозначение

Ед.измерения

Определение

Связь с другими величинами

Смещение

Амплитуда

Частота

Период

Частота

Скорость волны

Дина волны

Задание №2. Заполните таблицу по видам механических колебаний.

Отличительные особенности

Механические колебания

Свободные

Вынужденные

За счет чего происходят

Затухающие или незатухающие

Чем определяется частота

Чем определяется амплитуда

Задание №3. Опишите известные вам колебательные системы.

Название

Характеристика

Свойства

Математический маятник

Пружинный маятник

Задание№4. Внесите в таблицу основные понятия , используемые при изучении  механических волн.

Название

Характерные особенности

Среда распространения

Механизм образования

Поперечная волна

Продольная волна

Задание №5. Отразите в таблице основные характеристики механических волн.

Свойство

Определение

Закономерность

Отражение

Дифракция

Интерференция

Резонанс

Задание №6. Внесите в  таблицу основные характеристики звуковой волны.

Свойство

Определение

Закономерность

Длина волны

Громкость

Высота

Тембр

Тон

Обертон

 

 Краткое экспертное  заключение по работе каждой группы .

План экспертного заключения:

1. Соответствует ли выполненное задание заявленным требованиям.

2. Грамотность и четкость выполнения.

3. Недочеты в работе группы.

4. Экспертная оценка.

2. Практическая работа.

Работа ведется в 4 группах. Каждая группа получает задание, оборудование , план работы.

Задание первой группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости периода колебаний от длины маятника?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от длины маятника».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от длины маятника.

Оборудование: Маятник, часы, груз, линейка.

Ход работы:

  1. Соберите нитяной маятник, длиной нити 60 см.
  2. Отклоните груз на небольшой угол и отпустите его.
  3. С помощью секундной стрелки измерьте промежуток времени, за который маятник совершил 20 полных колебаний.
  4. Повторите опыт при меньшей длине нити.
  5. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  6. Сделайте вывод по вашим исследованиям.

№ опыта

Длина нити, L (м)

Число колебаний (N)

Период Т (с)

 

 

20

 

 

 

20

 

Вычисления.

Вывод.

Задание второй группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

Лабораторная работа: «Определение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

Цель: Рассчитать ускорение свободного падения с помощью формулы периода математического маятника.

Оборудование: Часы с секундной стрелкой, линейка, груз, штатив.

Ход работы:

  1. Установить на краю стола штатив. К нему подвесить груз на нити. Груз должен висеть на высоте 3-4 см от пола.
  2. Измерить длину нити маятника.
  3. Отклонить груз в сторону на небольшой угол и отпустить его.
  4. Заполнить таблицу и вычислить ускорение свободного падения .
  5. Сделайте вывод.

№ опыта

Число колебаний (N)

Время колебаний

Длина нити

 

20

 

 

Вычисления.

Вывод.

Задание третьей группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от массы груза».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от массы груза.

Оборудование: Пружина, грузы разной массы.

Ход работы:

  1. Подвесьте к пружине динамометра один из грузов
  2. Измерьте промежуток времени 5 колебаний.
  3. Повторите опыт с грузом другой массы.
  4. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  5. Сделайте вывод по вашим исследованиям.

№ опыта

Масса груза (кг)

Жесткость пружины (Н/м)

Период Т (с)

 

 

40

 

 

 

40

 

Вычисления.

Вывод.

Задание четвертой группы:

Выполнить лабораторную работу: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».

Ответить на вопросы:

  1. На примере какой колебательной системы выполнялась лабораторная работа?
  2. Какие формулы использовались для определения зависимости?
  3. Какой вывод можно сделать из своего исследования?

Лабораторная работа: «Определение зависимости периода колебаний от жесткости пружины».

Цель: Выяснить, как зависит период свободных колебаний от жесткости пружины.

Оборудование: Пружины разной жесткости, груз определенной массы.

Ход работы:

  1. Определите жесткость каждой пружины с помощью закона Гука: | Fупр|= kx, где x — удлинение пружины. (Измерьте длину пружины в обычном состояние, а затем с грузом; разница и будет удлинение.)
  2. С помощью формулы для вычисления периода колебаний определите Т.
  3. Повторите опыт с другой пружиной.
  4. Сделайте вычисления и заполните таблицу.
  5. Сделайте вывод .

№ опыта

Масса груза (кг)

Жесткость пружины (Н/м)

Удлинение пружины (м)

Период Т (с)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисления.

Вывод.

Каждая группа, выполнив свою лабораторную работу, сдает отчет конкурирующей группе и получает конверт с другим заданием.

Задание первой группы.

