Методики изучения мотивации к обучению
материал по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Филимонова Елена Владимировна

Анкета  по изучению школьной мотивации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые __________________________________________________________

Б. Нелюбимые ________________________________________________________

Раздел II

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет потому, что Не люблю предмет потому что :

  

1. Данный предмет интересен

2. Нравится, как преподает учитель

3. Предмет нужно знать всем

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет требует терпения

10. Предмет занимательный

11. Товарищи интересуются этим предметом

12. Интересны отдельные факты

13. Родители считают этот предмет важным

14: Хорошие отношения с учителем

15. Учитель часто хвалит

16. Учитель интересно объясняет

17. Получаю

удовольствие при его изучении

18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает развивать общую культуру

20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто интересно

1. Данный предмет не интересен

2. Не нравится, как преподает учитель

3. Предмет не нужно знать всем

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно усваивается

6. Предмет не заставляет думать

7. Предмет не считается выгодным

8. Не требует наблюдательности, сообразительности

9. Предмет не требует терпения

10. Предмет не занимательный

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны только отдельные факты

13. Родители не считают этот предмет важным

14. Плохие отношения с учителем

15. Учитель редко хвалит

16. Учитель неинтересно объясняет

17. Не получаю удовольствия при его изучении 
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19. Предмет не способствует развитию общей культуры

20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21. Просто неинтересно 

Раздел III

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий. 

1. Это мой долг.

2. Хочу стать грамотным.

3. Хочу быть полезным гражданином.

4. Не хочу подводить свой класс.

5. Хочу быть умным и эрудированным.

6. Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться самостоятельно работать.

8. Все учатся и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил учитель.

12. Чтобы товарищи со мной дружили.

13. Для расширения умственного кругозора.

14. Классный руководитель заставляет.

15. Хочу учиться. 

 

 

Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой)

Обработка результатов.

Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

 



Предварительный просмотр:

«Исследование мотивации к изучению предмета физика»

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

Индивидуальный бланк ответов

Дата:

с  выска-зыванием полностью согласен

(5 баллов)

с выска-зыванием больше согласен,

чем

не согласен

(4 балла)

ни «да»,

ни «нет» - нечто среднее;

(3 балла)

с выска-зыванием больше

не согласен,

чем согласен

(2 балла)

с выска-зыванием полностью

не согласен

(1 балл)

  1. Данный предмет мне интересен

  1. Мне нравится как преподает учитель

  1. Предмет  заставляет меня думать

  1. Я могу применять в жизни знания по этому предмету.

  1. Я получаю удовольствие при изучении предмета

  1. Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире

  1. Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.

  1. Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.

  1. На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.

  1. Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.

Итого:

Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Интерпретация результатов:

41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета

31 – 40 -  баллов – высокая мотивация к изучению предмета

21 - 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета

11 -  20 баллов - низкая мотивация к изучению предмета

0 – 10 баллов - очень низкая мотивация к изучению предмета



Предварительный просмотр:

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

ФРАГМЕНТ

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку;

б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

2.        Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал;

з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

3.        Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нра-
вится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь;

ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

4.        Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нра-
вится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал;

б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...