Дополнительная образовательная программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» (9 класс)
материал по физике (9 класс) на тему

Максимова Александра Андреевна

Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. – Москва: Интелект – Центр, 2017. – 160 с.

Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественно - научных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_9_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №22 ОАО «РЖД»

Дополнительная образовательная программа кружка

 «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» 

Для учащихся 9 класса, сдающих ОГЭ

Руководитель  кружка:

Максимова Александра Андреевна,

учитель физики и информатики

Улан-Удэ

2017-2018 г


  1. Пояснительная записка
  • Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 занятие в неделю
  • Срок реализации программы 1 год

        Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» составлена на основе пособия: Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. – Москва: Интелект – Центр, 2017. – 160 с.

Основная задача обучения физике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой физических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение физики предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их естественно - научных способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с физикой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Для учащихся девятых классов сдача ОГЭ по физике не является обязательной, кроме тех случаев, когда ученик планирует продолжить обучение в специализированном физико-математическом классе или же поступать в технологический колледж. Именно в этих случаях экзамен по физике приобретает актуальность.

       Основное назначение новой системы – введение открытой, объективной, независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути образования.

      Программа кружка «Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ» входит в образовательную область «Естествознание» и представляет углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками. Курс рассчитан на учеников, желающих основательно подготовиться к ОГЭ.

       Учащиеся, выбравшие данный кружок, во время уроков работают по учебнику  А.В. Пёрышкина «Физика 9 кл.» и изучают физику по программе общеобразовательных учреждений 2 часа в неделю.                                  

        Так как ОГЭ отличается от обычных экзаменов, то помимо дополнительной подготовки по предмету, требуется научить учащегося  работать с тестами, заполнять правильно бланки ответов. Для выполнения девятиклассникам предлагается 26 заданий. Число заданий с кратким ответом 5. Максимальный балл за всю работу 40 .

Структура экзаменационных заданий представлена тремя блоками вопросов:

Часть 1. Блок вопросов: предполагающих выбор правильного ответа из представленных возможных вариантов это задания: 2-5,8,11-14,18,20.

Ответом к заданиям 1,6,9,15,19 является последовательность цифр.

И ответом к заданиям 7,10 и 16 является число, где единицы измерения не пишутся.

Часть 2. Ученикам необходимо дать развернутый, логически связанный и обоснованный ответ, на 2 вопроса по порядку.

Необходимо решить две задачи развернутым способом, с использованием соответствующих формул и физических законов. В решении одной задачи предполагается постановка эксперимента.

       Основные методические особенности кружка:

  • подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий второй  части;
  • работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего;
  • выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.

       Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции.

Для повышения эффективности лекции учитель разнообразит их наглядными приемами: демонстрационными опытами, презентациями, обобщенными макет-схемами основного содержания. Особое внимание необходимо уделять способам смены видов деятельности обучаемых на разных этапах лекции, широко использовать самостоятельные мини задания по тексту, по эксперименту логического характера.

После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала. В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, самостоятельные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую учителю и ученикам корректировать свою деятельность. Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Особое место в системе обучения на кружке занимают лабораторные занятия. Они чаще всего строятся либо как экспериментальная задача, либо как мини исследование. В ходе первых  учитель совместно с учащимися разрабатывает план действий ученика в процессе проведения лабораторного занятия. Лабораторное занятие второго типа начинается с обсуждения физического смысла исследуемой величины  и определения пути её исследования.

       Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности. Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по физике в форме ОГЭ). Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

2. Учебно-тематическое планирование

2.1 Принципы построения программы

Основная задача ОГЭ – выявление степени владения выпускниками основной школы видами деятельности, формируемыми при изучении физики и на уровне методов научного познания, и на уровне экспериментальных умений. В связи с этим требованием структура кружка прежде всего должна способствовать выработке индивидуального подхода ученика к уровню овладения физическими законами и глубине понимания физической природы окружающего мира.

Содержание кружка направлено на повторение всего курса физики основной школы и создание у учащихся стройной картины физической основы мира на уровне физических явлений. В то же время,  по содержанию не должен забегать вперед, а лишь повторять и расширять полученные в образовательном курсе физики знания и углублять их понимание.

2.2 Учебно-тематический план

п/п

Глава

Кол-во

часов

В том числе

Лекция

Практ.

Лаборатор.

Блок 1. Познавательный

1

Первоначальные сведения о строении вещества

2

1

1

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

3

1

1

1

3

Работа и мощность. Энергия

4

1

2

1

Блок 2. Фундаментальный (Механические явления)

4

Законы взаимодействия и движения тел

6

2

3

1

5

Механические колебания и волны. Звук

3

1

1

1

Блок 3. Практический (Электромагнитные явления)

5

Электромагнитное поле

1

1

6

Электрические явления

4

1

2

1

7

Световые явления

3

1

1

1

Блок 4. Исследовательский (Энергетический подход к изучению тепловых и ядерных процессов)

8

Тепловые явления.

