Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему Архимедова сила
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение нового материала происходит в процесе объяснения, беседы, элементов учебной игры, ученических упражнений, демонстраций и ученических опытов. Для создания у школьников чувственного представления об изучаемом объекте используется принцип визуализации возможностями средств ИКТ. Задействованы оба канала восприятия и слуховой и зрительный, что по данным исследователей увеличивает уровень усвоения до 65%

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_urok2.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения   на тему

Архимедова сила

Ф.И.О. учителя Толоконникова Владлена Викторовна

Предмет: физика

 Класс: 7

УМК: Пёрышкин А.В. «Физика 7»

Уровень базовый                                                                                                     Тип урока: урок - исследование

Цель урока: изучить силу Архимеда, условия плавания тел.

Основное содержание:

*Установление существования выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость. Демонстрация опытов.

*Объяснение механизма образования выталкивающей силы.                                                          *Выяснение, от каких физических величин зависит  сила Архимеда.                        *Выяснение условий плавания тел.

Термины и понятия:

гидростатическое давление, выталкивающая сила, закон Архимеда, плавание тел.

Планируемые образовательные результаты.

 1.Предметные: учащиеся должны знать и понимать понятия  гидростатическое давление, выталкивающая сила, плавание тел. Знать закон Архимеда и понимать его смысл.

2.Метапредметные: развитие познавательного интереса, умение участвовать в коллективном обсуждении, выдвигать гипотезы и аргументировать свою позицию.

3. Личностные: самостоятельность в приобретении знаний, стремление к размышлению, осуществлению действий, получению результата.

  Основные методы обучения, используемые на уроке:

*словесный  (рассказ, объяснение, эвристическая беседа)

*наглядно-иллюстративный  

*репродуктивный

*частично-поисковый

*фронтальный

*метод самоконтроля            

Организация образовательного пространства

Традиционное оборудование:

Сосуды с водой и водным раствором соли, динамометр

Инновационное оборудование:

*Мультимедийный проектор

*Интерактивная доска

* Компьютер

*Документ-камера

Учебные пособия

Учебник Физика, 7 класс

Межпредметные связи

*История – рассказ об Архимеде

* Математика - вывод закона Архимеда

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.                        

Технология изучения темы

I. Организационный этап. (3мин.)

Самоопределение учащихся к деятельности.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, поясняет критерии оценивания заданий.                                                                                             Учащиеся        проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. «Вызов»(10 минут)                                                   Цель:

*актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала, *создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.

*согласовать цель и тему урока

Задание 1.Вопросы для актуализации знаний                                                        Форма работы – индивидуальная

Учитель раздаёт карточки для заполнения их учащимися (два варианта)

Учащиеся заполняют предложенные карточки с заданиями

Вариант 1

Вариант 2

1. Как обозначается плотность вещества? В каких единицах измеряется?

1.Как обозначается давление? В каких единицах измеряется?

2. Написать формулу для расчёта давления жидкости на дно сосуда

2. Написать формулу для расчёта давления твёрдого тела.

3.При одинаковой высоте столба жидкости, где будет давление больше, в сосуде с водой или с керосином?

4.Сравнить силы давления на дно сосуда и на уровне середины сосуда.

Учитель разбирает вопросы самостоятельной работы.

Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, оценивают работу соседа по парте. Сравнивают с правильными ответами, демонстрируемыми на экране с помощью документ-камеры.

Задание 2. Демонстрация, проводимая учителем:

Проблемный вопрос на основе опыта. Если  погрузить мяч полностью в воду и отпустить, он «выпрыгивает» из воды.

Почему мяч всплывает на поверхность воды?

 Форма работы – коллективная.                                                                                                        

 Учитель: опишите устно, что вы наблюдали? Как бы вы объяснили данный опыт?                                                                                                                    Предполагаемый ответ:   На мяч подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды… Назовем ее выталкивающая сила.                                                                В результате обсуждения формулируется тема урока и цель изучения нового материала: рассмотреть причины, создающие выталкивающую силу, выяснить от каких физических величин она зависит. Научиться использовать полученные знания для объяснения условий плавания тел. Учитель рассказывает об Архимеде и озвучивает тему урока, записывает её на доске, а учащиеся в - своих тетрадях.                                                                                                                          

III. Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность.                                                                                                               Цель: убедиться в существовании выталкивающей силы, экспериментально выяснить от чего она зависит.

