Внеурочная работа по физике: организация недели физики.
методическая разработка по физике на тему

Борисенко Анжелина Алексеевна

 

        Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно – воспитательного процесса.

         Внеурочная работа является важным средством развития:

·         интереса учащихся к предмету,

·         их творческих способностей,

·         способностей овладевать новыми знаниями,

·         коммуникативных умений,

·         умения работать в коллективе

Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. Последние годы характеризуются резким ростом дополнительных нагрузок на школьных учителей, большой занятостью учащихся при подготовке к ЕГЭ (русский, математика), сокращение времени на изучение физики, а у учеников – потерей интереса к учебе. В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях. Но ситуация меняется и есть надежда на то, что ученики повернуться лицом к школе и к занятиям физикой.

 

                                                                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon predmetnaya_nedelya_fiziki.zip425.78 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная работа по физике:

организация недели физики.

Борисенко А.А.

Учитель физики МКОУ О(С)ОШ

г. Холмск Сахалинской области.

Хитрые люди презирают знания, 
простаки удивляются ему, мудрые пользуются им. (Т. Маколей)

        Занятия физикой после уроков – неотъемлемая часть школьного учебно – воспитательного процесса.

        Значение.  Внеурочная работа является важным средством развития

  • интереса учащихся к предмету,
  • их творческих способностей,
  • способностей овладевать новыми знаниями,
  • коммуникативных умений,
  • умения работать в коллективе.

         Формы внеурочной работы. Их много и их можно разделить на две большие части: 1) массовые и 2) индивидуальные, групповые.

                                                                                                                                                               Схема 1.

Формы

внеурочной работы

индивидуальные

групповые

массовые

        

  • Вечера
  • Олимпиады
  • КВН
  • Конкурсы
  • Соревнования
  • Учебные игры
  • Просмотр презентаций
  • Устные журналы
  • Подготовка докладов, рефератов, сообщений
  • Постановка опытов
  • Подготовка демонстраций для уроков
  • Изготовление приборов
  • Конструирование приборов и моделей
  • Подбор вопросов и заданий для викторин
  • Составление сценариев
  • Создание компьютерных презентаций по теме

    Не секрет, что в последние годы интерес к изучению предметов естественно-математического цикла падает. Это не только результат недостатков в работе школы и педагогов, но, в первую очередь, реалии современной жизни. Последние годы характеризуются резким ростом дополнительных нагрузок на школьных учителей, большой занятостью учащихся при подготовке к ЕГЭ (русский, математика), сокращение времени на изучение физики, а у учеников – потерей интереса к учебе. В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает на нас, учителей физики, определенные обязанности по подготовке фундамента, на котором и будет вестись формирование грамотных специалистов в различных областях. Но ситуация меняется и есть надежда на то, что ученики повернуться лицом к школе и к занятиям физикой.

    Обучающимся нашей школы - с низкой учебной мотивацией, слабыми учебными навыками, немотивированных на продолжение учебы, познание нового – большинству нравится то, что им не очень сложно, но интересно, и прежде всего – работа на компьютере. И эти факторы мы учитываем, ибо они помогают привлечь ребят к внеклассной работе.

     Как показывает школьная практика, массовым успехом в основном пользуются одиночные мероприятия, которые занимают, не очень много времени и при подготовке, и при проведении.

     

      Тематика занятий. По тематики внеурочные мероприятия можно разделить на две группы.

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                       Схема 2.

Общественная

Межпредметная

Физическая

Тематика

занятий

       К общественной тематики можно отнести такие темы, как  «Физика и охрана окружающей среды», «Научно – технический прогресс – это путь к благу или гибели человечества?».

      Чисто физическую тематику представляют мероприятия, посвященные какому-то одному или нескольким вопросам курса физики, например «Простые механизмы», «Электромагнитные излучения».

        К межпредметным можно отнести темы, которые, которые увязывают знания по физике со знаниями из других наук и отраслей техники, например, «Физика, ставит диагноз и лечит», «Физика и космические исследования».

        Конструирование содержания внеурочного мероприятия.  Часто этот процесс происходит на интуитивном уровне, что не всегда приводит к лучшим результатам. Знание выработанных наукой и практикой методических рекомендаций помогает выстроить каркас мероприятий, а также его содержание с учетом важных педагогических и психологических факторов, конечно, это не означает, что все должно быть строго академично и втиснуто в жесткие рамки.

        1. Выбрав тему, нужно выделить в ней вопросы, которые намерены раскрыть.

        Например, тема «Мир магнитов и магнитных полей».  Выделяем вопросы, которые хотим осветить:

  • Постоянные магниты (конкурс «Такие разные магниты»),
  • Связь электрического тока и магнитного поля (конкурс «Ток и магнит – неразлучные близнецы – братья»),
  • Использование магнитов и магнитных полей на производстве и в медицине (презентация «Магнит в рабочей спецовке и в медицинском халате») и тп.