3

1

2

9

Изменение агрегатных состояний вещества

3

1

2

10

Строение атома и атомного ядра

1

1

11

Диагностическая работа

1

1

3. Методические особенности содержания

Весь курс кружка разбит на 4 блока, каждый из которых решает наряду с обучающими задачами и задачи овладения разными видами деятельности при проведении разнообразных форм занятий: лекции, практические и лабораторные занятия, контроль и самоконтроль.

Первый блок по содержанию повторяет основные темы обязательного курса физики 7-го класса, содержание которых входит в ОГЭ, но не повторяется в 9-м классе. Этот блок мы условно назвали познавательным, т.к. он по значимости на известном учащимся материале решает ряд обобщенных задач, Способствующих углубленному представлению о структуре физики.

Задачи первого блока:

  • научить использовать основные положения фундаментальной физической теории к объяснению природных явлений и свойств тел;
  • подготовить учащихся к восприятию законов динамики в обязательном курсе физики 9-го класса;
  • показать значимость законов сохранения в физике (на примере механики)

Содержание познавательного блока

 Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч.)

Строение вещества. Молекулы. Диффузия.  Взаимодействие молекул. Три состояния вещества.

 Давление твердых тел, жидкостей и газов (3 ч.)

Давление твердых тел. Единицы давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Приборы для измерения давления.

Действие жидкости и газа  на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Лабораторная работа «Измерение выталкивающей силы» (2 способа).

 Работа и мощность. Энергия. (4 ч.)

Механическая работа.  Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Коэффициент полезного действия механизма.

Энергия. Виды энергии. Закон сохранения и превращения механической энергии.

Лабораторная работа «Выяснение условия равновесия рычага».

Второй блок призван создать обобщенное представление о механических явлениях в физике и познакомить учащихся с тремя способами изучения физических явлений: описательном, «законодательном» (на основании законов) и энергетическим (обобщенным).  Мы назвали его фундаментальным, т.к. он закладывает основы структурных единиц физики как науки.

Основные задачи фундаментального блока:

  • отработать на уровне владения понятийным аппаратом механики, как наиболее наглядным разделом физики;
  • использовать полученные знания и умения в обязательном курсе для решения задач повышенной сложности, анализа природных процессов и явлений;
  • познакомить с лабораторными работами как способом решения экспериментальных задач;
  • создать структурно-логическую систему выполнения лабораторных работ исследовательского типа.

Содержание фундаментального блока

Законы взаимодействия и движения тел (6 ч.)

Виды прямолинейных движений и их характеристики. Аналитический и графический способ описания движений. Относительность движения. Свободное падение.                      

Законы динамики Ньютона.

 Закон всемирного тяготения.  Закон Гука. Сила трения.

Движение тела по окружности.

 Импульс тела. Закон сохранения импульса.   Реактивное движение.                                                                    

 Лабораторные работы: «Измерение плотности вещества», «Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины», «Измерение коэффициента трения скольжения», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».        

Механические колебания и волны. Звук (3 ч.)

Динамический и энергетический способы описания механических колебаний.

Звуковые колебания и волны. Характеристики звука. Эхо.

 Лабораторная работа: «Исследование зависимости периода или частоты колебаний математического маятника от длины нити».

Третий блок посвящен изучению одного из самых больших и сложных для осознания разделов физики – электромагнетизму и формированию основного понятия электромагнитного поля. Факультатив позволяет подойти к изучению этого раздела не аналитически (от простых форм поля - статических к обобщенному), а наоборот. Выбрать путь синтеза, заложив в основу способы получения электромагнитного поля в разных системах отсчета (относительность представлений о поле способствует взаимосвязи механики и электромагнетизма). После введения понятия электромагнитного поля повторение начинается с простейших форм.

Основные задачи практического блока:

  • подготовить понятийную базу для изучения электромагнитного поля в обязательном курсе физики 9 класса;
  • познакомить со структурой метода познания: наблюдения – гипотеза – экспериментальная проверка – вывод - применение;
  • научить использовать методы познания для объяснения физических явлений;
  • научить выбору основного подхода в решении сложных задач: разбить сложную задачу на ряд простых; энергетический подход к анализу текста задания; анализ или синтез в решении задачи, создав схему действий по использованию каждого из приемов.

В связи с практической значимостью блока по содержанию и использованию организационных навыков на различных формах проведения занятий этот блок назван практическим.

Содержание практического блока

        Электрические явления (4 ч.)

Электризация тел.    Электрическое поле. Электрон.

 Электрический ток и его действия. Характеристики электрического тока. Закон Ома для участка цепи.  Закон Джоуля–Ленца. Соединение проводников.                                                    

Лабораторные работы: «Измерение сопротивления проводника», «Определение работы и мощности электрического тока в проводнике», «Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника», «Проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников».                            

Электромагнитное поле (1 ч.)

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное. Направление тока и линий магнитного поля.  Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.      Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.                          

Световые явления (3 ч.)

