Конспект урока по Физике для 10 класса "Влажность воздуха"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Тришичева Людмила Владимировна

Цели урока:           

  Образовательные:   закрепить теоретические знания учащихся  об  абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы;    продемонстрировать способ измерения влажности воздуха различными приборами,

   Развивающие:   развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками и интернет- ресурсами, развивать умение публичного выступления.

Воспитательные:  вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1otk_ur_vlazhnost.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по физике       10 класс

Тема « Значение   влажность воздуха»

Цели урока:           

  Образовательные:   закрепить теоретические знания учащихся  об  абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы;    продемонстрировать способ измерения влажности воздуха различными приборами,

   Развивающие:   развивать умение анализировать информацию, пользоваться справочниками и интернет- ресурсами, развивать умение публичного выступления.

Воспитательные:  вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Задачи урока:

  организовать деятельность учащихся по приобретению новых  и закреплению ранее полученных знаний;

  вызвать интерес учащихся к уроку, придать ему поисково-творческий характер;

   развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», сотовые телефоны,  психрометр,  гигрометр, снег или кусочки льда с водой,   раздаточный материал: психрометрическая таблица, тренировочные задания.

1. Организационный этап

–Откройте  ваши тетради, они нам понадобятся. Запишите сегодняшнее число…

– Тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив мои задания, записывая ответы в тетрадь

(Слайд 1) – Итак, первое задание: подумайте, что объединяет сюжеты на слайде.

 (Слайд 2) – Запишите через запятую и это явление.

 «Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

 (Слайд 3) – О каком явлении идёт речь в следующем стихотворении?

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу.

 (Слайд 4) –Послушайте, как красиво это явление  описано Львом Толстым.

 «Когда в солнечное утро пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это …» .

(Слайд 5) – Запишем это слово в наш конспект. А про что следующий отрывок?

Накинул город покрывало,
Всю гамму звуков приглуша.
Авто катиться стали вяло,
Колёсами едва шурша.

– Запишем это слово в наш конспект

(Слайд 6) – Следующее задание. О чём идёт речь в следующем описании?

 Древние викинги считали, что она соединяет мир богов и мир людей. Древние греки считали ее вестницей богов. В честь нее названа одна из оболочек глаза. Кто она? 

(Слайд 7) –  Родственные радуге явление - гало. Кто знает, что такое гало?  

Задание  :Достаньте  сотовые телефоны и найдите в интернете определение этого понятия.

- А теперь озвучьте ответы на мои вопросы.

 - Что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха)

(Слайд 8) – Итак, тема сегодняшнего урока –  Значение влажности  воздуха.

  – А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить? ( формулируют задачи урока).

2. Проверка  изученного материала

А) фронтальный опрос

В воздухе  всегда содержится некоторое количество водяного пара.                                      – Какова причина появления водяного пара в  воздухе?                                                  – Вспомните, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения?                                                                                                                  – Как проявляется влажность воздуха?                                                              – А что такое насыщенный пар?                                                                                   – В каких единицах  можно выразить массу водяных паров в 1 м3 воздуха?                                                                                                                  - А что такое абсолютная влажность воздуха?    Формула?                                                                    - А что такое парциальное давление?                                                                                - А что такое  относительная влажность воздуха?    Формула?                                                                                                                                      - А что такое   точка росы?                                                                                                          

Б)   – Подумайте, как экспериментально можно доказать наличие водяного пара в атмосфере?

 Опыт. Укрепить шары. В один из шаров налить холодной воды с кусочками снега (1/2 часть). Через некоторое время появится роса.

– Вы видите воду, выпавшую из влажного воздуха при конденсации паров.    – Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, достиг состояния насыщения, называется точкой росы. Точка росы также характеризует влажность воздуха, так как она позволяет определить абсолютную влажность с помощью таблиц.                                                  

    - Какими приборами   можно воспользоваться для измерения в относительной влажности воздуха?  ( ответ ученика – рассказ  с использованием приборов: психрометра  и гигрометра).

В)   Закрепление  знаний

   Лабораторный опыт « Определение влажности воздуха в кабинете»                                                              Оборудование: термометр, вата, сосуд с водой. ( на каждый стол)

  1. Запишите показания сухого термометра.
  2. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной водой. Что происходит?
  3. Запишите показания влажного термометра.
  4. Найдите разность показаний
  5. Определите по таблице влажность воздуха  в кабинете.