        2. Определив тему, цель и замысел мероприятия, нужно разделить относящийся к нему материал на ранги:

     описывающий (к нему относятся формулировки понятий и законов, определения…- без доказательств),

     объясняющий (связан с раскрытием смысла явлений, фактов, опытов…),

     доказывающий (содержит доказательства разных видов: логические, экспериментальные, практические),

     поисковые  (посвящены поиску нужной информации или объектов),

    практический  ( постановка опытов, решение задач),

    связывающий  (соединяет воедино разные факты, явления, объекты, события).

       Это поможет придать этапам или частям мероприятия смысловое разнообразие, а самому мероприятию – большую глубину.

          3. Целесообразно включать в мероприятие разный по содержанию материал: по теории, эксперименту, истории науки и техники, великих людях и др. Это расширит кругозор и интерес школьников, и каждый ученик найдет себе дело по душе.

           4.  Для того чтобы вовлечь больше учащихся, разных по уровню подготовки, нужны задания разной сложности, т.е. надо предварительно провести ранжирование по уровню сложности, а именно разделить на:

репродуктивные (воспроизведение знаний, т.е. повторение пройденного),

на применение знаний в знакомой ситуации,

творческие (создание нового объекта, выполнение неизвестной дотоле работы).

       

           Ядром системы внеклассной работы, ее основным элементом может стать предметная неделя. Предметная неделя как форма методической, учебной и внеклассной работы в школе представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, объединенных общей темой. Мероприятия предметной недели расширяют привычные рамки изучения той или иной дисциплины, предлагают разнообразные формы деятельности, способствуют личностному развитию учащихся, их профессиональному самоопределению. Задача проведения недели физики — развитие интереса учащихся к данному предмету, а также профессиональная ориентация школьников. В недели физики заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В ней учащиеся приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Она развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

           Формы проведения и содержание предметных недель различны. Это и предметные олимпиады, и нестандартные уроки, различные конкурсы (газет, кроссвордов, ребусов, компьютерных презентаций), КВН, викторины, вечера, проведение семинаров. И, конечно же, итоговое общешкольное мероприятие, завершающее предметную неделю, или открытое мероприятие в рамках недели.  При планировании предметной недели выбираешь основную тему, идею, вокруг которой строится дальнейшая работа, продумываешь оформление и мероприятия, стараешься учитывать разную подготовку учащихся, так как основная задача предметной недели – привлечь и заинтересовать каждого ученика. Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам.  В конце проведения недели обязательно подводятся итоги. Победители и наиболее активные участники отмечаются грамотами, сувенирами, книгами, ставятся положительные оценки.

    Я придерживаюсь следующих требований к организации и проведению недели физики:

  • она должна содержать образовательный аспект;
  • должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся;
  • обязательный элемент мероприятия — его эмоциональность;
  • должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
  • обязателен элемент соревнования, что всегда приводит к рефлексии учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся

       Предметная неделя проводится каждый год. В начале учебного года составляется план проведения предметных недель, определяются сроки. У нас неделя физики  бывает в марте, апреле. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов школы. 

За неделю до начала предметной недели вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие. Предварительно раздаются темы с рекомендательным списком литературы. Учитель помогает учащимся в составлении плана выступления. Также  проводятся конкурсы физических газет, сообщений, интересных фактов, презентаций. Условия конкурса сообщаются заранее. Предлагаются следующие рубрики (одни темы остаются, другие меняются, стараемся учесть актуальность темы):

1. Краткое сообщение интересных фактов по физике и ее истории (под общими заголовками «Знаешь ли ты, что…», «В мире интересного»).

2. Наш календарь. Очень краткое сообщение по истории физики.

3. Занимательные задачи.

4. Физики шутят.

5. Высказывания великих людей о физике.

6. В мире науки и техники.

7.  Физики России.

         Во время проведения недели физики на каждом уроке (10 - 15 минут) выступают учащиеся со своими сообщениями, интересными фактами, анекдотами, занимательными задачами. Оценки я не жалею.

         Мероприятия, которые проходят в дни недели физики, стараюсь сделать яркими, запоминающимися, актуальными, они должны пропагандировать физические знания среди учащихся и выявлять наиболее способных ребят.

         Последние два года в рамках недели физики я провожу «Устные журналы». Они выгодно отличаются от других внеклассных мероприятий широтой и свежестью информации, занимательностью форм организации работы, широким простором для самостоятельности и творчества учащихся, большим количеством участников, вовлечение в работу даже зрителей. Содержание «Устного журнала» может отображать одну тему или целый комплекс самых разнообразных вопросов, т.е. журнал может иметь тематический или обзорный характер. Методы оформления страниц журнала могут быть самыми разнообразными:

  • выступления учащихся;
  • демонстрация занимательных физических опытов;
  • викторины;
  • чтение художественных произведений, стихов, исполнение песен, музыкальных произведений, мини спектаклей и т.д.

         Широко применяются в журнале технические средства: видеофильмы, аудио записи, компьютерные презентации.  