Распространение света. Отражение света. Плоское зеркало.                                                                                

Преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах.                                      

Лабораторная работа  «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»                                                                                    

Четвертый блок по содержанию объединяет две совершенно разные, несовместимые темы, объединенные единым энергетическим подходом в их изучении (тепловые явления и ядерные превращения). Он будет исследовательским для учащихся, результатом, которого станет единство физической картины мира.

Основные задачи исследовательского блока:

  • познакомить с основами термодинамики как физической теории;
  • научить применять полученные ранее организационные умения к анализу тепловых и ядерных процессов;
  • отработать графический способ решения задач при агрегатных изменения вещества;
  • доказать на практике эффективность энергетического подхода в решении сложнейших природных процессов.

Содержание исследовательского блока

        Тепловые явления (3 ч.)

Внутренняя энергия.    Способы теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.   Уравнение теплового баланса.   Энергия топлива.  

                                            Изменение агрегатных состояний вещества (3 ч.)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание.    График плавления. Удельная теплота плавления.        

Испарение и конденсация.  Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении и выделение ее при  конденсации.      

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

Влажность воздуха.          

        Строение атома и атомного ядра (1 ч.)

Модели атомов.  Радиоактивность. Радиоактивные превращения атомных ядер.  Законы сохранения в ядерных процессах

                    В каждом блоке учителем осуществляется контрольный срез, включающий в себя те задания и навыки, которые учащиеся приобрели в этом блоке. Важным для учащихся моментом является обучение самоконтролю при решении практических заданий и лабораторных работ.  

Заканчивается  курс  кружка итоговым тестированием, которое приближено к работе ученика в условиях ОГЭ.                                                                                                              

         4.  Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов:

  • усвоят основные приемы мыслительного поиска;
  • овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста;
  • получат навыки к решению сложных задач.

Выработают умения:

  • самоконтроля времени выполнения заданий;
  • оценки объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидки границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту)

                                     

                                                                                         

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Список литературы

  1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения: Пособие для учителя. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1983. – 432 с.
  2. Бендриков Г.А., Буховцев Б.Б,, Керженцев В.В., Мякишев Г.Я. Физика. Сборник задач (с решениями). — М.: Оникс 21 век, Альянс-В, 2002.
  3. Гольдфарб Н.И. Сборник вопросов и задач по физике. Учеб. пособие для поступающих во втузы. — М.: Высш. школа, 1975. — 368 с.
  4. Кирик Л.А. Физика –7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.— М.: Илекса, 2002. — 128 с.: ил.
  5. Кирик Л.А. Физика - 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.— М.: Илекса, 2003. — 160 с.: ил.
  6. Кирик Л.А. Физика –9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.— М.: Илекса, 2003. — 176 с.: ил.
  7. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс/Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2011.- 80с.
  8. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 8 класс/Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2012.- 80с.
  9. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 9 класс/Сост.Н.И.Зорин.-М.:ВАКО, 2011.- 96с.
  10. Пёрышкин А.В.  Физика 7кл.: Учеб.для общеобразоват.учреждений.-М.:  Дрофа, 2009  
  11.  Пёрышкин А.В.  Физика 8кл.: Учеб.для общеобразоват.учреждений.-М.:  Дрофа, 2009
  12. Пёрышкин А.В.  Физика 9 кл.: Учеб.для общеобразоват.учреждений / А.В.Перышкин, Е.М.Гутник.-М.:  Дрофа, 2010   
  13. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов, 20е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2009.- 334 с.        
  14.  Пурышев Н. С. ОГЭ. Физика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие./Н.С. Пурышев. – Москва: Интелект – Центр, 2017. – 160 с.                                                                                              
  15. Сборник задач по физике: 7-9 классы./Авт.-сост.Е.Г.Московкина, В.А.Волков. – М.: ВАКО,2011.-176 с.

Интернет-ресурсы

  1. ГИА 2032. Физика. Открытый банк заданий ГИА 2032 по физике: прототипы заданий.
  2. http://www.fizikagia.ru
  3. http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
  4. http://fizika.by.ru/index.html -  Физика online
  5. https://examer.ru/ege_po_fizike/2018/
  6. https://videouroki.net/razrabotki/fizika/ege-8/11-class/
  7. http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/08/19/kratkaya-teoriya-dlya-podgotovki-k-ege
  8. https://phys-ege.sdamgia.ru/
  9. https://neznaika.pro/ege/physics/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Факел"

Программа дополнительного образования по организации работы кружка "Факел" в школьном Музее Боевой и трудовой славы....

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс

Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...

Дополнительная образовательная программа "Технология подготовки учащихся к сдаче экзаменов (Starters, Movers, Flyers)

Данная программа предназначена для дополнительных занятий по английскому языку  школьников младшего возраста с целью углубления знаний учащихся и развития необходимых навыков при тестировании ...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (7 класс)

Программа «Физика в природе» согласованна по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.Ведущая идея программы &nda...

Дополнительная образовательная программа кружка "Физика в природе". (8 класс)

Программа физического кружка составлена для учащихся 8 класса и спланирована так, что занятия кружка приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исслед...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...