Проверка показаний. По результатам работы всех групп получилось, что микроклимат нашего помещения благоприятен для нормальной жизнедеятельности: относительная влажность в пределах нормы 40–60 %.

3. Закрепим знания теоретического материала ( упражнения на понимание и применение новых знаний)

1) Задача (выданы на каждую парту). Первую задачу решаем коллективно, остальные решают самостоятельно на 2 варианта.

tсух (0С)

tвлаж(0С)

Δt(0С)

  • (%)

18

15

?

?

20

?

?

44

?

?

6

56

14

?

?

70

?

?

3

28

 Устная проверка результатов.

2) Задача из сборника для подготовки к  ГИА   (  решает ученик у доски с последующим разбором, остальные в рабочих тетрадях)

Плотность водяного пара при температуре 20 градусов равна 17,3 г\м3.Насыщенный это пар или ненасыщенный?

4 . Какое значение имеет влажность воздуха, на что она влияет?

Сегодня я пригласила к нам на урок работников некоторых профессий и попросила их ответить на вопрос: Какое влияние оказывает влажность воздуха на нас и окружающую среду? Послушаем их ответы.

Сообщения учащихся: (Слайд 9,10,11,12)

Психолог: Влажность воздуха сыграла и играет немалую роль в развитии различных людских темпераментов. Постоянная влажность, заполняя поры тела, замедляет циркуляцию жидкостей в организме, ослабляет сосудо-двигательную систему, лишает организм энергии, притупляет чувствительность, словом, человек становится медлительным и инертным флегматиком. Живя на болотистой и поросшей лесом почве, среди тумана, под небом, покрытым густыми облаками, в условиях большой влажности, человек меняется, в результате наблюдается побеление кожных покровов, волос, становятся бледными и глаза.

Косметолог: Я косметолог и знаю, что каждый человек хочет выглядеть привлекательно, долгое время оставаться молодым и красивым. Первая проблема, с которой сталкиваются люди – это появление морщин. Немалую роль в развитии морщин у молодых людей играют различные внешние влияния, в том числе избыточно сухой или влажный воздух. Находясь в условиях постоянно повышенной влажности воздуха, наша кожа впитывает воду и растягивается. Подвергаясь длительному растяжению, она не может быстро сократиться, отвисает и покрывается морщинами..

Под воздействием сухого воздуха кожа становится бледной, сухой, начинает шелушиться, появляется раздражение. Все это способствуют более быстрому старению кожи.

Наши волосы, в сухом воздухе, испаряя влагу, становятся тоньше и растрескиваются, секутся на концах и легко обламываются при расчесывании. Прическа в этом случае выглядит ужасно.

Обогревательные приборы, работающие в зимний период, сушат воздух и вызывают испарения влаги с кожи. Сухой воздух, подобно губке, ищет и впитывает влагу везде, где бы она ни встретилась. Наша кожа не исключение. Чтобы полностью избежать сухости кожи зимой, достаточно не подвергать ее воздействию сухого воздуха, возникающего при работе обогревательных приборов. Для этого относительная влажность в помещении должна быть не менее 50 %. Зимой она обычно составляет не более 20 %. Для поддержания нужного уровня влажности можно вывешивать мокрые полотенца или ставить на батарею ванночку с горячей водой.

Врач: Наш организм на две трети состоит из воды, поэтому относительная влажность воздуха влияет на здоровье и самочувствие. Чем меньше влажность, тем быстрее испарение при дыхании, что способствует охлаждению тела. Следствием сухого воздуха является подверженность организма простудным инфекциям. Простуда и насморк распространяются воздушно-капельным путем или через телесный контакт с больным. Главная функция кожи - быть барьером для бактерий. Если кожа и слизистые оболочки носоглотки сухие, то барьер становится менее эффективным. Люди, носящие контактные линзы, в условиях сухого воздуха часто жалуются на раздражение слизистой оболочки глаз. Даже те, кто не имеет проблем со зрением, могут испытывать неблагоприятное воздействие сухого воздуха на глаза. Это так называемый синдром "сухого глаза". Сухой воздух способствует повышенной испаряемости слезы. Слезы же поддерживают постоянную влажность глазного яблока, обеспечивая гладкость и чистоту роговицы. Работая "всухую", наши глаза излишне напрягаются, быстрее утомляются. Помочь нашим глазам можно увлажняя веки с помощью холодных примочек из настоя цветков ромашки аптечной. Сухой воздух приводит к ослаблению иммунной системы в целом, обостряет кожную аллергию. Кроме того, он приводит к тому, что пыль летает по всей комнате, и ее частицы попадают в органы дыхания, что может привести к легочным заболеваниям. Для того чтобы связать мелкие частицы пыли, нужно либо ежедневно выполнять влажную уборку, либо установить в комнате увлажнитель воздуха.