Форма работы – коллективная, работа в малых группах. Каждая группа проводит первый эксперимент и один из четырёх оставшихся.                          Исследование силы Архимеда

 1 эксперимент: измерить вес тела в воздухе и в воде. Рассчитать выталкивающую силу.

2.эксперимент: определить Архимедову силу, действующую на два тела одинакового объёма, но разной плотности.

3. эксперимент: определить Архимедову силу, действующую на два тела разного объёма, но одинаковой плотности.

4. эксперимент: определить Архимедову силу, действующую одно и то же тело, опущенное в жидкости с разной плотностью.

5. эксперимент: исследовать зависимость силы Архимеда от глубины погружения.

Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и формулирует вывод.

Общий вывод: демонстрируется на одном из слайдов презентации к уроку.

  Сила Архимеда зависит от:

*объёма тела

*плотности жидкости

  Сила Архимеда не зависит от:

*плотности тела

*глубины погружения (при полном погружении тела)

   Исследование условий плавания тела. После обсуждения учащиеся формулируют условие необходимое для плавания тела: равенство силы тяжести, действующей на тело и  силы, выталкивающей его из жидкости. Используя формулы для расчёта силы Архимеда и силы тяжести,  условие плавания тел записывается через равенство плотностей тела и жидкости.                                                                                                            

IV. Закрепление нового материала и диагностика качества освоения темы.                                                                                                                                   Цель: проверить усвоение учебных элементов.                                                  Форма работы: коллективная, индивидуальная.                                    

Учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на слайдах презентации к уроку.

             Определите, чему равна выталкивающая сила 

           Стеклянное (№1) и стальное (№2) тела одинакового объема опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?

           Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?

                      

Одинаковые шары подвешены к коромыслу весов. В каком случае равновесие нарушится

 V. Рефлексия (3 минуты)                                                                                              Цель:                                                                                                                   *зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;                                                 *оценить собственную деятельность на уроке;                                                                  *поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат     урока;                                                                                                                                         * зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;                                                                                                  *обсудить и записать домашнее задание

  Учитель. Наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на экране.                                  * Сегодня я узнал …                                                                                                                   * Меня поразило то, что …                                                                                                * Теперь мне стало понятно…                                                                                                   * Хотелось бы ещё узнать…                                                                                                     * Что понравилось на уроке?                                                                                                          * Что вызвало затруднения? Почему?                                                                            Домашнее задание: §49( прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа устно), упр.32

 Литература

1.А.В.Перышкин. “Физика-7”, изд. “Дрофа”.                                                                   2. Л. И. Семке. “Занимательные материалы к урокам”, изд. “НЦ ЭНАС”.           3.Я.И.Перельман. “Занимательная физика”, изд. “Наука”.                                         4. Передовые педагогические практики. Физика. Методическое пособие для учителей.  М. 2013. ООО «Бизнес-Меридиан»                                                                              5. «Демонстрационные опыты по физике» под ред. А.А.Покровского, изд. Просвещение.                                                                                                          6. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие  для учителей. М. Просвещение, 2014

 

                                                                     

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»...

Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»

Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ "Построение диаграмм в электронных таблицах"

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ"Построение диаграмм в электронных таблицах".Может использоваться на уроках информатики для обучающихся 9-11 классов...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему " Атмосферное давление"

Это попытка переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях действия нового Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, предпола...

Тригонометрические формулы. Разработки серии уроков с использованием коллективных средств обучения.

Предлагаемый материал содержит алгоритм работы, карточки индивидуальных заданий (как домашних, так и для контроля усвоения материала в классе) для серии уроков алгебры по теме "Тригонометрические форм...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...

Методическая разработка "Использование инновационных средств обучения на уроках русского языка"

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...