Решить задачу: волна от лодки, проходящей по озеру, дошла до берега через минуту. Расстояние между двумя соседними гребнями равно 1,5 м, а время между двумя последующими ударами волн о берег равно 2 с. Как далеко от берега проходила лодка? (Ответ: 45 м)

Задание второй группы.

Выполнить задание учебника: упр.25, №1.

Направление движения маятника

Сила упругости, Fупр

Скорость, υ

Потенциальная энергия, Еп

Кинетическая энергия, Ек

Полная механическая энергия, Епол

От В к О

 

 

 

 

 

От О к А

 

 

 

 

 

От А к О

 

 

 

 

 

ОТ О к В

 

 

 

 

 

Задание третьей группы.

Решите задачу: частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает птица, пролетев путь 650 м со скоростью 13м/с? (Ответ: N=150)

Задание четвертой группы.

  1. В тексте учебника найти условия возникновения колебательного движения (глава 2).
  2.   Решить качественную задачу: Почему тонкий бокал, наполненный жидкостью «Поёт», если мокрой подушечкой пальца водить по его торцу?

Каждая группа, выполнив вторую часть заданий сдает отчет конкурирующей группе и получает конверт с другим заданием.

Краткая экспертная оценка выполнения  заданий по предложенному ранее плану.

4. Закрепление знаний

Задание для всех четырех групп одинаковое.

Создать презентацию   свойств механических колебаний или презентацию свойств колебательной системы, либо презентацию экспериментальной установки системы , либо свойств механических волн или их применения (возможна любая, подходящая по теме семинара). Возможно использовать материалы, полученные экспериментально или в ходе решения качественных задач  каждой группой в практической части.  Возможно использование основного дидактического материала или дополнительного. Все необходимое находится на ваших  столах. Менеджерам по рекламе работы коллектива подготовить рецензию на данную презентацию.

План презентации.

  1. Актуальность применения данной колебательной системы, экспериментальной установки, использования свойств и т.д.
  2.  Каким образом можно экспериментально подтвердить физические параметры выбранного вами свойства, системы, установки ?
  3.  Каким образом осуществляется сложность или простота, необъяснимость или доступность эксперимента ?
  4. Количество энергозатрат при проведении эксперимента по выбранному вами направлению ?
  5. Достоинства и недостатки применения данных свойств,  экспериментальной установки, колебательной системы и т.д. в быту , технике, в школе и т.п.
  6. Перспективы по внедрению и предложения по модернизации выбранного вами рассматриваемого аспекта.

План рецензии

  1. Соблюдение регламента выступления

2. Структура и система представленной презентации.

2. Соблюдение логичности изложения.

3. Наличие выводов.

4. Практическая применимость.

5 .Вывод о качестве коллективной работы.

5. Подведение итогов урока

Выступление представителей групп с презентациями, выступление менеджеров по рекламе работы коллектива с озвучиванием рецензий, краткая экспертная оценка по окончании выступлений, которая должна содержать информацию – какая группа по мнению экспертов (оценивается работа группы и менеджера по рекламе коллектива) стала лучшей. Учитель подводит итоги урока о соответствии образовательного продукта, полученного на уроке, целям, которые были заявлены в начале урока.

6.Объяснение домашнего задания

Вывод: для завершения формирования образовательного продукта семинара, в качестве домашнего задания  необходимо использовать полученные на семинаре материалы для создания мультимедийных презентаций.

стр.  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Презентация по физике на тему "Механические колебания"

10 класс. Презентация по физике. Повторительно-обобщающий урок на тему "Механические колебания"....

Урок по физике 9 класс по теме: Механические колебания. « Механика и человек».

Разработка урока по физике 9 класс по теме: Механические колебания. « Механика и человек». ...

Самостоятельная работа по теме "Механические колебания" в 11 классе

Самостоятельная работа проводится  после изучения главы "Механические колебания".При составлении теста использовались материалы КИМов последних изданий.Работа расчитана на 15 минут....

Тест по теме “Механические колебания и волны”. 9 класс. Физика.

Данный тест можно использовать при обобщении материала по данной теме. ...

Зачёт по физике для 10 класса по теме "Механические колебания и волны.Звук".

Одной из форм обобщённого контроля знания учащихся является проведение зачётов по пройденным темам. В данной публикации предлагается разработанный мною зачёт для учащихся 10 классов по теме "Механичес...

Зачет № 2 по физике в 9 классе по теме механические колебания и волны (§24-§42) Учитель физике МБОУ Школа № 128 г.о.Самара Буданова Ольга Евгеньевна

Зачет, как форма организации обучения имеет большое воспитательное значение, способствуя формированию культуры учебного труда, навыков самообразования, ответственного отношения к учению.В начале ...