Биолог:    От сухого воздуха портятся растения. У них начинают сохнуть кончики листьев, растения теряют декоративность или даже постепенно погибают. Бесполезно усиленно поливать такие растения, это даже вредно. В природе корни не являются основным источником влаги для этих растений, корни просто неспособны напитать влагой растение. И растение будет постепенно умирать даже при правильном и своевременном поливе.-

Тело насекомых покрыто пушком, различными волосками, которые чрезвычайно чувствительны к изменению влажности в атмосфере и способны конденсировать влагу на своей поверхности. Все погодные изменения обычно начинаются в верхних слоях атмосферы, а накопления влаги на поверхности тела мелких насекомых затрудняет их полет, заставляет опускаться все ниже, где воздух еще сухой. Другая версия: у насекомых от влаги тяжелеют крылья. Вслед за ними опускаются насекомоядные птицы – ласточки, стрижи. Если ласточки и стрижи летают высоко, то будет сухая солнечная погода, низко – будет дождь, – такова народная примета. Лягушки и рыбы также непрочь полакомиться насекомыми , которые появляются над водой, лягушки прыгают на берегу и днем квакают, а рыбы выскакивают из воды, хватая зазевавшихся мошек, – быть дождю! Пчелы строго следят за влажностью воздуха в ульях, поддерживая ее в пределах 65–88 %. В сухую летнюю погоду они помещают вокруг ячеек с расплодом свежепринесенный жидкий нектар (50 % воды), из которого легко испаряется вода, причем ячейки с нектаром заполняются лишь на 25–30 %, что увеличивает площадь испарений. В сильную жару пчелы приносят в улей воду.

Метеоролог: Проще всего определить изменение относительной влажности воздуха. Вам уже известно, что кожа и волосы человека чутко реагируют на изменение влажности воздуха: волосы становятся длиннее, кожа – мягче. Реагируют на изменение влажности и растения. Например, при увеличении влажности воздуха многие цветы (одуванчик, вьюнок и др.) сжимают свои соцветия, а рябина начинает сильно пахнуть. Обычно это бывает перед дождем. Клен, жимолость и некоторые комнатные растения при большой влажности выделяют капельки влаги на краях своих листочков. Хвойные деревья (особенно это заметно у ели) при увеличении влажности опускают ветви, а при уменьшении – поднимают. Перед дождем чешуйки сосновой шишки плотнее прижимаются друг к другу, а в сухую погоду, наоборот, раскрываются, отчего шишка становится ершистой.

Для точного определения относительной влажности воздуха метеорологи пользуются прибором, состоящим из двух одинаковых термометров. Вы уже слышали, что появление или отсутствие заморозка тесно связано с количеством воды, находящейся в воздухе, т.е. относительной влажностью, поэтому психрометрическую таблицу можно переделать в термограмму возможных заморозков.

VІІ. Рефлексия

Учитель. Мы подошли к концу урока. Возьмите каждый свою тетрадь и запишите  три рекомендации специалистов которые вам пригодятся в жизни.

VІІІ. Домашние задание: §71-73 повт  Составить три качественные задачи на тему «Влажность воздуха». Практическое задание: определить влажность воздуха в квартире с помощью термометра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике, 9 класс, УМК "Физика" Перышкин А.В., Гутник Е.М.

Урок составлен на основе информационно - коммуникационных технологий, позволяющих сформировать ИКТ - компетенции обучающихся при подготовке к ГИА....

Конспект урока по физике в 7 классе «Физика и техника»

Урок изучения знаний и способов деятельности...

КОНСПЕКТ Урока по ФИЗИКЕ в 8-м классе по теме: «ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА»

Образовательная цель: - закрепить понятия: испарение, конденсация, кипение;- проверить знания учащихся по теме, уровень обученности;- ввести понятие о влажности воздуха: абсолютной и относительной, сп...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме "Влажность воздуха"

Цель урока:ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и познакомить с приборами для измерения влажности воздуха. Задачи:Образовательные: Обобщить теоретические знания...

Конспект урока по физике в 7 классе по теме « Вес воздуха. Атмосферное давление.»

Развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; спос...

конспект урока физкультуры "Игры на свежем воздухе"

На воздухе полезны всегдаБег, движенья, игры, ходьба!...