      Устный журнал - «Удивительное рядом» - был задуман мною с целью развить интерес учащихся к знаниям по физике, разжечь их любознательность.  При подготовке журнала ребятам были сообщены его замысел и план, а потом даны задания (по выбору): подготовить ту или иную страницу. Таким образом, в проведении журнала оказались вовлечены более 12 человек: ведущие, выступающие, компьютерное сопровождение + зрители. Ведущие журнала объединяли различные темы страниц, а начали они с любопытных фактов из жизни знаменитых ученых.

       Первая страница – «Удивительное рядом» - была посвящена калейдоскопу нераскрытых тайн и  удивительным творениям живой природы (копилка по данной теме постоянно пополняется).  

       Вторая страница – «Чудеса? Нет, физика» - была посвящена демонстрации опытов, которые были выбраны по принципу – очень просто, но удивительно. Здесь же - «Удивительное рядом» - затронули тему космоса: «Герои космоса», ведь в апреле день космонавтики.

       Третья страница – «Звуки и мы» - напомнила нам, что мы живем в мире звуков, их влияние на нас.

       Четвертая страница – «Немного истории» - рассказала о том, что является толчком для совершения великих открытий.

       Пятая – «Верите ли вы?» - посвящена зрителям, они должны были ответить «да» или «нет» на задаваемые вопросы, попытаться объяснить свои предположения.

       Шестая – «Физики шутят» - интересные истории из жизни известных ученых – физиков и изобретателей и шуточные вопросы зрителям (отвечать, нужно опираясь на знания по физике).

       Седьмая – «Физические загадки» - простые, но требующие пояснение «Что это такое».

         И заключение,  где подводятся итоги и награждаются участники и самые активные зрители.

    Устный журнал «Радиация: мифы и реальность» был проведен в связи с событиями в Японии – разрушение вследствие землетрясения  АЭС на Фукусиме. Япония – наши соседи, поэтому тема была более чем актуальна. Был определен круг вопросов, на которые все хотели получить ответы.

1 страница – вступление «Радиация повсюду», говорилось о том, что мы живем в мире радиации.

2 страница – историческая справка –презентация «Радиоактивное излучение» о открытии радиоактивности.

3 страница –« Крупнейшие радиационные катастрофы».

4 страница – «Повлияли ли массовые испытания ядерного оружия на нашу планету?»

5 страница – «Как повлияли аварии на АЭС на здоровье людей?»

6 страница – фрагмент видеофильма «Чернобыль. 20 лет спустя»

7 страница – «Приносит ли радиоактивные вещества какую – то пользу людям?», напомнила о положительном опыте применения радиации.

8 страница – «Есть ли какие – то способы защиты от радиации?»

9 страница – «Методы и способы защиты и профилактики от радиоактивного заражения»

10 страница – «Лучевая болезнь», была обыграна как разговор «врача» с пациентами.

      Ребята приняли активное участие: помогали с поиском материала, формулировали вопросы, занимались оформлением. На открытое мероприятие собралась почти вся школа: учителя, ученики, технический персонал. Ученики выступили с энтузиазмом, они уже знали ответы на некоторые вопросы, их слушали очень внимательно, благодарили. Участники проведения журнала были награждены.  

     

       В заключении необходимо отметить, что «Устный журнал» базируется на основном курсе физики, углубляя и расширяя знания и интерес учащихся к предмету, также применяются знания из области других дисциплин: математики, химии, биологии, музыки и т.д.  Тем самым он направлен на стирание грани основного и дополнительного образования, а также на создание интегрированных межпредметных проектов и научно- исследовательских работ.

      После праздника приходят будни, но интерес к предмету остается и его надо закреплять ежедневной работой и на уроках и после уроков. Организуя интересные мероприятия по предмету, мы отвращаем подростков от улицы и ее вредного влияния, вовлекаем в творческую работу, снимаем сковывающие каждого ученика на уроке барьеры, способствуем развитию способностей и самостоятельности, росту самосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учеников 9 -11 классов к проведению недели физики в школе "Физика - опора и основа всех без исключения наук!"

Тематические разделы межпредметных связей физики, краткое их описание, рекомендации для создания проектов и творческих работ учащимся 9 - 11 классок к проведению нед...

Внеурочная работа. Мероприятия Декады точных наук (физика)

С 18 по 28 января 2016 года в СП №1 прошла «Декада точных наук».На уроках физики учащиеся 8-х классов приняли участие в «Физическом марафоне». 9-е классы на уроке-проекте увлеченно погрузились в творч...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

статья "Неделя физики и химии. Внеурочная деятельность"

Внеурочная деятельность направлена на повышение интересов учащихся к предметам естественнонаучного цикла (физика и химия) и, следовательно, повышения качества знаний по этим предметам...

Организация внеурочной работы по физике

Рабочая программа проведения факультатива по физике для учащихся 8-9кл. Программа разработана для проведения занятий 1 урок в неделю....

Методические рекомендации для учителей физики «Организации внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»»

Vетодические рекомендации предназначены для организации внеурочной деятельности  по теме «Основы нанотехнологий» учителям физики. Пособие содержит программу внеурочной деятельности &l...

Организация внеурочной работы по физике

Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, ра...